Чтобы спланировать интересный, познавательный урок, учителю необходимо поставить перед собой четкие цели. Причем они должны быть реальными для школьников конкретного класса. Исходя из них, подбирается материал, наиболее целесообразные методы, средства. Таким образом, дидактическая цель урока становится отправной точкой при организации занятия и тем результатом, который должен быть получен на выходе.
Определение
В словаре Ушакова под целью понимается предел или то, к чему человек стремится. Дидактические цели и задачи урока ставятся в процессе предварительного прогнозирования. Это - желаемый результат, который не только необходимо, но и возможно достигнуть за отведенное на одно занятие время. Впрочем, иногда одна цель может ставиться на несколько уроков. Главное, чтобы она была конкретной и проверяемой.
Далее основная цель разбивается на более мелкие задачи. Они решаются через смену видов деятельности на различных этапах урока. Например, в начале занятия учитель проводит организационный момент, настраивая школьников на работу. Следующей задачей может стать актуализация опорных знаний через устный опрос или выполнение упражнений. Главное, чтобы структура урока была логичной и направленной на достижение запланированного результата.
Классификация целей
Традиционно в педагогике существовало представление о триединстве педагогической цели, в которой одновременно присутствуют образовательный, развивающий и воспитательный аспекты. Таким образом, каждый урок должен:
- обучать детей, давая им систему теоретических знаний, а также практические умения и навыки;
- развивать мыслительные способности школьников, их устную и письменную речь, память, воображение, навыки самоорганизации;
- содействовать воспитанию нравственных или эстетических убеждений, чувств, волевых и социально-значимых качеств (ответственность, аккуратность, творческая активность, дисциплинированность и т. д.).
Однако в настоящее время предлагается другая классификация педагогических целей, приведенная ниже:
- Предметно-дидактическая цель урока предусматривает глубокое освоение школьниками содержания конкретной учебной дисциплины в соответствии с программными требованиями.
- Метапредметная цель направлена на формирование у детей универсальных учебных действий (умение работать с информацией, высказывать свое мнение, вести диалог, мыслить логически и творчески, самостоятельно планировать деятельность, оценивать ее результативность).
- Личностная цель формирует мотивацию к обучению, индивидуальные и гражданские качества школьников, ценностно-смысловые установки.
Типы уроков по дидактической цели
Как мы видим, на каждом занятии педагог решает целый комплекс задач. Одна из выделенных целей становится для него основной, в то время как другие способствуют ее осуществлению. В традиционной педагогике ведущее место отводится достижению образовательных или предметных результатов. В зависимости от них разработана классификация уроков, которые делятся на:
- Урок первичного знакомства с новым учебным материалом.
- Занятие по закреплению изученной информации.
- Урок применения усвоенных знаний и умений.
- Занятие, на котором материал систематизируется и обобщается.
- Урок проверки, а также коррекции полученных знаний и навыков.
- Комбинированное занятие.
Изучение новой информации
Основной дидактической целью урока первого типа является овладение ранее не знакомым материалом. Это может быть правило или закон, свойства объекта или явления, новый способ действий.
Стандартная структура подобного занятия состоит из следующих этапов:
- Объявление темы урока, мотивация на активную работу.
- Повторение ранее изученной информации, имеющей отношение к изучаемому материалу.
- Знакомство с новой темой. На этом этапе могут применяться разные методы: рассказ учителя, работа с учебником, эвристическая беседа, доклады учащихся, самостоятельная поисковая деятельность в группах и т. д.
- Первичное закрепление. Детям предлагаются задания, которые выполняются коллективно.
- Самостоятельная работа. Этот этап не является обязательным, но позволяют педагогу понять, в какой степени школьники усвоили информацию.
- Подведение итогов, записывание домашнего задания для повторения изученного.
Занятие по закреплению материала
Продолжим изучать классификацию уроков по дидактической цели. После знакомства с новой темой знания нужно закрепить, формируя при этом практические умения. Наиболее удобной для достижения этой задачи оказывается следующая структура урока:
- Проверка домашнего задания, во время которого дети вспоминают изученный материал.
- Объявление темы, создание у учащихся положительной мотивации.
- Воспроизведение материала при выполнении стандартных упражнений.
- Создание проблемы, требующей применения знаний в измененных, необычных условиях.
- Подведение итогов.
- Объявление домашнего задания.
Урок практического применения изученного материала
Дидактической целью урока этого типа будет обучение школьников приемам самостоятельной работы, а также воспроизведение ими полученных знаний при решении задач повышенной сложности. Структура занятия строится следующим образом:
- Проверка упражнений, заданных на дом.
- Объявление темы занятия, объяснение ее практической пользы, создание положительного настроя на работу.
- Беседа перед самостоятельным решением предложенных задач, во время которой дети осмысливают их содержание и примерную последовательность действий.
- Учащиеся индивидуально или в группах выполняют задания, направленные на достижение цели (ответ на вопрос, построение графика, заполнение таблицы, выполнение расчетов, проведение опыта и т. п.).
- Школьники вместе с педагогом обобщают и систематизируют полученные результаты.
- Подведение итогов, предъявление домашнего задания.
Урок обобщения
Чтобы изучаемый материал не остался для детей набором разрозненных фактов, необходимо подвести их к осмыслению изучаемых закономерностей, выявлению причинно-следственных связей между объектами или явлениями. Дидактической целью уроков обобщения, таким образом, становится систематизация изученных знаний, проверка того, насколько они осознанны.
Структура занятия выглядит следующим образом:
- Постановка учебных задач, мотивация школьников.
- Воспроизведение опорных сведений, на которых основана изучаемая теория или закономерность.
- Анализ отдельных событий или явлений, результатом которого становится обобщение пройденных понятий.
- Глубокое освоение системы знаний через объяснение новых фактов, выполнение нетипичных упражнений.
- Коллективная формулировка основных идей или ведущих теорий, которые лежат в основе изученных явлений.
- Подведение итогов.
Проверочное занятие
Контрольные уроки, как правило, проводятся после изучения отдельной темы или целого раздела. Их цель - оценить уровень усвоения материала учащимися и скорректировать работу педагога. Структура подобного занятия может существенно различаться в зависимости от предмета.
Желательно, чтобы школьникам были предложены задания различных уровней сложности:
- Упражнение на понимание элементарных связей между изучаемыми объектами, воспроизведение фактического материала (события, даты).
- Задания на объяснение основных правил, понятий или законов по теме, аргументацию собственного мнения, подтверждение его примерами.
- Самостоятельное решение стандартных задач.
- Проверка умения использовать имеющиеся знания в нестандартной ситуации.
На подобных уроках используются диктанты, контрольные срезы, тестирование, письменный и устный опрос. В старших классах применяется форма зачета, когда школьники в течении года должны сдать определенное количество работ, чтобы получить хорошую оценку.
Комбинированный урок
Чаще всего на одном занятии педагог решает несколько дидактических целей. Структура урока в таком случае может отличаться своей вариативностью.
Традиционной схемой занятия считается следующая:
- Объявление темы занятия.
- Проверка упражнений, которые школьники выполняли дома. Одновременно учащиеся вспоминают материал, пройденный на прошлом уроке.
- Работа с новой информацией.
- Ее закрепление через выполнение практических упражнений.
- Подведение итогов и запись в дневник домашнего задания.
Дидактическая цель урока должна ставиться осознанно, с учетом способностей конкретных школьников и возможностей их преподавателя. Очень важно верно оценить тот объем задач, с которым дети справятся за одно занятие. В противном случае урок не будет эффективным и всех участников учебного процесса ждет разочарование.