Современный мир перенасыщен различного рода информацией, которую широкой публике не всегда бывает легко воспринимать. Журналисты постоянно ищут такие способы подачи материала, чтобы заинтересовать ими массы. В последнее время в медиасфере все чаще применяют приемы инфотейнмента. Это уникальная разновидность современной культуры со своими особенностями и функциями.
Подробнее о понятии
Инфотейнмент (infoteiment) – заимствованное из английского языка слово, которое образовалось из двух слов «information» и «entertainment», в русском варианте «информация» и «развлечение».
Инфотейнмент – это новый способ работы современных СМИ, когда информация подается в развлекательной форме. С помощью театрализации и игры журналисты привлекают зрителя или читателя, заостряют его внимание на конкретном вопросе.
Инфотейнмент – это и метод работы маркетологов, иных экономических агентов, с помощью которого они формируют потребительский спрос на определенные товары или услуги.
Под инфотейментом также понимают целую культуру, отражающую тенденции развития современного общества. Это мощный инструмент в арсенале СМИ, с помощью которого и создаются мнения и тренды.
Истоки возникновения
Новый культурный феномен возник в 80-х годах XX столетия в Америке. Тогда рейтинги каналов начали стремительно снижаться, и редакторы телепередач применили формат инфотейнмента на практике: упор в отборе материала делался на социально важных и культурных темах. В эфире стали меньше использовать официальные и сухие выражения, которые и делали информацию скучной и тяжелой для восприятия. Больше внимания уделялось деталям, интересующим публику: предметам одежды, походке, манерам. Лексикон репортеров и ведущих ток-шоу стал более живым, эмоциональным и противоречивым.
Первой телепередачей, воплотившей в себе приемы инфотейнмента, стала американская программа «60 минут». В ней впервые ведущий участвовал в репортаже вместе с его героями. Таким образом зрители могли узнавать не только определенную информацию, но и скрытое мнение о ней самого рассказчика, которое он выражал жестами, мимикой или случайными, на первый взгляд, усмешками. Это был уже не беспристрастный монолог, а противоречивый диалог со множеством мнений и точек зрения.
С этого времени новости разделились на два вида: информационные и развлекательно-информационные. В первых сообщались точные и объективные факты, во вторых – эти же самые факты помещались в яркую оболочку, которая собирала массу людей у экранов и повышала рейтинги.
Особенности и признаки
Когда-то журналисты задавались следующим вопросом: «Что рассказать общественности?» Сегодня эта дилемма звучит так: «Как рассказать это интересно и увлекательно?» На этот вопрос и отвечает система инфотейнмента с огромным арсеналом разнообразных приемов. Для новой культуры СМИ характерны следующие признаки:
- развлекательность и информативность;
- главенство формы;
- некоторое пренебрежительное отношение к содержанию;
- эмоциональность и экспрессивность;
- фрагментарное представление информации;
- привлекательный визуальный ряд;
- ориентация на коммерцию;
- сочетание различных жанров и стилей.
Инфотейнмент – это, прежде всего, способ привлечения публики к тому или иному каналу связи. В погоне за высокими рейтингами СМИ всячески изворачиваются, изобретая новые формы предоставления информации. Основной упор делается на игре и зрелищности, что придает содержанию эмоциональность и азартность. Это цепляет публику, завораживает ее, ведь ей интересно узнать, что будет дальше, чем все закончится.
В создании инфотейнмента очень важен творческий, нестандартный подход. Скучные новости или научные факты должны подаваться так, чтобы у читателя или слушателя возникло чувство непринужденности и свободы. Именно поэтому на современном телевидении очень много ток-шоу, где ведущий и приглашенные гости дискутируют на различные общественно важные темы. Очень часто все превращается в так называемый «балаган», где все стараются перекричать друг друга, однако это тоже часть привлечения большого количества зрителей.
Функции инфотейнмента
Современный культурный феномен выполняет множество функций. Чем-то они напоминают основные задачи СМИ, которые связаны с обществом и его развитием.
Инфотейнмент преследует следующие цели:
- информативную;
- развлекательную;
- коммуникативную;
- образовательную;
- привлекает и удерживает внимание публики;
- удовлетворяет потребности общества;
- формирует определенное поведение и мнение;
- упрощает информацию.
Почему это так актуально?
