Сонатная форма – это структура одной из частей, встречающаяся в инструментальной музыке. Она является самым развитым гомофонным и нециклическим построением. В связи с этим появляется возможность включить в одну часть разнообразный материал на протяжении огромного временного пространства.
История развития
Появление сонатной формы в музыке было связано с мышлением в ладово-функциональную сторону и ее утверждением. Подобный мыслительный процесс был главным фактором формообразования.
В творчестве классиков конца XVIII века она приобрела окончательную ясную форму. Этому поспособствовали произведения в сонатной форме Моцарта, Бетховена и Гайдна.
Всю историю становления сонатной формы можно разделить на 3 этапа.
I этап: старинное начало
Первый период развития носит наименование "старинного".
Еще начиная с XVII века и заканчивая двумя третями XVIII, проходил процесс постепенного ее совершенствования в ясную и точную систему.
К тому времени сонатная форма – это совокупность принципов из жанра фуги и построений в старинной двухчастной форме.
От фуги форма впитывает в себя модуляции в доминантовую тональность, образование иной в среднем разделе и возвращение к основной в заключительной части.
Двухчастная форма подарила двухчастность с композицией и ее тональным планом. Помимо этого, наблюдался непрерывный процесс развития, исходя из тематического эпицентра. Опорой для композиции сонатной формы послужила каденция на гармонии доминанты в окончании I эпизода и на тонике II раздела.
- Каденция – гармонический метод, завершающий музыкальную фразу или произведение в целом.
Главной отличительной особенностью от двухчастной старинной формы являлось разложение пассажных оборотов вместо общего хода форм при утверждении доминантовой тональности.
Второй эпизод старинной сонатной формы – это тематический материал с возвратной тональной связью. То есть главная мелодия шла в доминантовой тональности, а побочная в заключительной, наоборот, – в основной. Получался процесс отзеркаливания.
В другом варианте существовала разработка, которой была присуща тема экспозиции. После перехода разработки в репризу, побочная партия начинала излагаться в основной тональности.
Такой вид сонатной формы можно встретить в творчестве Баха, Скарлатти и их современников.
Некоторые сочинения последнего упомянутого композитора находятся на рубеже старинной сонатной формы и ее следующим видом – классической.
II этап: классический вид
Венские классики четко разграничили разделы сонатной формы:
- это экспозиция;
- разработка;
- реприза (к ней прилагается кода).
1. Экспозиция изначально повторялась в точном виде без изменений. Главная партия отвечала за демонстрацию первой темы в сонатной форме и носила определяющую функцию для характера музыки. Она задавала импульс и показывала действенный очерк, пока побочная партия приводила развитие к уравновешенному состоянию и лирически сосредотачивала, затормаживая процесс.
2. В разработке активно развивался тематический материал экспозиции. Она даже могла включать в себя появление новых мелодий. Разработка состояла из трех разделов:
- вступление;
- основа;
- предыкт.
Предыкт – музыкальное построение, которые подготавливало возвращение главной тональности в репризу.
3. Реприза – часть, по порядку являющаяся последней в крупном отделе сонатной формы. Побочная и заключительная партии вливались в одну главную тональность.
В суммированном виде соната представляла собой трехчастную композицию.
Сонатная форма складывалась как первая часть цикла сонаты, а в некоторых случаях уподоблялась финалу. Для заключения был характерен темп аллегро – быстрый и оживленный.
Форму можно было отыскать и во вступлениях (увертюрах) перед драматическими пьесами. Творчество Бетховена хорошо подходит для примера: сочинения "Кориолан" и "Эгмонт".
Роль неполной сонатной формы, состоящей только из экспозиции и репризы, являлась особенной. Ее можно было встретить в темпе аллегро в увертюре оперы "Свадьба Фигаро", написанной Моцартом.
Однако чаще всего сонатная форма – это медленная часть цикла сонаты.
- Соната – жанр, присущий только инструментальной музыке. Пишется как для сольного исполнения, так и для ансамблевого.
