Повышающий коэффициент ОСАГО: причины, условия, правила расчета, период действия и выплаты

Стоимость страхового полиса ОСАГО регулируется Центральным банком РФ. Но, несмотря на это, цена у всех не может быть одинаковой. Это связано с повышающими коэффициентами ОСАГО, которые зависят от различных параметров.

договор водителей

ОСАГО

Стоимость страхового полиса ОСАГО складывается из базового тарифа и различных коэффициентов. Данные тарифы влияют на конечную цену полиса и могут как повысить коэффициент страховки ОСАГО, так и понизить его.

Коэффициенты страховки машины:

  1. КБМ или бонус-малус клиенту (может снизить стоимость полиса до 50 процентов и поднять цену вдвое).
  2. Территория (зависит от места регистрации автотранспортного средства, а также собственника машины). Для водителей, прописанных в районах и селах, коэффициент будет намного меньше по сравнению с теми, кто прописан в мегаполисе. Это связано с тем, что в мегаполисах происходит большое количество аварий.
  3. Возраст и стаж. Цена полиса увеличивается у водителей младше 22 лет и с маленьким опытом. Это связано с тем, что они создают намного больше аварий по сравнению с другими водителями.
  4. Ограничение (на данный коэффициент влияет количество включенных водителей или список без ограничения).
  5. Мощность. Чем она больше у автотранспортного средства, тем дороже страховка.
  6. Нарушения (при нарушении правил дорожного движения и наличии дорожно-транспортных происшествий, стоимость ОСАГО увеличится).

Базовый тариф (установлен Центральным банком РФ и един для всех страховых компаний) умножается на все существующие коэффициенты, и получается итоговая премия полиса ОСАГО.

КБМ

Страхование машины

Для того чтобы повысить уровень безопасности на дорогах, законодательство разрешило страховым компаниям использовать специальный тариф КБМ, который может корректировать страховую премию. КБМ может поощрить водителей дополнительным бонусом или понизить класс из-за аварии. Смысл его использования заключается в повышении мотивации водителей к езде без дорожно-транспортных происшествий. А страховые компании при помощи КБМ защищают себя от потерь при заключении договора с новичками или с водителями, которые игнорируют правила дорожного движения.

КБМ состоит из двух частей: бонус и малус. Бонусом является коэффициент, который уменьшает страховую премию. И предоставляется он водителю только при условии отсутствия дорожно-транспортного происшествия. Исключением является ДТП, в котором он становится пострадавшей стороной.

Малус – это повышающий коэффициент ОСАГО, который применяется в зависимости от наличия ДТП. Чем больше было аварий (в которых водитель оказался виновником), тем больше станет коэффициент.

КБМ влияет на итоговую страховую премию по договору. Данные о повышающем коэффициенте ОСАГО после ДТП находятся в единой системе РСА. У каждого водителя свой коэффициент, и если владелец автотранспортного средства захочет сменить компанию для того, чтобы уменьшить премию, то он ошибется. Так как коэффициент находится в общей системе РСА, он будет одинаковым для всех страховых компаний.

Повышенный коэффициент ОСАГО после ДТП может быть применен только для виновников происшествия. Например, если владелец машины попал в дорожно-транспортное происшествие по вине другого лица, то КБМ останется без изменений. Но если водитель автотранспортного средства оказался виновником при ДТП, то класс аварийности понизится, и, соответственно, повысится КБМ. Например, у виновника был максимальный класс 13, из-за одного дорожно-транспортного происшествия произойдет снижение на 7. Потерянная скидка будет составлять приблизительно 30 процентов. Для того чтобы вернуться к прежнему классу, необходимо осуществлять управление автотранспортным средством без аварий примерно шесть лет.

Условия понижения КБМ

Повышающий коэффициент после ДТП

В 2015 году произошел скачок в цене ОСАГО. Это произошло из-за решения о повышении страховой суммы по договору. На данный момент максимальная страховая сумма по договору составляет 400000 рублей. Из-за ее увеличения произошло повышение премии по договору. Чтобы владельцы автотранспортных средств могли приобретать страховые полиса ОСАГО по более низкой цене, необходимо управлять машиной без аварий. При этом условии за год класс водителей повысится на единицу, и появится дополнительная скидка в размере пяти процентов.

Максимальная скидка составляет 50 % от общей стоимости страховки, соответственно, наибольший класс будет равен 13. Для того чтобы приобрести максимальную скидку, нужно в течение десяти лет ездить без аварии.

