Мариинская водная система соединяет Волгу и воды Балтики, начинаясь на реке Шексна в Ярославской области и достигая Невы в Санкт-Петербурге. Задумана Петром Первым, реализована в периоды правления Павла Первого и его сына Александра, переоборудована и достроена всеми последующими монархами, включая Николая Второго.
Переименованная в честь Владимира Ильича Ленина и снова реконструированная в СССР, имеющая долгую и богатую историю создания Мариинская водная система, значение которой трудно недооценить и сейчас, представляет собой комплекс природных и искусственных водоемов, являющихся Волго-Балтийским путем из глубины материка в Европу.
Начало долгой истории. Идея Петра Первого
Постройка Санкт-Петербурга сделала необходимыми постоянные поставки самых различных грузов для собственного потребления, а также внутренней и зарубежной торговли. Продвижение по воде позволяло сделать это наиболее удобно и быстро.
По указанию Петра I в 1710 были проведены первые изыскания на предмет создания судоходного пути по рекам Вытегра, Ковжа и Шексна, через озеро Белое, из Петербурга в глубину России. Рассматривалось три варианта направлений, одно из них сто лет спустя, в 1810 году, было открыто под названием "Мариинская водная система". Великий артефакт древности (если считать древностью чуть более чем трехсотлетнюю историю), для своего времени был очень прогрессивным сооружением, результатом инженерной и стратегической мысли, получившим в Париже Всемирную премию.
Для воплощения в жизнь замысла основные водоемы предстояло соединить и сделать более полными. Этому должна была способствовать многокомпонентная система шлюзов и плотин (тогда преимущественно деревянных), а также каналов, выкопанных вручную.
Уже опробованный тогда Вышневолоцкий путь не соответствовал полноводностью потребностям торговли, несмотря на человеческое вмешательство в дела природы.
В 1711 царь осматривал часть территории водораздела Вытегры и Ковжи лично. Предание гласит, что именно на месте его десятидневной стоянки того времени был установлен памятник.
Британский инженер Джон Перри, проводивший эти исследования, самым разумным посчитал соединить каналом реки Вытегра и Ковжа. Первая течет на север, вторая на юг. Каждая соединяется в длинную систему с озерами и реками, что обеспечивает необходимую переправку грузов между севером и югом огромного государства, а в итоге, и за его пределы.
Результаты изучения, расчеты и предложения по осуществлению работ были оглашены в Сенате в присутствии Государя. Турецкий поход и последующие события, включая смерть царя, надолго отложили реализацию проекта.
Потребность в полноводном судоходном пути все возрастала, но при Екатерине Второй, которая даже подписала указ о выделении средств на задуманные отцом работы, средства из казны все же были переадресованы на строительство сухопутных сообщений приоритетных направлений – Петербург-Нарва и Петербург-Москва.
Исследования нанятого Петром Алексеевичем специалиста вспомнились во времена правления Павла Первого и возобновлялись неоднократно – в 70-х, 80-х и 90-х годах 18 века.
Реализация замысла
Когда потребность достигла критического уровня, за дело взялся Департамент водных коммуникации, а именно, его руководитель граф Я. Е. Сиверс. Он возобновил изыскания, взяв за основу направление, предложенное Джоном Перри, и представил Павлу Первому доклад, обосновывающий необходимость скорейшего начала работ.
Государь одобрил начинания. Деньги на старт работ были взяты из фондов сохранной казны Воспитательных домов Петербурга и Москвы, коими заведовала супруга царя – Мария Федоровна. Именно этому факту из истории создания Мариинской водной системы судоходный путь обязан своим именем, которое было присвоено приказом от 20.01 1799 года и увековечило имя супруги императора. Тогда наименование писалось и произносилось несколько иначе, как "Марьинский".
В этот же год начались работы, а через девять лет пробный маршрут прошло первое судно. Торжественно открытие более чем 1125-километровой (1054 версты) Мариинской системы каналов и естественных водоемов произошло в июле 1810, через 11 лет упорного, тяжелого, преимущественно ручного крестьянского труда.