Существовал и интересный вариант с отзеркаленной репризой: в экспозиции сначала шла побочная партия и только затем главная. Такой пример можно найти у Моцарта в 1 части ре мажорной сонаты К 311.
III этап: послебетховенская эпоха
Третий период принято называть "послебетховенским".
Бетховен вложил все свои старания в сонатную форму. Последующие композиторы осознавали, что он довел идею о форме до своего абсолюта, вследствие чего они были вынуждены блуждать в тяжелых поисках для нахождения других способов модернизации.
Так, в XIX веке происходит эволюция, сонатная форма к этому времени – это уже свободные тональные соотношения. В I части сопоставляются совершенно далекие друг от друга тональности, реприза продолжает насыщать произведение разнохарактерностью и только лишь в ее конце, а то уже и в коде происходит уравновешение тонального плана. Выше описанную ситуацию можно наблюдать в произведении "Богатырская симфония" русского композитора Бородина.
Сонатная форма начинает вмещать в себя детали программности и драматургии оперы.
- Программность – инструментальное произведение, сопровождающееся поэтическим или прозаическим повествованием.
С другой стороны форму обогащает песенный и танцевальный фольклор.
- Фольклор – творчество, где главным автором выступает народ.
Особенно это прослеживается в творчестве отечественных композиторов Глинки и Римского-Корсакова.
Вследствие разностороннего влияния на сонатную форму, стало необходимым ее разделять на несколько слоев:
- драматический;
- лирический;
- эпический;
- жанровый.
Происходит отделение от циклической структуры, и идет практика использования композиционных форм в самостоятельных сочинениях.
В XX столетии сонатная форма утрачивает смысл своего существования в некоторых жанрах. Например, в атональной гармонии, где отсутствуют какие-либо ладотональные отношения, композиторы не нуждаются в применении сонатной формы, так как реализовать ее главный замысел становится невозможным.
В симфонии Малера все части приобретают разрастающийся характер. Исключением не становится и первый эпизод, написанный в форме сонаты. Расширение границ происходит за счет применения для главной партии не одной мелодии, а целой группы из тем. В разработке идет возникновение самостоятельных фрагментов.
Онеггер в своих симфониях применял элементы разработки во всех разделах сонатной формы. В I, III и финальной частях происходило беспрерывное разработочное раскрытие, за счет чего реприза (повторение) приобрела организованный характер.
Зато у русского композитора Прокофьева действовала обратная схема: наличие ясности и классической тонкости. Для его симфонического творчества были характерны конкретные границы между тематическими эпизодами.
В сочинениях Шостаковича в экспозиции главная с побочной партией развивались неразрывно друг от друга, где контраст между ними имел сглаженный характер. Основное конфликтное действо происходило в разработке, которое вело к мощнейшей кульминации главной темы. Побочная партия носила спокойный характер "второго плана", сливаясь с кодой в единое драматургическое построение.
Строение сонатной формы
Как уже было упомянуто ранее, существует 3 эпизода сонатной формы, каждый из которых выполняют определенную функцию:
- Экспозиция.
- Разработка.
- Реприза.
Экспозиция
Экспозиция, или другими словами, – демонстрация темы. Она включает в себя две партии: главную и побочную.
Тема г.п. берет в себя основной смысл произведения и его будущий конфликт. В гармоническом плане преобладает тоническая база.
По форме:
- период - минимальная законченная музыкальная мысль (Бетховен, сонаты 2, 4, 7, 31 и другие);
- крупное предложение (Бетховен, сонаты для фортепиано 1, 3, 19 и другие).
Побочная партия служит контрастом главной и устанавливает новую тональность (группы субдоминанты, доминанты или параллели).
Разработка
Разработка – часть сонатной формы,в которой происходит развитие обеих тем с помощью методов варьирования, дробления, модуляций, скачков между регистрами, изменений ритмических рисунков. Является самым неустойчивым эпизодом.
