Личность - ключевое понятие социологии. Как сформировалось представление о личности в этой науке? Каковы особенности ее структуры? Ответы на эти вопросы помогут лучше понять, что из себя представляет человек как член общества.
Понятие личности в социологии
Личность в социологии определяется через совокупность социальных качеств, которые отличают ее от понятий "индивид" и "человек". Как говорится в источнике, это "относительно устойчивая и целостная система социальных качеств, характеризующих данного индивида, приобретенных и развиваемых им в процессе взаимодействия с другими людьми и являющихся продуктом общественного развития".
В древности личность не выделялась из коллектива, в средние века она отождествлялась с душой, а в Новое время на первый план выходит самосознание. Социология же акцентирует внимание на социальной сущности личности, на тех качествах, которые формируются в обществе.
Компоненты социально-психологической структуры личности
Согласно З. Фрейду, в структуре личности можно выделить три элемента: Оно (Ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Суперэго). Как отмечается в источнике:
- Оно (Ид) - бессознательная инстанция, в которой сосредоточены все природные, первичные, генетическим путем передаваемые влечения". Это базовые инстинкты, связанные с удовольствием.
- Я (Эго) - это сознание и самосознание, которое контролирует поведение на основе принципов разумности и реальности.
- Сверх-Я (Суперэго) отвечает за усвоение норм культуры и морали, выполняет функцию совести и морального контроля.
Гармоничное взаимодействие этих трех элементов обеспечивает нормальную адаптацию личности к социальной среде. Противоречия между ними могут вызывать внутренние конфликты.
Двойственная природа личности
Согласно Э. Фромму, личность должна обладать двумя качествами: связанностью с другими и свободой. Это проявляется в социальных качествах личности и определяет ее развитие в процессе социализации. С одной стороны, человек является частью общества и вынужден подчиняться его нормам. С другой стороны, личность стремится к самореализации и независимости. Гармоничное сочетание этих начал позволяет ей успешно функционировать в социуме.
Социальные качества личности
Социальные качества личности - это совокупность свойств и черт, приобретаемых в процессе социализации. Ключевыми являются:
- Самосознание - осознание себя как личности;
- Самооценка - оценка собственных качеств и возможностей;
- Активность - способность к целенаправленной деятельности;
- Интересы - побудитель к познанию и деятельности;
- Направленность - устойчивые мотивы поведения;
- Убеждения - принципы и идеи, которым следует личность;
- Установка - готовность к определенному поведению;
- Ценностная ориентация - регулятор поведения на основе ценностей;
- Идентичность - отождествление себя с социальной общностью.
Эти качества проявляются в конкретных поступках и характеризуют личность с социальной стороны. Например, высокая самооценка в сочетании с интересом к науке может стать основой для активности и достижения успехов в научной сфере.
Целостность социальной структуры личности
Социальные качества представляют собой целостную систему, компоненты которой взаимосвязаны. Эта система обладает такими свойствами:
- Целостность - единство и взаимозависимость качеств;
- Открытость - взаимодействие с социальной средой;
- Динамичность - способность к изменению и развитию;
- Самопознание - рефлексия и самоанализ;
- Саморегуляция - организация собственной активности;
- Саморазвитие - целенаправленное совершенствование.
Например, открытость личности позволяет ей воспринимать новый социальный опыт, а динамичность - изменяться на его основе. Развитие самосознания дает возможность для саморегуляции и саморазвития.
Ролевая концепция личности в социологии
В социологии одним из подходов к пониманию личности является ролевая концепция. Согласно ей, личность представляет собой совокупность социальных ролей, усвоенных в процессе социализации.
Социальная роль - это модель поведения, соответствующая определенному статусу индивида и включающая нормы и ожидания окружающих. Набор ролей формирует личность.
Существуют разные виды социальных ролей - половозрастные, профессиональные, семейные и другие. Порой между ними возникают противоречия, которые человек вынужден разрешать. Успешность личности во многом зависит от умения сочетать различные роли.
Социализация личности
Социализация - это процесс усвоения индивидом социальных норм и культурных ценностей, необходимых для успешного функционирования в обществе. Социализация проходит ряд этапов.
В детстве закладываются базовые навыки общения и поведения. В подростковом возрасте активно формируется самосознание и ценностные ориентации. В юности происходит освоение профессиональных и гражданских ролей.
В процессе социализации участвуют различные агенты - семья, школа, СМИ, религиозные и общественные организации. Социализация продолжается на протяжении всей жизни человека.
Семья и школа как институты социализации
Ключевая роль в социализации ребенка принадлежит семье. Именно в семье закладываются нравственные ценности, коммуникативные навыки, отношение к миру.
