Ребенок приходит в этот мир для любви. Он сам наполнен ею и готов дарить это чувство своим родителям. Однако нередко из любознательного и улыбчивого малыша вырастает задерганный и абсолютно не приспособленный к жизни человек. С чем это может быть связано? Психологи отвечают на этот вопрос однозначно – с родительскими установками и стилями воспитания. Взрослые люди своим отношением к маленькому человечку оказывают на него огромное влияние, полностью формируя все его представления о жизни. Многие делают это неосознанно и в полной уверенности, что поступают правильно. Ведь их родительское отношение и стиль воспитания формируется из того, как складывались когда-то их собственные отношения с родителями. Таким образом можно сказать, что, общаясь с малышом, вы не только здесь и сейчас создаете его будущее, но и оказываете непосредственное влияние на жизнь своих потенциальных внуков. Зарубежные и отечественные психологи создали несколько классификаций стилей родительского воспитания. Их очень часто используют в своей работе педагоги, чтобы лучше понимать своих учеников. Нередко знакомство с классом начинается с изучения на родительском собрании стилей родительского воспитания. Данная информация является очень важной для того, чтобы составить представление о характере ребенка и помочь ему найти свое место в социуме. Сегодня мы рассмотрим стили родительского воспитания в психологии и то влияние, которое они оказывают на еще неокрепшие юные души.
Родительская любовь к ребенку и роль семьи в его воспитании
Тема взаимоотношений родителей и детей неисчерпаема. Несмотря на хорошую теоретическую базу и обширный накопленные опыт, психологи до сих пор считают ее изученной не полностью. Значит, на эту тему можно говорить еще долго.
Известно, что любовь к своему чаду должна быть обязательно. Такое чувство может подарить только мать, связанная с ребенком невидимыми узами еще до его появления на свет. Безусловная любовь не только дает малышу чувство безопасности и уверенности в своих силах, но и ставит определенные рамки, в границах которых вырастает счастливая и гармоничная личность. Считается, что здоровая мать должна испытывать как желание быть с крохой, помогать ему, наставлять и не вторгаться в личное пространство, так и отпустить ребенка, когда придет время. Можно сказать, что любое общение с матерью (физическое, словесное либо эмоциональное) влияет на психическое и физическое здоровье ребенка. В будущем это скажется на его жизненных установках и успехах во всех сферах деятельности.
Любовь родителей должна нести в себе поддерживающую и развивающие функции. Только при подобном отношении в нужный момент ребенок сможет спокойно отделиться от своей семьи, но продолжит ощущать себя любимым.
Однако не только мать отвечает за стиль воспитания и формирование личности крохи. На подрастающее чадо влияют все члены семьи и взаимоотношения между ними. Семья должна выступать не только в роли среды, в которой происходит закладка всех личностных качеств подрастающего малыша, но и того места, где он впервые знакомится с социумом и учится занимать в нем определенную позицию. Регулярно наблюдая различные семейные ситуации и пути, которыми взрослые разрешают их, ребенок приобретает свое видение этого мира и получает представление о социальных ролях. Теплые и доверительные отношения в семье становятся залогом появления у малыша здоровой самооценки, уверенности в своих силах и наработки схем преодоления трудностей. Семьи, где царит холод в отношениях, оказывают на ребенка противоположное влияние. Он вырастает замкнутым, запуганным, не способным брать на себя ответственность. Такой человек обладает массой других качеств, мешающих ему проявить себя в обществе. В последние годы американские психологи написали несколько трудов, где давали научное обоснование термину «отчуждение». По мнению специалистов, он характерен для большинства современной молодежи и обусловлен особенностями воспитания.
