Эскадренный броненосец "Полтава": фото, история и характеристики

В последние годы XIX века для Балтийского флота были построены три броненосца: «Петропавловск», «Севастополь» и «Полтава». Но в конечном счете всех их отправили на Дальний Восток, где потом кто-то погиб в русско-японской войне, а кто-то, как эскадренный броненосец "Полтава", - уже в 1920-х годах.

Строительство

Модель броненосца «Полтава» планировали, основываясь на чертежах броненосца «Николай I», который обладал большой впечатляющей мореходностью, но в «Полтаве» планировалось увеличить водоизмещение, чтобы тем самым поднять показатели дальности плавания. Кроме того, на новом броненосце была установлена еще одна башня с двумя орудиями, каждое по 305 мм.

Строительство броненосца "Полтава"

7 мая 1892 года в присутствии Александра III и его семьи «Полтава» была заложена, хотя начальные работы над кораблем, которыми руководили известные морские инженеры И.Е.Леонтьев и Н.И.Янковский, начались еще в феврале того же года. Несмотря на последующую довольно длительную застройку, спуск броненосца на воду произошел 25 октября 1894 года.

Размеры броненосца «Полтава»

Характеристики получившегося корабля впечатляли: водоизмещение составляло 11,5 т, на тонну больше, чем предполагалось по проекту. Межперпендикулярная длина броненосца составляла 108,7 метра, ширина – 21,34 м, осадка носом 7,6 м. Средняя скорость составляла 16,29 уз, запас угля – 700-900 т. Судно могло вместить экипаж примерно в 25 офицеров и 620 представителей нижних чинов.

Строительство броненосца "Полтава"

Первые испытания

Только через четыре года, в сентябре 1898-го, состоялись первые испытания броненосца «Полтава», к тому же в тот день на судне отсутствовала вся артиллерия, кроме только главнокалиберных пушек. В связи с начинавшимся штормом испытания, которые должны были длиться 12 часов, сократили на три часа. Через какое-то время, в июне 1900 года, были проведены новые испытания, на этот раз – с полным вооружением.

Три месяца спустя начала накаляться обстановка на Дальнем Востоке, и поэтому «Полтава» была отправлена туда. Уже следующей весной она прибыла в Порт-Артур и стала участвовать во всех походах, которые проводились после этого. В начале 1904 года, перед русско-японской войной, экипаж «Полтавы», возглавляемый капитаном И.П. Успенским, составлял 631 человек, что являлось большим показателем для броненосца.

Броненосец "Полтава" в море

Начало русско-японской войны

Ночью 26 января 1904 года произошло нападение японских эсминцев на стоявшую возле Порт-Артура русскую эскадру, которая после боя лишилась двух больших кораблей, но сумела отогнать от себя неприятеля, который почему-то в самом разгаре сражения смутился и стал отступать. «Полтаве» в этом бою осколки от бомб попали в бортовой торпедный аппарат, но что-то уберегло команду и корабль от взрыва: было ранено всего три члена команды. Сам же броненосец сумел выпустить около семидесяти зарядов по вражеским суднам. Утром по окончании боя русские корабли уплыли во внутреннюю гавань, во время входа в которую «Полтава» и «Севастополь» задели друг друга боками.

В середине марта с броненосца «Полтава» был спущен паровой катер, который запустил метательную мину в японскую эскадру и потопил один из брандеров. Вскоре после этого экипажи кораблей начали демонтировать артиллерию и оборудовать из нее четырехорудийную батарею на Перепелиной горе, для защиты Порт-Артура, на который японцы готовили нападение. 26 июня «Полтава» находилась в бухте Тахэ, откуда вместе с другими броненосцами и крейсерами вела обстрел по японской эскадре.