Ей присущи три внутренних раздела:
- вступление (нахождение в основной тональности);
- развитие (ход модуляций);
- тональная подготовка к репризе.
Реприза
Реприза – повтор первой части (экспозиции), при этом все присутствующие темы звучат в единой тональности. Побочная тема не противоречит главной и заходит под ее "крыло".
Помимо классического варианта, реприза может подразделяться на еще четыре принципа:
- Принцип сокращения подразумевает отсутствие главной и побочной партий. Встречается в фортепианных сонатах Шопена.
- Принцип зеркала заключает в себя обратный порядок звучания партий (первая – побочная, вторая – главная). В качестве примера служит увертюра к опере "Милосердие Тита" Моцарта, поэма Листа "Прелюды" и концерт для виолончели с оркестром композитора Дворжака.
- Принцип полифонии позволяет провести две партии единовременно. Не побоялся применить такой метод Вагнер в увертюре к своей опере "Нюрнбергские мейстерзингеры".
- Принцип субдоминанты. Его смысл заключается в том, что главная тональность проводится в тональности IV ступени для сбалансированного соотношения двух партий. Так, побочная партия имеет возможность оказаться в главной тональности.
Вдобавок
Также, помимо главных частей, присутствуют и такие эпизоды:
- вступление, чаще всего оно в медленном темпе;
- партия, которая связывает между собой главную с побочной;
- тема заключения перед разработкой;
- кода в финале репризы, роль которой является возвратить и утвердить основную тональность части.
Тональные взаимоотношения
I и IV или же I и III – крайние части пишутся в главенствующей тональности. Может быть и такое, когда последний эпизод будет воспроизводиться в одноименном мажоре, если первый изначально звучал в миноре.
Средняя часть пишется в иной тональности (параллельной, субдоминантовой или доминантовой). С помощью этого метода происходит гиперболизация контраста и впоследствии монументальное утверждение главной тональности.
На практике
Примеры использования описываемой формы:
1. Свое применение сонатная форма находит чаще всего в сонатно-симфонических циклах, а именно – в симфониях, концертах, ансамблях из трио, квартетов, квинтетов и в самой сонате.
Иными словами, это форма сонатного аллегро. Название исходит из принципа быстро темпа, в котором пишутся I части симфоний и сонат.
2. Также сонатную форму можно повстречать в одночастных произведениях, получивших особенную популярность в период романтизма (например, жанр баллады или фантазии).
Разновидности
Встречаются следующие виды:
- Сонатное аллегро. Оно считается наиболее чистым типом.
- Форма в других жанрах иных циклов.
- Рондо-соната – смешанная форма, включающая в себя элементы и сонаты, и рондо. Состоит из трех эпизодов, где крайние части написаны в рондовой структуре, а сама середина имеет разработку, взятую из сонатной формы.
- Сонатина – вид сонатной формы, в которой разработки не бывает вообще.
- Форма с удвоенной экспозицией (оркестровая и сольная).
- Сонатная форма с эпизодом (вместо разработки).
Стоит отметить
Интересно обратить внимание на следующие моменты:
1. Назревает вопрос в связи с однокоренными музыкальными терминами: соната и сонатная форма – одно и то же ли это?
- Ответ будет таким: и да, и нет.
Да – потому, что от сонаты происходит сонатная форма и в данном ключе является ее синонимом.
Но нет – потому, что соната, в первую очередь, музыкальный жанр, который был разработан для камерного инструментального ансамбля или фортепиано.
Термин возник в XVI столетии, переводился с итальянского как "звучать" и был антонимом для жанра кантаты.
Гендель и Бах, являющиеся титанами XVII века, внесли огромный вклад в создание и развитие сонаты.
2. Также стоит развести понятия сонаты и сонатно-симфонической формы.
- Это объясняется тем, что второе входит в состав первого. Сонатно-симфонический цикл – один из самых крупных циклических форм. В подобной структуре может быть написана первая часть жанра сонаты.