Повышенный КБМ

При аварии происходит повышение коэффициента ОСАГО и падение класса. Насколько понизится класс, зависит от того, в каком положении изначально находился водитель. Если у него был 13 класс, то из-за одной аварии произойдет понижение на 7. У водителей с третьим классом произойдет понижение на два пункта. То есть чем выше был изначально класс водителя, тем больше он теряет в уровнях.

Например, если водитель в течение одного календарного года обращался в страховую компанию за выплатой, то тариф увеличится в зависимости от стажа:

  • с третьего по четвертый – 1,55;
  • с пятого по седьмой – 1,44;
  • с восьмого по тринадцатый – 1;
  • водитель, который в течение года попадал в аварию более трех раз, получает максимально повышающий коэффициент ОСАГО - 2,45, который повысит стоимость страховки на 250 %.

Чтобы вернуть прежний класс аварийности, нужно несколько лет ездить без аварий и постепенно увеличивать его.

КБМ для пострадавшего

Какой повышающий коэффициент ОСАГО после ДТП, если водитель оказался пострадавшим? Показатель не должен повышаться, если водитель является потерпевшей стороной. Но иногда приходится доказывать свою невиновность. При предоставлении информации в РСА страховщиками может произойти ошибка, и повышенный коэффициент привязывается к невиновному человеку. Для этого необходимо обратиться в РСА с заключением правоохранительных органов. Страховые компании самостоятельно не могут уменьшать тарифы, так как они используют информацию РСА.

Сроки

Опытный водитель

Стандартный срок действия полиса составляет один год (при необходимости страхователь может покупать договор сроком до двадцати дней и от трех месяцев). Понижающий или повышающий коэффициент ОСАГО действует только на договора, которые действуют один год.

Например, владелец автотранспортного средства с четвертым классом аварийности и скидкой пять процентов оформил полис на полгода. По истечении данного периода времени он не стал продлевать его, а оформил новый, рассчитывая при этом на новую скидку в размере пяти процентов. В процессе оформления нового полиса он выяснил, что класс аварийности остался прежним, и размер скидок не увеличился. Коэффициент остался прежним, так как договор не действовал стандартный срок.

Также, если водитель прервет действие полиса по определенным причинам (например, продажа или утилизация автотранспортного средства), то коэффициент не изменится и останется прежним.

Срок действия повышенного коэффициента

Страхование авто

Сколько действует повышающий коэффициент ОСАГО после ДТП? В стандартной ситуации КБМ действует в течение полисного года. Но после дорожно-транспортного происшествия происходит резкое понижение класса и повышение коэффициента. Причем срок действия коэффициента после аварии увеличивается втрое.

Если у водителя класс аварийности составлял 3 до дорожно-транспортного происшествия, то после него он понизился до единицы. Соответственно, тариф для единицы составляет 1,45. Водителю придется платить за страховку практически в два раза больше.

Сколько действует повышенный коэффициент ОСАГО после ДТП в данном случае? Этот тариф будет действовать в течение трех лет. То есть водителю в течение данного периода времени придется переплачивать по страховке. По истечении четырех лет он сможет получить первую скидку в размере 5 %.

Можно ли изменить повышающий коэффициент ОСАГО после ДТП

Если произошло дорожно-транспортное происшествие, виновником которого стал один из водителей, сможет ли он в дальнейшем уменьшить КБМ? Этот тариф невозможно сразу изменить и уменьшить. Сколько действует повышающий коэффициент ОСАГО? Повышенный коэффициент подлежит изменению только по истечении трех лет. Главной задачей виновника становится аккуратное вождение в этот период времени. Часто новички попадают в аварии несколько раз в год. Соответственно КБМ будет увеличен в несколько раз. Поэтому важно в течение трех лет не попадать в аварии.

Некоторые водители по незнанию после ДТП не включаются в список договора ОСАГО. Например, владелец автотранспортного средства включил своего сына в список водителей. Произошла авария, виновником которой стал сын владельца автомобиля. Следующие три года собственник машины приобретает страховку без ограничения лиц. По истечении этого срока он решает включить сына, так как действие повышающего коэффициента ОСАГО по ДТП, по его мнению, должно исчезнуть. Но повышенный тариф так и остался у виновника без изменений. Это произошло из-за того, что информация о вождении не поступала, следовательно, изменений не произошло.

Важным условием понижения коэффициента после трех лет является включение виновника в список водителей. И только после этого произойдет изменение в значении КБМ.

Стоимость полиса ОСАГО и список водителей

Итоговая цена полиса ОСАГО зависит от водителей, включенных в управление конкретного автотранспортного средства.

