Для зрителей театр начинается с вешалки, так сказал великий театральный гений Станиславский. И никто с этим не спорит. Это храм искусства, а не проходной двор. Но нашелся человек, посмевший создать "проходной театральный двор". Режиссер, драматург, актер, основатель Центра драматургии и режиссуры Алексей Николаевич Казанцев - представитель «новой волны» советской драматургии. Его творческий расцвет и становление пришлись на «длинные семидесятые» и перестроечный бардак.
Профессий было много
Алексей Казанцев, биография которого крепко связана с Мельпоменой, родился в Москве в победном, но голодном 1945 году. Проявляя тягу к литературе, поступил на филфак МГУ. Через год ушел в Драматическую студию ЦДР, которую в 1967 г. успешно окончил, служил актером ЦДТ. Тогда же получил опыт режиссерской работы, поставил комедию «Смерть Тарелкина» и драму «Преступление и наказание».
Режиссерское мастерство он изучал в Ленинграде (курс Товстоногова), затем в школе-студии МХАТ (1975 г., курс Ефремова). В качестве режиссера трудился в Рижском драматическом, театре им. Моссовета и других. Интересный талантливый режиссер, новатор, выпрыгивающий за красные флажки идеологической цензуры. Ему тесно в узких рамках политпросвета, хотя он не был ни диссидентом, ни анархистом, ни модернистом.
Свое отношение к действительности Алексей Николаевич отражал в творчестве. Авторская стезя стала делом жизни, писатель приобрел известность в мировом театральном бомонде. За 32 года он написал 10 пьес. Это помимо режиссерской работы, выпуска журнала «Драматург», создания театральных подмостков для молодых литераторов и режиссеров, гастрольной деятельности.
Стартовый "проходной двор"
В 1998 г. Алексей Казанцев с Михаилом Рощиным открыли в Москве еще один театр - независимый от государства и цензуры, единственный, где свои силы и таланты могли показать молодые режиссеры. Писатель видел и понимал: рушится все, от промышленности до космоса. Молодых драматургов нет. А если появляются - их в солидных театрах даже слушать не хотят.
Знавший законы сцены, Алексей Николаевич умел открывать новые имена, чувствовал талант и помогал ему. Его свободное театральное пространство, «проходной двор», открыл имена Кирилла Серебренникова, Ольги Субботиной, Михаила Угарова и других. Да, чтобы увидеть золото, приходилось промывать много породы, но игра стоила свеч - начинающий драматург или режиссер получал шанс, если редколлегии ЦДР нравились замыслы и идеи.
Он не боялся экспериментировать, мог отличить шелуху от настоящего искусства. Так, например, произошло со спектаклем «Пластилин»: зазывали на него бесплатными пригласительными билетами несколько месяцев. Не сразу публика оценила - несколько разгромных статей в прессе, два провальных сезона. Сейчас на Серебренникова билетов не достать, постановка получает премии, гастролирует за границей.
Пьесы живут своей жизнью
Как режиссер Алексей Казанцев создал всего пять спектаклей, из них один по собственному сценарию в Риге. Попытка поставить свой «Тот этот свет» (1992) в БДТ провалилась. Больше Казанцев-автор никогда не разрешал Казанцеву-режиссеру ставить свои драмы.
Питерский друг и соратник Вадим Туманов вспоминал свою первую встречу с автором. Он собирался ставить в «Театре Сатиры» на Васильевском «Тот этот свет». Недоверчивый, осторожный, в заячьей шапке Леша был похож на сердитого медвежонка, сторожился и не верил в затею. Но когда Туманову удалось выпустить спектакль (1995), они с Алексеем стали друзьями. Через два года пьеса появляется в репертуаре театра им. Станиславского (1997). В этом же году выпускниками театрального училища «Тот этот свет» показан в Казани, в качестве дипломной работы.
Все произведения театрального литератора были о проблемах нравственности, любви, подлости, отчужденности и милосердии. «Антон и другие» (1975) поставили в ЦДТ только в 1981 году. «С весной я вернусь к тебе...», - с этого спектакля Фокина со студентами ГИТИСа началась история Театра Табакова. «И порвется серебряный шнур...» - дебют в 1982-м в театре им. Маяковского, пьеса сразу была запрещена к постановкам. Непростой была судьба и остальных произведений.
Лучшая история
Творческие люди часто говорят, что лучшая роль еще не сыграна, картина не написана, все впереди. У Алексея Казанцева случилось так, что главная пьеса написалась под порядковым номером 2. История «Старого дома» идет более чем в 70 театрах мира. Смотреть ее можно в разных городах и странах, «Старый дом» - лучший памятник советской эпохе.
В декорациях коммунальной квартиры, устроенной в особняке, где когда-то бывал Лев Толстой, появляются местные Ромео и Джульетта. Влюбленных старшеклассников по своим каморкам растягивают родители и обстоятельства. Первая любовь стараниями взрослых оказалась несчастной. Каждый участник истории носит в душе трагедию. Апломб и зависть, любовь и предательство - ничего нового, но действо цепляет за живое снова и снова.
Он радовался чужим успехам
За создание ЦДР худрук награжден премиями города Москвы, Станиславского, «Чайка». Девять лет руководил он коллективом. 5 сентября 2007 г, подготавливая гастроли в Болгарию, на 62-м году жизни он скоропостижно скончался в Бургасе. Мечту жизни, «Пера Гюнта» Ибсена, которого он начал репетировать, после смерти мужа воплотила жена, Наталия Сомоваю Это известный художник, сподвижница во всех делах Казанцева. Сохранилось фото Алексея Казанцева во время репетиции действа. Он редко позировал. Фотографий наполненной событиями жизни человека до обидного мало.
Но дело его живет, Центр работает. В 2017 г. новый худрук Владимир Панков запустил на родной сцене автора его «Старый дом». За все время работы в ЦДР Алексей Казанцев не поставил ни одной своей пьесы. Он думал о других, помогал начинающим, пестовал молодых и радовался их успехам, что очень редко случается среди творческих натур.
Друзья, вспоминая его, медлительного, неповоротливого, говорили о нежной ранимой душе, чертовской работоспособности и невероятной интуиции на настоящий талант. Он занимался будущим, но никогда не рвал нить с прошлым. Он был ранен развалом великой страны, думал и писал о пути человека в этом мире, проблемах нравственности.