Камеронова галерея в Царском селе построена в период царствования Екатерины II, когда дворцовый парк претерпел наибольшие изменения. Его благоустройством императрица увлеклась так же усердно, как ее предшественница Елизавета Петровна переоборудованием Екатерининского дворца. До самой кончины Великая государыня руководила благоустройством и украшением парка.
Приблизительно в середине своего правления (1779) Екатерина II пригласила лондонского зодчего Чарльза Камерона для возведения парковых построек «в античном стиле» летней императорской резиденции. Так появился удивительный ансамбль (1783—1786), состоящий из терм («Холодных бань») с Агатовыми комнатами, Висячего сада и Камероновой галереи в Царском селе, описание с фото которой приведены в статье.
Новое правление — новый стиль
Считая Большой Царскосельский дворец старомодным, Екатерина Великая именовала его частенько «взбитым кремом». С началом ее царствования стремительно развивается новый стиль — русский классицизм. На смену причудливому декору и обилию затейливых элементов елизаветинского барокко пришли античные пропорции, элегантная простота очертаний и умеренное, почти аскетическое оформление архитектурных сооружений. Характерные особенности зрелого классицизма великолепно представлены в конфигурации и отделке Камероновой галереи в Царском селе. Стилем античности Чарльз Камерон владел непревзойденно, и ему удалось с особым изяществом воплотить в комплексе атмосферу исторической эпохи.
Специалист по римским термам
Почему императрица пригласила именно этого английского зодчего? Камерон работал в направлении классицизма задолго до того, как стиль пришел Россию. Он считался архитектором с высочайшим уровнем профессионального мастерства и знаний. Кроме того, с 1766 до 1779 года он прожил в Италии, где изучал тонкости античной архитектуры. Особенно его интересовали римские термы, научный труд о которых он начал писать еще в Лондоне. Больше десяти лет Камерон лично делал замеры, чертежи, рисунки римских строений и архитектурных элементов, которые вошли в его весьма основательное произведение «Термы Римлян». Его углубленные познания воплотились в ансамбле «Холодных бань», Висячего сада и галереи.
Конструкция далеко не сразу стала именоваться в честь архитектора, а лишь с 1885 года, когда журнал «Зодчий» опубликовал статью исследователя истории архитектуры Н. Петрова, неоднократно называвшего галерею в Царском селе Камероновой.
Расположение и архитектурные особенности
В 1780 году архитектор приступил к проектированию в Царскосельском парке комплекса, который воспроизводил в уменьшенном масштабе досконально изученные ним римские термы. Ансамбль начинается с восточной стороны дворца двухэтажным зданием «Холодных бань». Они овальным вестибюлем-лоджией соединены с Висячим садом, который ведет к длинной галерее, что заканчивается у озера в парке впечатляющей лестницей. Поскольку здание галереи находится на пологой местности, цоколь из тесаного камня значительно повышается в направлении озера, и высота строения у парковой лестницы равна высоте дворца, хотя это и незаметно из-за покатого рельефа.
Конструкция смотрится величественно и одновременно изящно благодаря оригинальной задумке зодчего. Эффектность строения базируется на принципе контрастов, что хорошо заметно на фото Камероновой галереи в Царском селе. Первый этаж выполнен из пудостского камня (известкового туфа), напоминающего пористой текстурой пемзу и придающего объекту благородный вид «старины». В противоположность этой фундаментальной основе белоснежный второй этаж с 44 стройными античными колонами кажется воздушным и невесомым.
Пудостский камень также послужил материалом для арочного основания Висячего сада и внешней отделки первого этажа «Холодных бань», что создает гармоничную целостность всего ансамбля.
Комнаты первого этажа и Цветной садик
Внутри Камеронова галерея в Царском селе претерпела изменения только в помещениях первого этажа. Сейчас переоборудованные залы предназначены для временных экспозиций. Когда-то здесь были апартаменты фрейлин. Потому садик, примыкающий к зданию, именуется Фрейлинским. Очаровательное место, предназначенное для уединенных прогулок, также проектировал Камерон, а растительным оформлением занимался младший Буш, сын гениального царскосельского садовника. Из-за обилия ярко цветущих растений сад также называли Цветным.
Второй этаж с колоннадой
Конструкция, словно царствуя, доминирует над окружающим ландшафтом. Застекленный павильон верхнего яруса, окруженный с четырех сторон широкими открытыми террасами и каннелированными колоннами, задуман как бельведер для созерцания природы и философских раздумий императрицы. Потому с любого места открытых террас просматривается чудный вид на парк. Это было одно из любимых мест Екатерины II, и она часто совершала прогулки по Камероновой галерее в Царском селе.
Лестница
Как завершение всего архитектурного ансамбля, Камерон планировал широкую гранитную лестницу, спускающуюся от первого этажа в парк. Единственное изменение, внесенное Екатериной в проект, — это пожелание того, чтобы ступени вели до колоннады второго этажа. Задача решена архитектором очень изящно: две поворотные лестницы симметрично полукругом обрамляют дверной арочный проем первого этажа. Композиция смотрится настолько гармонично, что может считаться самостоятельным шедевром архитектуры.