Особенности воспитания молодого поколения
Психологи считают, что современная семья имеет ряд черт, ведущих к формированию особого типа личности:
- Заинтересованность в карьерном росте. Уже не одно десятилетие в обществе царит тенденция соединения материнства с профессиональным ростом. Мамам навязаны представления о необходимости развиваться, рано выходить на работу и проводить на ней много времени. Часто не только пять дней в неделю, но и оставшиеся два, которые должны быть выходными, дети проводят с нянями и бабушками, а не с родителями, которые свою жизнь посвящают продвижению по карьерной лестнице. Из-за этого они теряют эмоциональный и духовный контакт с ребенком.
- Увеличение разводов. Количество неполных семей с каждым годом растет, что зачастую приводит к детским психологическим травмам, усугубляющимся снижением материального достатка.
- Достижения цивилизации. Сегодня принято окружать ребенка разнообразными гаджетами, новинками инженерной мысли и техническими приборами, призванными развлекать его. Однако именно это сводит к нулю общение между всеми членами семьи, провоцируя то самое отчуждение.
В описанных условиях формируется особый тип личности. Изначально для него характерны безразличие, нежелание действовать и брать на себя какую-либо ответственность. Часто это сопровождается неприязнью к взрослым, включая своих близких. В дальнейшем негативное влияние на психику ребенка может трансформироваться в нарушения мыслительных процессов. Это выражается в невозможности связно выражать свои мысли, запоминать понятия и формулировки, совершать манипуляции с числами.
За долгие годы изучения отношений между родителями и детьми психологи пришли к мнению, что формирование личности напрямую зависит от стилей родительского воспитания в семье. О них и пойдет речь в статье.
Возникновение теории о стилях воспитания и ее развитие
Еще древние философы и ученые понимали, что стили родительского воспитания и личность ребенка тесно взаимосвязаны. Поэтому в период становления психологической науки специалисты не единожды обращались к этой теме. Приблизительно в середине прошлого века впервые заговорили об определенных стилях родительского воспитания и том, какое влияние они оказывают на формирование личности ребенка и его психологическое, а также эмоциональное состояние. Окончательно данная теория оформилась в семидесятые годы прошлого века. В этот период Диана Бомринд выделила и описала три типа взаимоотношений между родителями и детьми. Каждому из них давалось описание, исходя из нескольких факторов:
- Контроль.
- Общение.
- Эмоциональная теплота.
- Зрелость требований и так далее.
Психолог дала характеристику трем стилям воспитания. Но через десять лет ее классификация подверглась некоторой корректировке. Два известных американских психолога обосновали, что в основе отношений между родителями и детьми лежат всего лишь два основных фактора. Именно из того, в какой степени они выражены, формируется взаимодействие между взрослыми и маленькими членами семьи. Каждый из факторов имеет свое описание:
- Родительский контроль. Все мамы и папы в разной степени контролируют своих детей. Одни строят воспитательный процесс на перечне запретов. В такой семье ребенок лишен права выбора и не может делать ничего, из того, что ему хотелось бы, если это не устраивает родителей. Его мнение никогда не учитывается, а количество обязанностей зашкаливает. Другие родители пускают все "по течению". Дети имеют возможность высказывать свое мнение и выражать эмоции, а ограничение их самовыражения стремится к нулю.
- Родительское принятие. Данная формулировка близка к понятию безусловной любви. В одних семьях царит теплота, любовь, похвала, поддержка и минимум наказаний. Там, где уровень принятия низок, дети подвергаются жестким наказаниям, постоянному порицанию и неодобрению, их начинания не поддерживаются, а жалобы и просьбы отклоняются.
Перечисленные факторы были преподнесены в качестве двух пересекающихся осей, а на них расположились стили родительского воспитания, определить которые можно по высокому либо низкому уровню родительских контроля и принятия. Данная классификация была принята за основу, которая активно используется в работе современными психологами.