К открытию пути он был оборудован следующими гидротехническими сооружениями:
- 28 деревянных шлюзов и полушлюзов преимущественно одно- и двухкамерных (кроме трехкамерного шлюза Св. Александра на Мариинском канале) – общая численность камер 45, каждая имела следующие параметры – 32 метра, 9 метров и 1,3 метра – длина, ширина и глубина на пороге, соответственно; большинство шлюзов именовались в честь святых, кроме шлюзов "Слава", "Россия" и полушлюза "Деволант" (позже заменен шлюзом Святого Георгия) на Вытегре;
- двадцать плотин;
- двенадцать водоспусков (однолетние плотины);
- пять подъемных мостов (разводных).
Данные параметры обеспечивали возможность прохождения судов с грузоподъемностью 160-170 тонн. По мере роста потребностей увеличения грузооборота многие сооружения периодически модифицировались, переносились, убирались и перестраивались.
Экономическое значение
Создание подобного масштаба комплекса водных путей сообщения позволяло значительно увеличить обороты торговли не только внутри страны, но и с другими государствами.
Выход через Санкт-Петербург в Балтику обеспечивал связь с Европой. Поставки по Волге из южных регионов дали возможность активно торговать продовольственными и промышленными товарами, поставляя их через всю страну от Каспийского до Балтийского моря.
Для внутренней экономики России значение было еще более важным – Хлебная биржа в Рыбинске, здание которой сохранилось по сей день, неразрывно связана историей создания с Мариинской водной системой. Она была открыта вскоре после запуска водного пути в работу и обеспечивала мукой не хлебные направления страны, также осуществлялись поставки пшеницы в Европу.
Благотворно повлияло нахождение на Мариинском пути и на развитие Череповца. В то время он был богатым торговым городом, центром судостроения, обучения этому делу. В нем проживали купцы, обеспечивающие движение по водной системе. Построенные здесь первые грузовые корабли дальнего плавания ходили даже в США.
Реки Мариинской водной системы
В Мариинской системе в качестве судоходных маршрутов задействованы четыре реки: Свирь, Вытегра, Ковжа и Шексна, если не считать конечных точек, дающих начало новым важным отрезкам водного пути, – Волги и Невы.
Однако к Мариинской водной системе имеют отношение Волхов и Сясь, так как через них проложены обходные каналы при Ладожском озере.
Будучи частью основного пути Тихвинской водной системы, река Сясь связана с Мариинской через Свирский канал (в обход Ладожского озера с рекой Свирь) и Сясьский канал, соединяющий реки Сясь и Волхов. Оба канала были модернизированы в ходе усовершенствования водной системы.
Ладожский канал связывает Волхов (часть Вышневолоцкой водной системы) и Неву. Именно по этим искусственным водоемам проложен путь в Санкт-Петербург из Мариинской системы для судов, предусмотрительно опасающихся подверженного штормам Ладожского озера.
Также к Мариинской водной системе можно отнести несудоходные мелкие реки (например, Водлица, Ошта, Куность, Пурас-ручей и т. п.), которые с помощью вмешательства людей питали каналы, другие реки и озера, или сами стали их частью.
Мариинский и Ново-Мариинский каналы
Мариинский канал можно назвать самым важным искусственным водоемом одноименной системы. Именно он пересек водораздел рек Вытегра и Ковжа, позволив соединить общим судоходным путем глубинку и север страны.
На реке Ковжа он начинался у деревни Грязный омут и Впадал в Вытегру у поселения Верхний рубеж. Рукотворный канал проходил через два маленьких озерца, Матко-озеро (спущенное при более поздних реконструкциях системы) и Екатерининский бассейн.
Относительно соединяемых им рек канал обладал более высоким уровнем, поэтому суда поднимались в него из одной реки и спускались в другую. Питание обеспечивало в основном Ковжское озеро посредством Константиновского водопровода. С этой целью его уровень был поднят с помощью плотин на два метра. Поддержание необходимой наполненности канала обеспечивалось шестью шлюзами.
Ново-Мариинский канал был построен в 80-х годах 19 века, северо-восточнее своего предшественника, однако имеет с ним общую часть при соединении с рекой Вытегра. Окончено его сооружение во время правления Александра III в 1886 году.
Новый канал стал каменным и более глубоким. Его бьеф был существенно снижен, что позволило отказаться от четырех старых двухкамерных шлюзов и Константиновского водопровода. Теперь искусственный водоем получал питание из реки Ковжа. Для этой цели служил Александровский водопровод.