Творение венчают бронзовые скульптуры Геркулеса Фарнезского и Флоры, установленные на пилонах по обеим сторонам ступеней. Эти две копии мраморных прототипов из Национального неаполитанского музея Камерон заказал еще в процессе строительства комплекса.
Скульптурная коллекция
Государыня намеревалась галерею непременно обставить статуями. Так было принято украшать дворцы со времен позднего ренессанса. В год завершения строительства (1787) Екатерина повелела установить на террасах восемь довольно крупных композиций, выполненных из мрамора и бронзы. Благодаря имущественному описанию Камероновой галереи в Царском селе, что хранится в архиве дворца, можно с точностью сказать, что это за статуи. Все были копиями шедевров итальянских и французских скульпторов, среди которых находилась конная статуя Людовика XIV и сидящего в кресле Вольтера.
Через год (1788) на южном фасаде галереи по велению Екатерины выставили несколько бюстов, среди которых находилось изображение древнеримского философа и драматурга Сенеки. Так было неслучайно: императрица хорошо знала и нередко цитировала труды мыслителя.
Подборка бронзовых бюстов
Камерону с немалым трудом удалось убедить высочайшую заказчицу освободить колоннаду от восьми прекрасных, но слишком громоздких изваяний. Через три года их установили во Фрейлинском садике. А длинные переходы решено было украсить исключительно бюстами выдающихся личностей и персонажами античной мифологии, исполненными в бронзе. Императрица сама решала, чьи скульптурные изображения достойны места в ее собрании. Так возникла своего рода выставка замечательных портретов, неотъемлемо связанных с Камероновой галереей в Царском селе. Описание и отзывы об этой экспозиции включены во многие издания по искусствоведению - как отечественные, так и зарубежные.
Колоннада постепенно заполнялась бюстами богов, героев, поэтов, мыслителей, императоров, политических деятелей. Прототипами служили головы известных статуй древнего Рима и Греции эпохи Возрождения и более поздних времен. Некоторые портреты заказывали особо. Гипсовые модели выполняли преимущественно итальянские скульпторы, а отливка производилась в мастерских Академии художеств Санкт-Петербурга. Также из Европы придворные привозили готовые произведения, подходящие для Екатерининской коллекции. Экспозиция насчитывает 69 бюстов. В тщательном долгом подборе экспонатов не обошлось без любопытных историй и казусов.
Бюсты, установленные по случаю
Громовые раскаты поражали Санкт-Петербург, когда летом 1790 года шведский флот прорывался из захвата русской эскадры. Победа была близка, и Екатерина II в этот день заказала бюст легендарного Ахиллеса, которого так чтил Александр Македонский. Императрица также идеализировала образ героя Троянской войны и глубоко симпатизировала древнегреческому царю, ощущая с ним тождественность многих свойств характера. Гораздо позднее бронзовое изваяние по его атрибутике определили как образ бога войны Ареса. В этом возможно усмотреть некий таинственный смысл, учитывая момент, при котором статуя была заказана.
Когда французское государство уже два года было объято революцией, российская правительница в 1791 году заказала бюст великого полководца Цезаря — усмирителя народов Галлии (современной Франции). Она считала, что тот бунтарский беспредел доведет страну до состояния дикости. Тогда же колоннаду украсили скульптурные изображения бога света Аполлона, бесстрашного героя Геракла, носителей мудрости и просвещения: поэтов, писателей, философов, ораторов. В этом содержалась глубокая символика, совершено понятная тогдашним современникам.
Отвергнутые кумиры
Французская революция подвигла Екатерину II к идее поместить в галерее бюсты мудрых государственных деятелей, политиков и прогрессивных людей, способствовавших умиротворению народов. Она составила и утвердила список подобных личностей. К 1794 году были готовы скульптурные портреты Марка Аврелия, Сципиона Африканского, Тита, Германика, Веспасиана, Септимия Севера. Для отливки оставались бюсты Каракаллы и Тиберия. Но правительница решила, что бронзовым портретам своенравного распутника Каракаллы и деспотичного Тиберия не место в ее коллекции. Взамен них, возможно, в угоду давним республиканским увлечениям, она заказала изображения Митридата и Брута. Однако пришедшая весть про казнь французского короля подвигла государыню окончательно отказаться от республиканских помыслов, а бюст Брута из галереи велела удалить. Последним в ее списке было утверждено изображение Ломоносова.
На этом к середине 1793 года полный реестр статуй был завершен. Последние бюсты отлили в период 1794—1796 годов с гипсовых моделей, которые Камерон заказал у талантливого итальянского скульптора Кончецио Альбани. Завершилась установка бронзовых изваяний незадолго до кончины Великой императрицы.
Еще одной скульптурой Камероновой галереи в Царском селе стала композиция, установленная в конце XIX века: уменьшенная копия памятника Великой государыне, что находится на Невском проспекте.
После немецкой оккупации Ленинграда весь дворцовый комплекс значительно пострадал. В трудные послевоенные (1946—1947) годы галерею восстанавливали одной из первых. Бережная работа реставраторов досконально воспроизвела ее первоначальный облик, что позволяет восхищаться этим великолепным образцом русского классицизма и сегодня.