Бой в Желтом море

В начале лета шесть русских броненосцев и еще несколько кораблей попытались прорваться во Владивосток, но уже через двадцать миль они встретили большое скопление вражеских суден и по приказу адмирала В.К. Витгефта повернули обратно. Адмирал обосновал это отсутствием на русских кораблях большинства мало- и среднекалиберной артиллерии. Когда ее вернули на место, Полтава во второй раз вышла на Владивосток, и это привело к новому сражению с японцами, которое потом будут называть «бой в Желтом море». Уже в начале схватки под ватерлинию с правого борта в «Полтаву» попал снаряд, из-за чего затопило сухарное отделение. Но пробоину удалось заделать, а крен команда выровняла, налив такое же количество воды в один из отсеков с левого борта.

Разойдясь с противником, русские корабли стали уходить в сторону моря, но японская эскадра преобладала по скорости и поэтому смогла догнать их. Адмирал Дэва, командующий одним из боевых отрядов и под чьим управлением находился крейсер «Якумо», хотел атаковать «Полтаву» и «Севастополь» с двух сторон, но броненосец «Полтава» сделал меткий выстрел по «Якумо», отогнав его. Несмотря на это, бой возобновился.

"Полтава" в Порт-Артуре

Здесь «Полтаве» были нанесены несколько серьезных повреждений. Пара снарядов взорвалась на верхней палубе, ранив более пятнадцати человек, еще два попали под носовую башню, и еще несколько – в корму. Самым опасным стал осколок, который попал в левый гребенной вал, в связи с чем пришлось снизить скорость, которая и так была невысока.

На последнем этапе боя в Желтом море «Полтава» почти не пострадала, так как удары артиллерии японских судов направлялись в основном на «Пересвета» и «Цесаревича».

В осажденном Порт-Артуре

В конце осени японцам удалось захватить высоты возле Порт-Артура и начать обстреливать оттуда русские корабли. 22 ноября в «Полтаву» попал снаряд, который взорвался в погребе, из-за чего «Полтава» начала тонуть, в конечном счете осев на грунт. Экипаж, который на тот момент составлял 311 нижних чинов и 16 офицеров, попал в плен к японцам.

В июле 1905 года японцы закончили починку захваченного броненосца «Полтава» и, подняв его на воду, переименовали в «Танго». Во время реставрации были заменены некоторые мачты, трубы, вентиляционные каналы и торпедные аппараты. А через четыре года «Танго» стал полноценным японским броненосцем береговой охраны. Его экипаж увеличили до 750 человек.

Реставрация броненосца "Полтава"

Возвращение на родину

Спустя 10 лет Франция и Англия решили начать Дарданелльскую операцию, целью которой был захват одного из Черноморских проливов. Россия хотела дать отпор с помощью своей эскадры, но кораблей оставалось мало, поэтому было принято решение выкупить у японцев свои же броненосцы, которые десятилетие назад были захвачены в плен. Согласно заключенному с Японией договору, за 15,5 млн рублей русским войскам удалось выкупить и привезти на Родину три корабля: «Танго», «Сою» (русский «Варяг») и «Сагами» (русский «Пересвет»). Они были доставлены во Владивосток в марте 1916 года.

Броненосец "Полтава" в порту

Выкупленным кораблям вернули изначальные названия, «Танго» был переименован в «Чесму», так как «Полтавой» назвали один из новых дредноутов. Новый капитан броненосца В.Н. Черкасов написал в рапорте, что корабль находился далеко не в идеальном состоянии.

В годы революции

После Октябрьской революции команда «Чесмы» встала на сторону советской власти, а в марте судно было захвачено англичанами, которые стали использовать броненосец как плавучую тюрьму. Через два года они бросили судно при эвакуации из Архангельска. Когда его нашли в июне 1921 г., то сдали на хранение в Архангельский порт, а после трехлетнего простоя там было принято решение отправить «Чесму» в Отдел фондового имущества для того, чтобы разобрать на металл. Так же поступили и с другими эскадренными броненосцами типа "Полтава".

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.