Основные стили родительского воспитания в семье
Психологи уверяют, что практически невозможно встретить в одной семье единый стиль воспитания. Чаще всего мамы, папы, бабушки и дедушки воспитывают чадо по-своему. Кто-то из них более мягок, а кто-то излишне тверд, поэтому можно говорить о совокупности стилей. Отчасти это неплохо. Ведь ребенок учится примерять на себя различные роли. Однако разные родительские установки и стили воспитания могут привести к перегибам. Эти крайности уже негативно влияют на психику малыша. Поэтому так важно определить тот родительский стиль воспитания, который царит в вашей семье. Как мы уже говорили, их четыре:
- Авторитетный.
- Авторитарный.
- Пренебрегающий.
- Разрешающий.
Каждый из них требует более подробного описания.
Авторитетный
Среди всех стилей семейного воспитания (на родительских собраниях их всегда перечисляют педагоги) авторитетный является наиболее удачным для формирования личности.
Он характеризуется высоким уровнем контроля. Родители всегда знают, что происходит с их детьми и накладывают на них разумные ограничения. При этом все свои решения мамы и папы объясняют своим отпрыскам и могут в случае необходимости изменить их. Подобное отношение формирует в детях зрелое и разумное поведение. Они учатся вести себя правильно в любых ситуациях, что поможет им в дальнейшем налаживать отношения в обществе с разными его представителями.
Одновременно с контролем у родителей наблюдается и высокий уровень принятия. Мамы и папы проявляют свою теплоту и заинтересованность в делах ребенка, побуждают его к изучению мира и общению со сверстниками, обучают социальным навыкам и поддерживают во всех начинаниях.
Дети, воспитывающиеся в авторитетном стиле, адекватно воспринимают наказания и не реагируют на них с обидой. В результате у них формируется верное понимание мироустройства, а в будущем они добиваются больших успехов. Также такие дети уравновешены и уверены в себе, они могут отвечать за свои поступки и не боятся ответственности.
Авторитарный
Если мы говорим о данном стиле воспитания, то для него характерны низкий уровень принятия и высокий уровень контроля. Родители контролируют своих отпрысков во всех областях и выстраивают непробиваемую стену из запретов. Взаимоотношения с детьми базируются на приказах, которые необходимо исполнять в точности. При этом мотивы своего поведения родители никогда не объясняют, что создает почву для детских обид. За невыполнение приказа следует наказание, нередко телесное.
Эмоциональная привязанность авторитарных родителей по отношению к детям прослеживается слабо. Даже с младенцами они очень сдержаны и не стремятся к тактильному контакту. Обычно в авторитарной семье к детям предъявляют излишне высокие требования. Они должны отлично учиться, быть со всеми вежливыми, не проявлять свои эмоции, всегда находиться в ровном настроении. Чаще всего такой стиль воспитания приводит к формированию замкнутой личности с низкой самооценкой. Ребенок растет пассивным, не проявляет инициативы в делах, не может наладить общение со сверстниками, учится без интереса.
Примечательно, что в подростковом возрасте дети авторитарных родителей всеми силами стремятся вырваться из-под контроля. Это более характерно для мальчиков, которые устраивают настоящие бунты. Нередко они уходят на улицу и попадают в дурную компанию.
Разрешающий
Данный стиль воспитания на родительских собраниях в школах педагоги нередко называют либеральным или попустительским. Для него характерно полное принятие положительных и отрицательных черт ребенка. Поэтому для отпрыска не устанавливаются рамки, а его поведение не контролируется. Более того, ему даже не дается оценка. Мам и пап не заботит, насколько их чадо успешно в учебе, как складываются его отношения со сверстниками, чем он любит заниматься.
При такой концепции эмоциональной близости с ребенком может и не быть. Родители, практикующие разрешающий стиль воспитания, нередко очень холодны к своим детям, равнодушны к ним. Но имеет место и другой вариант, когда мамы и папы обожают свое чадо, всячески показывают это, балуя и потакая капризам. При этом сами родители всегда находятся в состоянии сдерживания своего недовольства поведением ребенка. Даже при его самых некрасивых выходках они будут выглядеть спокойными и уравновешенными.
