В последние годы XIX века для Балтийского флота были построены три броненосца: «Петропавловск», «Севастополь» и «Полтава». Но в конечном счете всех их отправили на Дальний Восток, где потом кто-то погиб в русско-японской войне, а кто-то, как эскадренный броненосец "Полтава", - уже в 1920-х годах.
Строительство
Модель броненосца «Полтава» планировали, основываясь на чертежах броненосца «Николай I», который обладал большой впечатляющей мореходностью, но в «Полтаве» планировалось увеличить водоизмещение, чтобы тем самым поднять показатели дальности плавания. Кроме того, на новом броненосце была установлена еще одна башня с двумя орудиями, каждое по 305 мм.
7 мая 1892 года в присутствии Александра III и его семьи «Полтава» была заложена, хотя начальные работы над кораблем, которыми руководили известные морские инженеры И.Е.Леонтьев и Н.И.Янковский, начались еще в феврале того же года. Несмотря на последующую довольно длительную застройку, спуск броненосца на воду произошел 25 октября 1894 года.
Размеры броненосца «Полтава»
Характеристики получившегося корабля впечатляли: водоизмещение составляло 11,5 т, на тонну больше, чем предполагалось по проекту. Межперпендикулярная длина броненосца составляла 108,7 метра, ширина – 21,34 м, осадка носом 7,6 м. Средняя скорость составляла 16,29 уз, запас угля – 700-900 т. Судно могло вместить экипаж примерно в 25 офицеров и 620 представителей нижних чинов.
Первые испытания
Только через четыре года, в сентябре 1898-го, состоялись первые испытания броненосца «Полтава», к тому же в тот день на судне отсутствовала вся артиллерия, кроме только главнокалиберных пушек. В связи с начинавшимся штормом испытания, которые должны были длиться 12 часов, сократили на три часа. Через какое-то время, в июне 1900 года, были проведены новые испытания, на этот раз – с полным вооружением.
Три месяца спустя начала накаляться обстановка на Дальнем Востоке, и поэтому «Полтава» была отправлена туда. Уже следующей весной она прибыла в Порт-Артур и стала участвовать во всех походах, которые проводились после этого. В начале 1904 года, перед русско-японской войной, экипаж «Полтавы», возглавляемый капитаном И.П. Успенским, составлял 631 человек, что являлось большим показателем для броненосца.
Начало русско-японской войны
Ночью 26 января 1904 года произошло нападение японских эсминцев на стоявшую возле Порт-Артура русскую эскадру, которая после боя лишилась двух больших кораблей, но сумела отогнать от себя неприятеля, который почему-то в самом разгаре сражения смутился и стал отступать. «Полтаве» в этом бою осколки от бомб попали в бортовой торпедный аппарат, но что-то уберегло команду и корабль от взрыва: было ранено всего три члена команды. Сам же броненосец сумел выпустить около семидесяти зарядов по вражеским суднам. Утром по окончании боя русские корабли уплыли во внутреннюю гавань, во время входа в которую «Полтава» и «Севастополь» задели друг друга боками.
В середине марта с броненосца «Полтава» был спущен паровой катер, который запустил метательную мину в японскую эскадру и потопил один из брандеров. Вскоре после этого экипажи кораблей начали демонтировать артиллерию и оборудовать из нее четырехорудийную батарею на Перепелиной горе, для защиты Порт-Артура, на который японцы готовили нападение. 26 июня «Полтава» находилась в бухте Тахэ, откуда вместе с другими броненосцами и крейсерами вела обстрел по японской эскадре.
Бой в Желтом море
В начале лета шесть русских броненосцев и еще несколько кораблей попытались прорваться во Владивосток, но уже через двадцать миль они встретили большое скопление вражеских суден и по приказу адмирала В.К. Витгефта повернули обратно. Адмирал обосновал это отсутствием на русских кораблях большинства мало- и среднекалиберной артиллерии. Когда ее вернули на место, Полтава во второй раз вышла на Владивосток, и это привело к новому сражению с японцами, которое потом будут называть «бой в Желтом море». Уже в начале схватки под ватерлинию с правого борта в «Полтаву» попал снаряд, из-за чего затопило сухарное отделение. Но пробоину удалось заделать, а крен команда выровняла, налив такое же количество воды в один из отсеков с левого борта.
Разойдясь с противником, русские корабли стали уходить в сторону моря, но японская эскадра преобладала по скорости и поэтому смогла догнать их. Адмирал Дэва, командующий одним из боевых отрядов и под чьим управлением находился крейсер «Якумо», хотел атаковать «Полтаву» и «Севастополь» с двух сторон, но броненосец «Полтава» сделал меткий выстрел по «Якумо», отогнав его. Несмотря на это, бой возобновился.
Здесь «Полтаве» были нанесены несколько серьезных повреждений. Пара снарядов взорвалась на верхней палубе, ранив более пятнадцати человек, еще два попали под носовую башню, и еще несколько – в корму. Самым опасным стал осколок, который попал в левый гребенной вал, в связи с чем пришлось снизить скорость, которая и так была невысока.
На последнем этапе боя в Желтом море «Полтава» почти не пострадала, так как удары артиллерии японских судов направлялись в основном на «Пересвета» и «Цесаревича».
В осажденном Порт-Артуре
В конце осени японцам удалось захватить высоты возле Порт-Артура и начать обстреливать оттуда русские корабли. 22 ноября в «Полтаву» попал снаряд, который взорвался в погребе, из-за чего «Полтава» начала тонуть, в конечном счете осев на грунт. Экипаж, который на тот момент составлял 311 нижних чинов и 16 офицеров, попал в плен к японцам.
В июле 1905 года японцы закончили починку захваченного броненосца «Полтава» и, подняв его на воду, переименовали в «Танго». Во время реставрации были заменены некоторые мачты, трубы, вентиляционные каналы и торпедные аппараты. А через четыре года «Танго» стал полноценным японским броненосцем береговой охраны. Его экипаж увеличили до 750 человек.
Возвращение на родину
Спустя 10 лет Франция и Англия решили начать Дарданелльскую операцию, целью которой был захват одного из Черноморских проливов. Россия хотела дать отпор с помощью своей эскадры, но кораблей оставалось мало, поэтому было принято решение выкупить у японцев свои же броненосцы, которые десятилетие назад были захвачены в плен. Согласно заключенному с Японией договору, за 15,5 млн рублей русским войскам удалось выкупить и привезти на Родину три корабля: «Танго», «Сою» (русский «Варяг») и «Сагами» (русский «Пересвет»). Они были доставлены во Владивосток в марте 1916 года.
Выкупленным кораблям вернули изначальные названия, «Танго» был переименован в «Чесму», так как «Полтавой» назвали один из новых дредноутов. Новый капитан броненосца В.Н. Черкасов написал в рапорте, что корабль находился далеко не в идеальном состоянии.
В годы революции
После Октябрьской революции команда «Чесмы» встала на сторону советской власти, а в марте судно было захвачено англичанами, которые стали использовать броненосец как плавучую тюрьму. Через два года они бросили судно при эвакуации из Архангельска. Когда его нашли в июне 1921 г., то сдали на хранение в Архангельский порт, а после трехлетнего простоя там было принято решение отправить «Чесму» в Отдел фондового имущества для того, чтобы разобрать на металл. Так же поступили и с другими эскадренными броненосцами типа "Полтава".