Однако в современных условиях многие семьи сталкиваются с проблемами, осложняющими воспитание детей, - это и разводы, и социальное сиротство.
Важнейшей задачей школы является не только обучение, но и социализация учащихся. Однако система образования в нашей стране переживает кризис, преодолеть который можно путем реформ.
СМИ и социализация
Значительное влияние на социализацию оказывают средства массовой информации. С одной стороны, СМИ расширяют кругозор, знакомят с культурными достижениями. С другой стороны, они могут транслировать асоциальные образцы поведения.
Чтобы минимизировать негативный эффект, важно разумно подходить к потреблению медиаконтента: анализировать информацию, сопоставлять разные точки зрения.
Девиации в процессе социализации
Девиантным называют поведение, отклоняющееся от социальных норм. Подростки и молодежь особенно подвержены риску девиаций из-за психологических особенностей возраста.
Причины девиантного поведения кроются в трудностях социализации, недостатках семейного воспитания, влиянии асоциальных групп. Для профилактики важно уделять внимание ценностному развитию подрастающего поколения.
Типологии личности в социологии
Типологии личности позволяют классифицировать людей по социально значимым критериям. Они строятся на основе социальных ролей, культурных норм, ценностных ориентаций и других факторов.
Примеры типологий приведены в источнике - это концепции Шпрангера, Хорни, Фромма и др. Их практическое значение состоит в возможности социологического анализа различных групп населения.
Социальный характер
Американский социолог Д. Рисмен выделял типы личности как разновидности социального характера, т.е. формы личности, обусловленные общественным строем.
В доиндустриальном обществе преобладал традиционалистский тип. В современном мире - тип, ориентированный на других людей и открытый переменам. Так социальный характер отражает особенности исторической эпохи.
Модальная личность
Понятие "модальная личность" означает наиболее распространенный в данном обществе тип личности. Он соответствует господствующим ценностям и нормам.
Выявление модальной личности дает представление об общих чертах, присущих большинству представителей общества. Это важно для понимания механизмов социального взаимодействия в нем.
Базисная личность
Понятие "базисная личность" было введено антропологом Р. Линтоном. Оно обозначает тип личности, наиболее соответствующий культуре и традициям конкретного общества.
Базисная личность отражает ценностную и нормативную системы общества. Ее анализ позволяет выявить социокультурные особенности данной социальной группы или исторической эпохи.
Личность преступника
Особое направление типологии личности связано с изучением преступности. Начиная с Ч. Ломброзо, исследователи пытаются выявить черты, характерные для личности преступника.
Однако единого типа личности преступника не существует. Преступное поведение может быть обусловлено самыми разными социальными и психологическими факторами.
Социально-исторические типы
Личность формируется под влиянием конкретных исторических условий. Поэтому можно говорить о социально-исторических типах личности.
Например, человек эпохи Возрождения кардинально отличался от человека Средневековья. В советский период сформировался особый тип "советского человека". Так историческая эпоха накладывает отпечаток на личность.
Перспективы изучения личности
Изучение феномена личности не стоит на месте. Появляются новые научные подходы, развивается междисциплинарное взаимодействие.
Актуальные задачи - совершенствование методов исследования личностных характеристик и применение знаний о личности для решения насущных социальных проблем.
Личность и культура
Культура оказывает значительное влияние на формирование личности. В рамках социокультурного подхода выделяются такие типы, как "восточный" и "западный", отражающие ценностные различия.
Религиозная принадлежность также накладывает отпечаток на личностные характеристики. Можно говорить о христианском, мусульманском или буддистском типах личности.
Язык и личность
Язык тесно связан с мышлением и самосознанием личности. Лингвосоциология изучает влияние языка на формирование личности.
Различия между языковыми группами проявляются в особенностях коммуникации, нормах речевого этикета, картине мира. Таким образом, язык выступает маркером социокультурного типа личности.
Маргинальная личность
Маргинальная личность находится на границе двух культур. Она не идентифицирует себя полностью ни с одной из них. Это порождает внутренние конфликты и сложности самоопределения.
Примером маргинальной личности может быть человек с двойной культурной идентичностью или иммигрант, пытающийся адаптироваться к новому обществу.
Личность и социальные изменения
Социальные изменения, происходящие в обществе, приводят к трансформации личности. Так, индустриализация и модернизация породили новые типы личности по сравнению с традиционными обществами.
Глобализация и информатизация требуют от личности иных качеств - мобильности, гибкости, открытости переменам. Таким образом, социальное развитие влечет личностные изменения.