Например, владелец управлял длительное время автомобилем самостоятельно и в последний раз заплатил 4000 рублей. По жизненным обстоятельствам он решил включить в список супругу (ее стаж составляет 2 года). Итоговая премия соглашения стала равна 6800 рублей. Повышение стоимости страховки произошло из-за включения супруги в список водителей. Во время расчета стоимости полиса программа использует наибольший коэффициент водителя. В данном случае класс аварийности у владельца автотранспортного средства не изменился, но он не будет рассматриваться во время подсчета полиса.

КВС

Во время расчета цены страхового полиса ОСАГО применяется также коэффициент возраста и стажа. Данный тариф, так же как и КБМ, имеет высокую важность для стоимости страховки. Если у водителя стаж более трех лет, а возраст – от 22 лет, то данный коэффициент будет равен единице.

Повышающий коэффициент ОСАГО по возрасту будет применен, если водителю меньше 22 лет. В этом случае будет применен тариф, равный 1,8 либо 1,6 - в зависимости от стажа автолюбителя.

Повышающим коэффициент ОСАГО по стажу будет, если опыт вождения у водителя менее трех лет. И, в зависимости от возраста, будет равен 1,7 либо 1,8. Тариф КВС имеет значение для расчета, так как может повысить или понизить стоимость страховки практически в два раза.

Таблица расчета коэффициента, зависящего от возраста и стажа, приведена ниже.

Возраст водителей

Стаж водителей

Итоговый тариф

Менее 22 лет

До 3 лет

1, 8

Менее 22 лет

Более 3 лет

1, 6

Более 22 лет

До 3 лет

1, 7

Более 22 лет

Более 3лет

1

Специалисты утвердили порог по опыту вождения, который равен трем годам. Считается, что три года непрерывного вождения приведут к более профессиональному управлению автотранспортным средством.

По таблице видно, что лицам, не достигшим возраста 22 лет, или без соответствующего опыта вождения придется приобретать страховой полис ОСАГО по более высокой цене.

РСА

Коэффициент возраста и стажа

В системе РСА хранится вся информация о водителях, которые страховали автомобиль или были включены в список по договору ОСАГО. Множество водителей утверждают, что у них класс аварийности должен быть выше, так как опыт вождения большой. Водители считают, что страховые компании умышленно поднимают стоимость полиса. Для того чтобы разобраться с классом аварийности, можно обратиться в систему РСА. Для этого нужно зайти на официальный сайт союза страховщиков и оставить заявку на рассмотрение класса. Для этого нужно ввести в поля все необходимые данные о себе.

Ответ от РСА придет на электронную почту водителя. Если действительно была утеря скидок, то необходимо распечатать письмо и подойти в свою страховую компанию. Сотрудники смогут повысить класс и вернуть излишне уплаченные денежные средства.

Для того чтобы класс аварийности не понизился, необходимо перед подписанием страхового соглашения проверить все внесенные данные. Потеря скидок может произойти из-за ошибки в личных данных водителя. Также при смене водительских прав необходимо подойти в офис страховщика и сделать изменения в полисе. Так, скидки по старым правам переведут на новые, и потерь не будет. Если же прийти с новыми правами после окончания действия полиса, то все накопленные скидки пропадут, класс аварийности станет равен трем.

Советы

Повышающий коэффициент

Для того чтобы снизить стоимость страхового полиса, можно не включать в список водителей тех лиц, по вине которых произошли аварии. Например, если у супруги повышающий коэффициент, то муж может исключить ее из списка. Но в данном случае ездить за рулем автомобиля она не сможет. Также нужно помнить, что чем больше водитель ездит без аварий, тем меньше становится тариф.

Если водитель стал виновником дорожно-транспортного происшествия, но управлять автотранспортным средством ему необходимо, то владелец машины может приобрести страховку без ограничения списка. В этом случае за руль автомобиля могут садиться любые водители, имеющие права. Но стоит отметить, что стоимость страховки увеличится на 80 %.

Все надежные страховые компании пользуются базой РСА. Поэтому нет смысла в обращении в другие страховые компании для уменьшения тарифа. Если же компания утверждает, что сможет предоставить полис по более низким ценам, то стоит проверить лицензию этого страховщика и его урегулирование убытков.

Избежать повышающего коэффициента можно при аккуратном и внимательном вождении. Ведь дорожно-транспортное происшествие – это не только повышенный коэффициент в страховых договорах, но в первую очередь это жизни и здоровье людей. По статистике, Российская Федерация находится на первом месте по количеству дорожно-транспортных происшествий, результатом которых становится смерть участников. Не нужно искать обходные пути, чтобы снизить страховку ОСАГО. Лучше отдать предпочтение безопасности на дорогах.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.