В таких семьях часто вырастают агрессивные дети, у которых складываются плохие отношения со сверстниками. Также они не умеют выстраивать отношения со взрослыми людьми, потому что вырастают с мыслью о том, что им все дозволено. Родители с разрешающим стилем воспитания выращивают детей, не умеющих вести себя в обществе. Они нередко бывают социально и эмоционально незрелыми, требуют к себе особенного отношения в любой ситуации.
Пренебрегающий
Педагоги на школьных родительских собраниях стиль родительского воспитания, характеризующийся низким уровнем контроля и принятия ребенка, называют пренебрегающим. Он наиболее разрушающе влияет на формирование личности.
В подобных семьях родители заняты только собой. При этом внешне семья может выглядеть вполне благополучно: наличие отца и матери, высокий доход, интеллигентные манеры и потакание всем денежным запросам ребенка. Однако на самом деле он ощущает себя никому не нужным и брошенным. Родители не отвечают его эмоциональным потребностям, не дают любви и ласки. Нередко такой стиль воспитания практикуют и неблагополучные семьи, где наблюдается острая нехватка денег, а кто-то из родителей (или оба) злоупотребляет алкоголем.
Чаще всего дети, испытывая недостаток любви, начинают вести асоциальный образ жизни. Они растут очень агрессивными по отношению к сверстникам и взрослым, не стремятся к успехам в учебе, полностью отвергают любые правила. В подростковом возрасте дети, воспитанные таким образом, могут уйти из дома и долго бродяжничать. Это характерно и для ребенка вполне обеспеченных родителей.
Определение стиля воспитания
Многие родители не задумываются о том, в каком стиле они воспитывают свое дитя, пока не попадают на первое школьное родительское собрание. Стили воспитания в семье выясняет, как правило, психолог. Делает он это посредством общения с родителями и детьми. Часто для того, чтобы определить, как воспитывается ребенок, достаточно нескольких встреч со специалистом. Подобная работа проделывается совместно с педагогом в первые месяцы учебы. Далее при личной беседе с родителями сделанные выводы подтверждаются или опровергаются. Выясненные стили семейного воспитания в протокол родительского собрания не вносятся. Они являются сведениями, которые не подлежат разглашению и предназначены только для работы педагога и психолога.
Специалисты при общении с мамами и папами используют разные методики. Чаще всего применяется специальный опросник стиля родительского воспитания АСВ Эйдемиллера и Юстицкиса. Он уже на протяжении нескольких десятилетий является лучшим способом для получения нужной информации о взаимоотношениях в семье.
Несколько слов об опроснике
Данная методика была разработана около пятидесяти лет назад. Работали над ней практикующие психологи, отлично разбирающиеся во всех нюансах воспитания детей и отклонениях от нормы в этом процессе.
Опросник стиля родительского воспитания АСВ в первую очередь должен показать, как именно воспитывается ребенок. также он дает несколько предположений, почему родители выбрали именно такой стиль для своей семьи. При этом опросник позволяет разобраться, по каким параметрам в воспитании наблюдаются перегибы и отклонения от нормы.
Суть метода заключается в том, что родители должны ответить «да» или «нет» на поставленные сто тридцать вопросов. Также допускается ответ «не знаю». Опросник состоит из двух частей. Первая предназначена для родителей детей от трех до десяти лет, а вторая раскрывает тайны воспитания подростков вплоть до двадцати одного года. Ответы на вопросы анализируются. По ряду характеристик выдается расшифровка в процентах. Они могут находиться в зеленой и красной зонах. Если по каким-либо пунктам выявился красный цвет, значит, именно здесь родители отклонятся от нормы. В этом случае требуется немедленная корректировка стиля воспитания.
Сегодня опросник можно встретить в бумажном и электронном варианте. Первый используют опытные психологи, а второй подходит и для самостоятельной проверки себя, так как выдает полную и понятную расшифровку результатов.