Озера и приозерные каналы
Наиболее значимые полноводные озера системы – это Ладожское, Онежское и Белое (с севера на юг). Вокруг первого и по двум другим проходил изначальный судоходный путь, что провоцировало не просто трудности, а множество трагичных событий. Подверженные частым сильным штормам озера были очень опасны, множество крушений судов произошло в то время в их водах.
Именно это послужило причиной сооружения вокруг них обводных каналов, обеспечивающих быстрый и спокойный маршрут.
Ладожский канал был построен ранее и сразу вошел в Мариинский водный путь. Ново-Ладожский возведен в 60-х годах 19 века.
Онежский и Белозерский сооружены в 40-х годах того же столетия.
Не очень хорошо отразилась постройка только на доходах местного населения. Прежде купцам приходилось пользоваться более мелкими судами для безопасного провоза груза. Их называли "белозерки". Маленькие прочные суда обеспечивали транспортировку товара по более мелководной и спокойной части озера, а большие барки-мариинки преодолевали его пустыми.
Также для функционирования Марииинской водной системы использовались и многочисленные не крупные озера. За счет них осуществлялось наполнение судоходных рек и каналов.
Усовершенствования 90-х годов 19 века
Торжественно завершившееся в 1886 году усовершенствование системы, включившее в себя многоплановые работы, проводившиеся на протяжении 66 лет, недолго оставалось итоговым.
Уже в октябре 1892 начались новые масштабные реконструкции важнейшего водного пути. На их проведение было выделено 12,5 миллионов рублей.
- Итогом усовершенствований стало сооружение 38 шлюзов Мариинской водной системы. Самые первые шлюзы на реке Шексне были установлены именно в это время – ими стали четыре каменных сооружения.
- Были прорыты 7 перекопов (в том числе знаменитый Девятинский), спрямивших и сокративших имевшиеся судоходные маршруты.
- Проведена расчистка, расширение и углубление обходных приозерных каналов.
- Переустроены и созданы новые сухопутные дороги для тяговой транспортировки (бечевники).
- Река Свирь более адаптирована к судоходству (разнообразные очистительные работы, углубление и расширение пути).
Результатом инженерных изысканий и переустройств, возведения и реконструкции гидротехнических сооружений стало значительное увеличение пользы от эксплуатации Мариинской водной системы. Примененные средства и технологии были оценены современниками и удостоены золотой медали на Всемирной выставке в Париже 1913 года.
Советский период
Научно-технический прогресс не обошел и этот водный путь. Уже в 1922 году был открыт первый гидроузел Череповецкий. За ним последовали еще три: в 1926, 1930 и 1933 годах.
В 1940 году были приняты решения о создании Волго-Балтийской и Северо-Двинской систем водных сообщений. В это же время постановили законсервировать стройку Куйбышевского гидроузла.
Весна 1941 ознаменовалась началом наполнения Рыбинского водохранилища. Оно продолжалось до 1947 года, тогда же были возобновлены действия по прокладыванию Волго-Балта.
В 1948 начаты работы по созданию канала от Онежского озера к городу Вытегра, что сокращало и выпрямляло водный путь. Стройка была закончена в 1953.
В 1952 сооружена еще одна ГЭС на реке Свирь. В 1961 и 1963 введены в эксплуатацию три гидроузла на Вытегре и Шексне.
Второго ноября 1963 года Мариинская водная система официально закончила функционировать. Навигация по ней была завершена.
В конце мая 1964 начали функционировать еще два гидроузла и был наполнен новый канал между реками Ковжа и Вытегра. Летом по новому пути прошли первые суда – сначала гидростроителей, потом грузовые и последними – пассажирские.
27 октября Волго-Балтийский путь был принят комиссией и подписан акт об этом, а в декабре издан указ о присвоении ему имени В. И. Ленина.
Актуальное состояние
После реконструкции 1959-1964 гг. Мариинская водная система вошла в более прогрессивный комплекс путей и гидротехнических сооружений. Он получил название Волго-Балтийский водный путь.
