Что нужно знать об ольфакторных средствах общения

Общение - это всегда обмен некими знаками, которые могут носить либо вербальный (с помощью речи), либо невербальный (без ее использования) характер. Выделяют три стороны данного процесса: собственно коммуникативную, а также интерактивную и перцептивную. Последняя характеризует процесс восприятия людьми друг друга, в ходе которого они изучают своего партнера и дают ему оценку. Тема статьи - ольфакторные средства общения, относящиеся к невербальным и отвечающие за перцептивную сторону коммуникации.

Подробнее о невербальных средствах

Какую нагрузку они несут? Если при вербальном общении используется лишь устная или письменная речь, то невербальные средства помогают устанавливать определенный психологический контакт, усиливать или уменьшать значения слов, выражать эмоции и помогать в расшифровке передаваемого текста.

ольфакторные средства общения в психологии

Все они подразделяются на четыре вида:

  1. К первому относятся визуальные средства. С помощью движения частей туловища (кинесика), например, рук или головы, направления взгляда, выражения лица, позы, изменения цвета кожных покровов, дистанции во время диалога, а также внешнего облика (одежда, макияж и т. д.) можно доносить до партнера нужную информацию.
  2. Ко второму виду следует отнести звуковые (акустические) средства, позволяющие по связанным (интонация, паузы, громкость) и не связанным с речью звукам (смех, вздохи) дополнить словесный текст.
  3. Тактильные средства усиливают эмоциональную окраску общения. К ним относятся рукопожатия, похлопывания по плечу, объятия и т. д.
  4. Ольфакторные средства общения включают окружающие запахи, а также те, которые исходят от партнера. Это наглядно продемонстрировано на первой картинке.

Основные функции

Люди отражают невербальные сигналы по-разному. Это зависит от развитости органов чувств, например, обоняния. Ольфакторные невербальные средства общения требуют хорошего восприятия запахов. Использование партнером парфюмерии часто может многое рассказать о нем собеседнику. Люди, которые по своим обязанностям должны уметь влиять на людей, используют этот мощный фактор воздействия.

Ольфакторные средства общения - это...

Общеизвестно, что слово несет лишь от 20 до 40% информации, основная же нагрузка лежит на невербальных средствах общения, которые могут:

  • Подтверждать сказанное. Например, тонкий аромат изысканных духов из Франции убеждает в том, что собеседница недавно посетила европейскую страну и у нее великолепный вкус.
  • Опровергать речь человека. Запах пота и дешевой парфюмерии может не сочетаться с рассказом о себе.
  • Дополнять информацию. Например, запах несвежей рубашки подтверждает, что собеседник не имел возможность побывать дома и переночевать в нормальных условиях.
  • Акцентировать внимание собеседника на значимых моментах. Партнер по диалогу восторженно рассказывает о посещении бани, источая запах чистого тела.
  • Ольфакторные средства общения могут заменять информацию. Так, мужчина, использующий любимый аромат своей девушки, демонстрирует определенное к ней отношение.

Суть понятия

Само слово "ольфакторный" имеет латинское происхождение и переводится как "душистый", "благовонный". Оно применяется к обонятельному восприятию, которое хорошо развито не только у людей, но и у животных, на чем остановимся чуть ниже. К ольфакторным средствам общения относится два основных вида:

  • Окружающие запахи. Например, в комнате стоит устойчивый запах табака, подгоревшей каши и т. д. Все это несет определенную информацию о хозяине квартиры.
  • Запахи самого человека, как естественные, так и искусственные. Особое значение они имеют в определенных случаях взаимодействия: в процессе интимного общения, в диалоге врача и больного, при уходе матери за новорожденным.
К ольфакторным средствам общения относятся запахи среды

Учеными доказано, что различные запахи оказывают конкретное влияние на организм человека. Так, ароматы липы, эвкалипта и березы стимулируют дыхание, а тополя и сирени - угнетают его. Сосна своим запахом способна нормализовать пульс и снизить давление. Аромат мелиссы, ванили и валерианы благотворно действуют на сердце и сосуды.

Невербальное общение животных

У братьев наших меньших лучше развиты органы чувств, так как источник их коммуникации - невербальное общение. Обоняние у собак, например, во много раз превосходит человеческое. У них почти в 50 тысяч раз больше нейронов, отвечающих за анализ запахов. Использование ольфакторных средств общения помогает им идентифицировать сородичей. Они способны воспринимать не общий фон, а раскладывать запах на составляющие.

Как происходит распознание себе подобных? За запах животных отвечают железы, расположенные в паху, на лапах, в анальном отверстии и на шее. Дополнительную информацию несут также фекалии и моча. Для распространения запаха на большую площадь животные используют разгребание земли. Это делается для того, чтобы оставить потовые следы межпальцевых желез, привлекая внимание к конкретному месту. Подобное нанесение меток - это и есть средство общения с сородичами.

ольфакторные невербальные средства общения

Отражение запахов у людей в процессе восприятия

Ольфакторные средства общения в психологии изучаются с помощью поисковых исследований. В этом случае используется методика свободных ассоциаций. Испытуемые достраивают образ конкретного человека по его запаху, определяя пол, возраст, социальный статус и даже его внешность. Есть опыт определения качеств личности с помощью подобных методик, но результаты относятся к разряду дискуссионных.

В основном изучаются искусственные запахи (парфюм), которые используют конкретные индивиды. По ним оценивались следующие параметры: активность, независимость, коммуникативная компетентность, самоконтроль, креативность. Результаты позволяют дать рекомендации для формирования имиджа деловых людей.

Ольфакторные средства общения

Для делового этикета

Одним из наиболее известных экспертов, изучающих влияние запахов на эмоционально-волевую сферу личности является Ольга Александр. Она работает в Париже и консультирует дипломатический корпус и европейских политиков, раскрывая тонкости многочисленных ароматов. С представителями различных стран и конфессий необходимо использовать ольфакторные средства общения. Это в психологии называется созданием ольфакторного имиджа. Важно знать, какие ароматы способствуют расположению к себе человека, а какие, наоборот, отталкивают.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.