Термин "инклюзивное образование" происходит от французского слова inclusif, что переводится как "включает в себя" и означает совместное обучение людей с особыми потребностями и условно здоровых, то есть, не имеющих ограничений по состоянию здоровья. В этом случае процесс получения образования организуется таким образом, чтобы люди, непохожие между собой, обладающие интеллектуальными, физическими, психическими особенностями, получали необходимые знания и навыки вместе со своими сверстниками, у которых нет особых потребностей.
Есть у инклюзивного образования и плюсы, и минусы. Обстановка и инструментарий должны быть адаптированы к особым детям, а другие ученики и учителя должны понимать и принимать индивидуальные потребности каждого ребенка.
Лица с особыми потребностями
В категорию лиц с особыми потребностями включаются люди с инвалидностью или такими заболеваниями, которые инвалидностью не считаются, но не позволяют получить общее образование в обычной школе, не оснащенной специальным инвентарем. Например, дети с проблемами зрения должны быть обеспечены аудиоучебниками.
Принципы инклюзивного образования
Обучение в общеобразовательной средней школе рассчитано на стандартный уровень интеллектуального и физического здоровья учеников. Те, кто не вписывается в рамки стандартов, вынуждены обучаться в специализированных школах. По этой причине люди с особыми потребностями оказываются обособлены, менее конкурентоспособны в дальнейшей жизни. Хотя есть у инклюзивного образования и минусы, его плюсы очевидны: совместное обучение позволяет особенным детям получить школьный аттестат, а в будущем - овладеть какой-либо профессией и интегрироваться в общество.
Принципы инклюзии таковы:
- ценен каждый человек, независимо от способностей и физических возможностей;
- построение качественных взаимоотношений между ребенком с особыми потребностями, преподавателями и остальными учениками помогут получить настоящее образование;
- совместное обучение открывает дорогу к толерантному обществу, где люди с особыми потребностями имеют равные права с остальными.
Преимущества инклюзивного образования
Как и у других форм обучения, есть у инклюзивного образования достоинства и недостатки. К преимуществам такого типа обучения относятся:
- Взаимодействие с широким кругом людей, в том числе с теми, у кого нет ограничений по состоянию здоровья, то есть обычными людьми. До появления инклюзивного образования возможность такого общения у людей с особыми потребностями практически отсутствовала. У большей части людей с различными отклонениями круг общения был ограничен ближайшими родственниками и другими посетителями центров реабилитации.
- Возможность интеграции в общество наравне с другими детьми. Люди с особыми потребностями так же могут посещать культурные мероприятия, например, выставки, музеи, представления в театре. Однако для них должна быть оборудована так называемая доступная безбарьерная среда, адаптированная к их потребностям.
- Получение коррекционного, психологического, социального сопровождения в период обучения и дальнейшей жизни. Такое сопровождение предоставляют преподаватели, специально обученные для преподавания по инклюзивному типу.
- Развитие навыков коммуникации и социализации. Взаимодействие с обществом происходит с помощью тьютера: посредника между человеком с особыми потребностями и людьми, не имеющих таковых. На всех этапах образования особенного ученика сопровождает тьютер.
Недостатки
Взвешивая все "за" и "против" инклюзивного обучения, необходимо учесть и недостатки такого типа образования. К минусам относятся:
- Отсутствие квалифицированного персонала - воспитателей, учителей, психологов, дефектологов, логопедов, обученных для сопровождения детей с особыми потребностями.
- Преподавательский персонал часто относится снисходительно к ученикам с особыми потребностями, поэтому оценка их знаний оказывается необъективной.
- Общегосударственный учебный план часто не позволяет некоторым ученикам продолжать образование с определенного этапа.
- Родители детей, нуждающихся в инклюзивном образовании, часто не обладают достаточным объемом информации. В результате дети получают только среднее образование и не имеют возможности продолжить обучение.
- Не только инклюзивное, но и обычное школьное образование нуждается в повышении качества обучения.
Плюсы и минусы инклюзивного образования в таблице
Преимущества | Недостатки |
Равные права для всех учеников, независимо от их способностей и возможностей | Отсутствие материально-технической базы для внедрения инклюзии |
Индивидуальная помощь тьютера в процессе обучения | Отсутствие подготовленных педагогов, психологов и других специалистов, необходимых детям с особыми потребностями |
Получение социальных и коммуникативных навыков детьми с особыми потребностями | Стандартная программа обучения не подходит некоторым детям с особыми потребностями, поэтому требует доработки и модернизации |
Получение качественного образования, а в дальнейшем - возможность обучаться в вузе, освоить профессию, стать полноправным и независимым членом общества | Педагоги необъективно оценивают знания детей с особыми потребностями, поэтому оценка знаний часто не соответствует действительности |
Обычные дети получают возможность развить такие человеческие качества, как эмпатия, терпение, толерантность | Неприветливое, а часто и враждебное отношение к инвалидам со стороны здоровых детей и их родителей |
Особенности
Совместное обучение детей здоровых и тех, что имеют особые образовательные потребности, необходимо для того, чтобы обеспечить социальную адаптацию последних. Дошкольное образование инклюзивного характера позволяет воспитать толерантность к людям с инвалидностью, так как малыши еще не имеют враждебных предубеждений против сверстников, родившихся не такими, как все. Мировой опыт подтверждает, что дошкольники, обучающиеся в совместных группах, демонстрируют более высокие результаты. Это относится и к здоровым детям, и к тем, что имеют особые потребности.
Хотя очевидны и плюсы инклюзивного образования в школе, минусы значительны и пока что труднопреодолимы. Отсутствие финансовой базы для покупки нужного оборудования, перепланировки образовательных помещений, подготовки учителей и психологов делают такой тип обучения практически невозможным. Однако, с каждым годом ситуация хоть и не слишком быстро, но улучшается.
Проблемы
Выделяя основные плюсы и минусы инклюзивного образования, необходимо остановиться на проблемах. Хотя мировой опыт такого обучения не выявил негативных последствий ни для учеников с особыми потребностями, ни для их одноклассников, в отечественных реалиях есть ряд объективный и субъективных препятствий для полноценного внедрения инклюзии.
- Во-первых, педагоги, которые привыкли к традиционным методам обучения, не готовы менять свои принципы.
- Во-вторых, консервативно настроенные родители здоровых детей часто выступают против того, чтобы вместе с их ребенком учились дети с инвалидностью.
- В-третьих, финансовый вопрос стоит чрезвычайно остро: большинство школ не имеют соответствующего оборудования и не имеют средств, чтобы приобрести нужные материалы, как учебные, так и бытовые.
На государственном уровне отсутствуют правовые и экономические нормы, которые необходимы для внедрения инклюзивного образования. О плюсах и минусах такого способа обучения чиновникам известно, направление считается приоритетным, однако на практике пока труднореализуемо.
Этапы обучения
Несмотря на минусы, плюсов у инклюзивного образования значительно больше. Такая система обучения включает в себя детские сады и прочие заведения для дошкольников, средние школы, а также среднее профессиональное и высшее профессиональное образование. Основная задача инклюзии - создать безбарьерную среду для людей с ограниченными возможностями.