Людям очень сложно ориентироваться в бурном потоке информации, ведь ее слишком много. Теряясь в разнообразии новостей и открытий, они понемногу отчаиваются, оказываются неспособными воспринимать новый материал. Здесь на помощь приходит инновационный журналистский метод, представляющий информацию в легкой, непринужденной форме. Он избавляет людей от страха постоянно поступающих сведений, формирует у них определенное мнение об актуальных событиях.
Критичные мнения
Инфотейнмент в журналистике применяется повсеместно. Однако мнение насчет его использования весьма неоднозначно. Многие исследователи считают, что СМИ уделяют слишком много внимания развлекательности своих продуктов, вовсе не обращая внимания на содержание. Считается, что информативность в них сведена к минимуму, публика не извлекает полезные и важные для нее сведения. Такие СМИ многие журналисты относят к некачественным каналам связи, которые не выполняют своих основных функций, а преследуют лишь коммерческие цели.
Инфотейнмент в различных видах СМИ
Прежде всего, огромна роль инфотейнмента на телевидении, ведь именно здесь он был представлен впервые. Сегодня практически каждая передача является развлекательно-информативной, выполняет все функции и задачи этого метода.
Популярным телевизионным продуктом новой культуры стали различные ток-шоу. Это передачи, на которых приглашенные медийные личности и эксперты обсуждают актуальную в данный момент тему. Ток-шоу появились в Америке, где их ведущие – самые знаменитые и уважаемые журналисты страны. На российском телевидении этот тип передач также очень популярен. В основном, предмет обсуждения участников – социальные и политические темы.
Инфотейнмент применяется в различных познавательных передачах или документальных фильмах. Обычно это сюжеты о том, как производится тот или иной продукт. Такие фильмы являются и рекламой, привлекающей потенциальных потребителей. Публику посвящают в процесс производства того или иного товара. А знание технологии изготовления повышает доверие потребителей к товару. Можно сказать, фильмы такого рода соединяют в себе функции инфотейнмента в образовании и маркетинге. С одной стороны, они информируют общество, а с другой – внушают ему необходимость приобретения того или иного продукта.
В основном, в печатных СМИ этот способ подачи информации применяется в освещении светских новостей и сплетен. Общепринято считать, что инфотейнмент – оружие «желтой» прессы. Однако в современной действительности это не так, деление различных периодических изданий на качественные и таблоидные весьма условное. Главная цель печатных СМИ, как и телевизионных, - увеличение тиража, следовательно, ориентирование на потребности массовой аудитории.
Важным элементом создания инфотейнмента в прессе является заголовок статьи, ведь именно он бросается в глаза в первую очередь. Для достижения максимальной выразительности журналисты трансформируют известные пословицы, афоризмы или поговорки. Распространена также персонификация названия рубрик, например, «Час кино с Анатолием». В статьях делают акцент на разговорных словах и выражениях, что придает речи естественность.
Очень часто инфотейнмент в различных видах СМИ переплетается с инфотейнментом в политике, так как эта тема является предметом самых горячих и противоречивых дискуссий.
Инфотейнмент в России
На отечественном телевидении инфотейнмент появился после перестройки. Впервые его приемы были реализованы Леонидом Парфеновым в известной телепередаче того времени «Намедни». Создатели информационно-развлекательного контента ориентировались на опыт и наработки американских коллег. Основной акцент был сделан на разнообразии жанров и мнений, которые органично переплетались между собой в рамках одного проекта.
Сегодня информационно-развлекательный контент занимает значительную долю российского телевидения. Главными телеканалами, выпускающими такие передачи, стали "НТВ", «Россия» и «Первый канал».
Самые популярные и удачные примеры реализации
Помимо уже упомянутых телепередач и ток-шоу, существует множество иных примеров инфотейнмента на российском телевидении:
- «Коллекция глупостей» на канале "НТВ";
- «Хочу верить» на канале "СТС";
- «Специальный корреспондент» на канале «Россия»;
Телепродукты «Первого канала»:
- «Поле чудес»;
- «Что? Где? Когда?»;
- «Пусть говорят»;
- «ПрожекторПерисХилтон» и многие другие.
Безусловно, потенциал развития инфотейнмента невероятно велик, в том числе, и в России. В каждой стране он приобретает свои, оригинальные особенности, однако глобализация сводит все к одному: удовлетворению запросов аудитории.