Структура земель принадлежит к характерному элементу государственного земельного фонда обширной территории России, она разделена в целевом назначении по категориям. В отдельной области управления, где объектами служат угодья, регулируют правоотношения, распределяют рациональное использование, устанавливают экономическое хозяйствование определенные законодательные акты. Правовые положения находятся в Земельном кодексе Российской Федерации, статьи 3, 4, 7. Распоряжение участками регламентирует Федеральный закон РФ № 136 в редакции от 03.08.2018 г., вступивший в силу с изменениями и дополнениями 01.10.2018 г.
Историческое отступление
Изначально социально-экономическая и политическая структура русских земель была раздроблена. Для этого сложились разные предпосылки в обществе под влиянием причин:
- социальных;
- экономических;
- внешнего и внутреннего окружения.
Безопасность феодальной системы управления требовала слияния огромных территориальных пространств, на которых образовывались разные структуры со своей иерархией.
На высшей ступени находились князья, наделенные верховной властью, они имели собственность и право ею распоряжаться. У бояр были обширные вотчины, сословие входило в совещательные советы при государях, они могли выбрать, кому из князей подчиняться.
Те, в свою очередь, приближали к себе верных соратников, получивших впоследствии статус дворян, награждая за службу поместьями с временным пользованием. Социально-экономическая и политическая структура русских земель управляла обществом. Наделы служили признаком привилегий, наград и разменной монетой. Княжеская милость могла как передать в распоряжение угодья, так и отнять за любую провинность.
Краткая характеристика предпосылок раздробленности
Сложная структура земель и русского общества, которое создавалось из разных слоев, расположенных в отдельных поместьях и городских районах, породило на свет:
- крупных бояр;
- церковников;
- купцов;
- ремесленников;
- низкое сословие, обслуживающих верхушку правителей - слуги, холопы.
Сельские жители попали в полную зависимость от владельцев земель. При этом родилась новая каста населения из дружинников, которым дарованы были поместья. Угодья стали пахать, увеличились желающие остаться в вотчинах при своей собственности.
Все эти социальные признаки повлияли на уклад в стране, она была раздроблена на образовавшихся в определенный период земельных частников. Боярам нужно было сильное правительство для сохранения владений от внешних врагов.
Положительные и отрицательные моменты
Древнерусский феодализм принес минусы в создание страны:
- разобщение земельных площадей с обособленным отделением;
- образование междоусобных конфликтов;
- ослабление военной силы;
- набеги монголо-татар.
Положительное влияние:
- развились ремесла;
- выросли города;
- заселились неосвоенные земли;
- увеличилась внутренняя торговля;
- расцвела культурная жизнь;
- построились дороги;
- усилился местный аппарат управления.
Такие предпосылки сопровождали социальную, экономическую, политическую структуру земель русских в период слабой устойчивости, во время формирования государственности и становления общества.
Земельный фонд Российской Федерации и его характерные особенности
На земле - важном ресурсе природы - так исторически сложилось, что люди удовлетворяют свои потребности:
- ведением сельского хозяйства;
- размещением жилых и производственных зданий и сооружений;
- получением доступа к природным объектам.
Россия лидирует среди стран по обладанию обширным земельным фондом, куда входят:
- лесные массивы;
- сельскохозяйственные пашни;
- сконцентрированная промышленность.
Структура земель РФ осваивалась неравномерно, резко менялись собственники. В последнее время увеличились случаи передачи гражданам наделов для развития:
- фермерства;
- личного подсобного хозяйства;
- садов и огородов.
Сельские угодья поглощаются промышленными застройками. Большая часть населения - это городские жители, поэтому из-за миграционного роста разрывается населенная плотность между селами и городами.
Характерным явлением стала потеря плодородных земель в деревнях, не используемых и зарастающих сорняком. Городам не хватает пространства для их неконтролируемого роста, для этого они захватывают пригодные для сельского хозяйства земли.
В Правительстве возникла задача, ее необходимо срочно решить, разработать обеспечение порядка, в котором угодья будут использоваться без потери их полезности, для благоприятного социального и экономического развития.
Разделение ресурсов по предназначению
Законодательством установлено деление структуры земельного фонда по категориям земель. В седьмой статье Земельного кодекса утверждено семь видов. К ним принадлежат наделы:
- размещенные за населенным пунктом, на них выполняют сельские работы физические лица или предприятия;
- жилого строительства с инфраструктурой;
- промышленных объектов, энергетических сооружений, транспортных систем;
- лесных массивов и производства этого направления;
- водного хозяйства с объектами и строениями;
- исторические с культурным наследием, они находятся под государственной охраной;
- запасные, которые ждут своей очереди для применения.
При появлении новой категории ее внесут в справочник и Земельный кодекс Российской Федерации.