В данное время его протяженность составляет около 1100 километров, минимальная глубина судоходного фарватера – от 4-х метров. Это позволяет курсировать судам, имеющим водоизмещение до 5 тысяч тонн.
Сейчас этот путь – одно из звеньев, связывающих пять морей: Балтийское, Белое, Каспийское, Азовское и Черное.
Исторические памятники водного пути
На протяжении всей истории существования Мариинская водная система имела важнейшее значение для экономического развития страны. Многочисленные события, связанные с ее постройкой и реконструкцией, периодически ознаменовывались установкой памятников:
- Петру Первому в городе Лодейное Поле на реке Свирь.
- Обелиски на Сясьских каналах, знаменующие окончание строительства каждого.
- Два обелиска в честь постройки Ново-Ладожского канала (Шлиссельбургский не сохранился).
- Три обелиска, посвященные Белозерскому каналу.
- Обелиски на Мариинском и Ново-Мариинском каналах.
- Обелиск в честь строительства Онежского канала.
Не сохранилась одна из первых памятных построек – деревянная часовня в честь Петра Великого у деревни Петровское.
Бытует легенда, что обелиск с надписью "Петрову мысль Мария свершила" на месте будущего соединения Вытегры и Ковжи (Мариинский канал) установлен там, где император планировал это масштабное строительство и назвал место "Быть-горой". Соединение двух рек проходит в самом высоком месте водораздела.
Сооружение Ново-Мариинского канала, помимо установки обелиска, отметили еще и выпуском настольной медной медали 8,5 сантиметра в диаметре.
Медаль диаметром 7,7 см была также отлита в честь окончания строительства Ново-Свирского и Ново-Сясьского каналов.
Интересные факты из истории Мариинской водной системы
Интересная долгая история включает в себя отдельные особо замечательные факты, относящиеся к созданию и функционированию Мариинской водной системы.
- Мариинская система названа в честь императрицы Марии Федоровны (так как первоначальные средства на строительство были выделены из казны воспитательных домов, которые она курировала).
- Шлюзы у Белого озера именовались "Удобство", "Безопасность" (место соединения с Шексной) и "Польза" (со стороны Ковжи).
- Речной танкер "Вандал", построенный в 1903 и курсировавший по Мариинской водной системе, был первым в мире теплоходом и дизель-электроходом.
- Водную систему обслуживали десять пароходств разного уровня.
- Девятинский перекоп включен в список особо охраняемых природных территорий. Искусственный водоем длиной чуть менее километра строился более пяти лет в монолитной породе. Работы велись английским способом, с проложением штольни по дну будущего канала, связанной с поверхностью пятнадцатью шахтами. Вынимаемый грунт скидывался в них и вывозился.
- Первоначально путь от Рыбинска до Петербурга по Мариинской системе занимал примерно 110 суток, после усовершенствований 30-50 суток (1910 год).
- В связи с недостаточностью в казне средств на устройство водного пути в 1818 году Александр I повелел брать пошлины с судов в зависимости от их габаритов, а также целевые сборы с купцов и мужчин податных сословий.
- Сясьский канал изначально носил имя императрицы Екатерины II. Ново-Сясьский – Марии Федоровны.
- Свирский и Ново-Свирский каналы носят имена царей Александров – Первого и Третьего соответственно.
- Матко-озеро бывшее водораздельным пунктом Мариинской водной системы было спущено при понижении уровня Мариинского канала, а его котловина использовалась для отвала грунта. В 2012 году предложено установить памятный монумент о некогда важном водоеме.
- Последним прошедшим по Мариинской водной системе судном стала самоходная баржа под названием "Иловля".
Изначально бурная и быстрая Шексна кардинально изменилась из-за гидротехнических сооружений, как и другие водоемы. Проложенные природой русла рек были изменены и дополнены, что отразилось на флоре, фауне и социальной жизни людей. Человеческое вмешательство очень сильно повлияло на судьбу всей местности, по которой проходила Мариинская водная система.
Фото конца 19 – начала 20 века красноречиво говорят о великих свершениях и масштабных работах, проведенных в тяжелых условиях отсутствия должного технического сопровождения. Однако одетые в гранит каналы, выкопанные вручную, многочисленные масштабные постройки заставляют задуматься также и о множестве человеческих жизней, принесенных в жертву прогрессу.