Разрешение на использование
Когда делят структуру земель по категориям, каждая имеет свое предназначение. Если участок зарегистрирован в определенном виде, его должны использовать только в этом направлении. Земли размещают в таком порядке на основании законодательных актов:
- правительственных постановлений для собственности федерального значения;
- распоряжений от властных органов субъектов федерации, если земельные участки находятся во владении частных, муниципальных организаций или предназначены для сельского хозяйства;
- утверждений местных органов управления для угодий, принадлежащих муниципальным учреждениям или частникам, сюда не входят сельские наделы.
Властные органы наделены правами перевода из одной структуры использования земель в другую категорию, если они подвластны их юрисдикции. Когда определен вид и целевое использование участка, деятельность там может осуществляться без дополнительного разрешения и процедуры согласования.
Если состав и структура земель не предусматривают определенные категорией работы, обращаются в правомочный орган, чтобы изменить их использование и получить разрешение. При наличии на территории регламента, предусматривающего данную деятельность, обращаются за получением разрешения на это производство, так как процедура перевода земель в другую категорию намного сложнее.
Особенность структуры сельскохозяйственных земель
Особую ценность для государства имеют плодородные земли наравне с полезными ископаемыми. Структура земель сельскохозяйственного назначения служит источником продуктов питания и благосостояния граждан. В эту категорию подходят участки под использование:
- сенокосов;
- пашен;
- плодовых садов;
- пастбищ.
В сельских местностях прокладывают коммуникационные сети, дорожные полотна. На угодьях данной категории высаживают деревья и кустарники для защиты от ветров и природных катаклизмов. Эти земли могут окружать водоемы. Участки застраивают постройками, чтобы хранить и перерабатывать сельскохозяйственную продукцию. Подобные вотчины наделены приоритетным статусом, владельцы обязаны охранять и беречь богатство государства. Если там решились создать промышленное предприятие, выделяют негодные для посадок наделы.
Где располагают поселения?
Населенные пункты тоже находятся на земле. Для них имеются границы в районе городов или поселков по территориальным зонам:
- жилым;
- производственным;
- общественно-деловым;
- рекреационным;
- инженерным и транспортным;
- со специальным назначением.
Каждая из зон подчиняется:
- собственному регламенту;
- правовому режиму;
- целевому применению земельных наделов.
Местное самоуправление может запретить использовать участок, если нарушен регламент или не соответствуют параметры.
Какие участки выделяют для промышленных производств
Предприятия размещают на землях в отдалении городов, если они предназначены для вредного производства. Фабрика может находиться в черте поселения при условии, что она не нанесет вреда горожанам или фермам селянам.
К промышленным отраслям принадлежат энергетика, транспорт, коммуникации. В любом случае участки целевого назначения имеют охранные, санитарные зоны с особым применением, условиями и требованиями к ним. Они создают ограничения в правах пользования землями для любого статуса владения.
Объекты и территории под особой охраной
Угодья такой категории принадлежат к назначению:
- научному;
- природоохранному;
- историческому;
- культурному;
- оздоровительному;
- заповедному.
На этих землях исключен полностью или частично хозяйственный оборот.
Фонды из лесов и вод
Леса, озера, реки расположены на землях, где ведут деятельность хозяйства лесного производства или объекты, охраняемые государством водного направления. Земельные наделы могут находиться в запасе. Для того чтобы их передать физическому или юридическому лицу, предстоит перевести из категории, к которой они принадлежат в заявленное, нужное назначение.
Почему нельзя нарушать запрет?
Земельный кодекс в статье 8 указывает, в каком порядке можно перевести земли из одного предназначения в другую категорию, выполнить оформительный процесс. В каждом правовом государстве существуют запреты, ограничения, разрешения и обязанности даже для собственников имущества. Владельцам земельных участков законодательные акты указывают:
- земля должна использоваться по целевому направлению на основании полученного разрешения;
- нельзя допускать потери качества плодородного слоя и воздействовать на него вредными веществами;
- содержать мелиорированные земли в оптимальном состоянии.
Права землевладельцев:
- покупать и продавать;
- передавать в дар наследникам;
- ходатайствовать об изменении предназначения угодий.
Законодательством запрещается:
- не использовать сельскохозяйственные участки, не сажать овощи, фрукты, прекратив уход, прополку, после чего огород зарастает сорняком;
- оборотом земель могут заниматься только граждане Российской Федерации, иностранцам разрешено пашни арендовать на срок, утвержденный договором;
- произвольно переводить из категорий без специального разрешения правовыми органами.
Штрафы, уголовная или материальная ответственность ждет нарушителей ЗК РФ. Законодатели упростили порядок изъятия из собственности земельных наделов, которые запущены или их неправильно используют. Подобная мера считается возвращением в государственный оборот имущества.
Таким образом законодатели ведут борьбу с уничтожением ценного чернозема, предотвращая гибель сотен гектаров государственного богатства.