Туристская индустрия - это что такое... Понятие, порядок классификации объектов и развитие

Понятие туризма имеет французские корни и трактуется как одна из разновидностей активного отдыха, путешествия в свободное время. В данной статье рассмотрим туризм как объект профессиональной деятельности и культурный феномен общества.

Общие положения

классификация туристской индустрии

Интересно то, что в туризме актуально переплетение демографии, экономики, психологии, социологии, истории, правоведения, здравоохранения и других наук, сфер общественной жизни больше, чем в какой-нибудь иной деятельности человека. Изначально туризм определялся местным, внутригосударственным значением. Он не играл значительной роли в жизни социума. Тем не менее, начиная со второй половины двадцатого века, развитие туристской индустрии достигло глобальных масштабов. Так, туристический бизнес вовлек в свои производственные и потребительские процессы существенные человеческие ресурсы (материальные, энергетические, интеллектуальные и так далее). Он коснулся многих аспектов общественной жизни и, конечно же, существенно повлиял на ее социальную составляющую.

Становление туризма

Важно отметить, что становлению туризма в массовом ключе способствовало немало факторов, так как он стал самым развивающимся феноменом современности. Среди них этнокультурные, социально-демографические факторы, а также качественные изменения в плане проведения досуга, развитие непроизводственной области экономики, увеличение количества свободного времени людей. Можно было твердо сказать, что туристская индустрия – это явление, вошедшее в повседневную, бытовую жизнь сотен миллионов человек. Она является разновидностью деятельности, которая определяется важнейшим значением для современного общества. Сегодня туризм превратился в важнейшую форму применения свободного времени, как это было сказано ранее, он стал ключевым инструментом для связей межличностного характера, а также контактов в сфере экономики, политики и культуры.

Понятие

классификация объектов туристской индустрии

Туристская индустрия — это, во-первых, одна из наиболее масштабных, динамично развивающихся и высокодоходных сфер экономической жизни практически любой страны. Она считается активнейшим источником поступления денежных средств и, соответственно, положительно влияет на платежный баланс страны. Необходимо сказать, что приток поступлений в валютном варианте в тех странах, которые ориентированы на развитие въездного туризма преимущественно, зачастую в разы выше доходов от производственных предприятий. Туристская индустрия – это сфера деятельности, которая оказывает положительное влияние не только на экономику страны, но и на другие области ее жизни: культуру, экологию, социальную составляющую и так далее. Так, сегодня туризм является одним из приоритетных направлений достаточно стремительного развития государств Америки, Европы, Азии, Океании и Австралии. Африка участвует в данном вопросе в меньшей степени. При этом область туризма, будучи неотъемлемой составляющей социальной системы, оказывает сильнейшее воздействие на жизнь отдельного индивида, создает жизненные установки разных групп в социуме, а также изменяет общество и процессы, протекающие в нем, в целом.

Обилие трактовок

предприятия туристской индустрии

Туристская индустрия – это сфера жизни человека и общества в целом, которая на сегодняшний день может похвастаться различными определениями. Так, важно знать, что особое значение при описании данного аспекта жизни общества, явления имеют следующие критерии:

  • Изменение местонахождения. Данный критерий говорит о пешем или транспортном перемещении туриста в то место, которое находится за границами его привычного, обыденного места жительства (среды пребывания). Тем не менее к туристам нельзя отнести тех, кто каждый день ездит из дома на работу или на учебу, а также тех, кто периодическим образом выезжает на дачу. Дело в том, что поездки представленного типа не выходят за границы их обычной среды.
  • Пребывание в другой местности. Этот критерий говорит о том, что турист не обязуется длительно или постоянно проживать в месте пребывания, а также трудиться, осуществлять там некую профессиональную деятельность. Стоит отметить, что поведение индивида, который вовлечен в работу, колоссально отличается от поведения индивида, прибывшего на отдых. Кроме того, турист не может находиться на непривычной ему территории более полугода, чтобы считаться таковым.
  • Деятельность, которая оплачивается из того или иного источника в месте пребывания, не должна быть целью поездки.

Подведем итоги определения

организация туристской индустрии

Итак, организация туристской индустрии и туризма в целом – это организация временных путешествий (выездов) граждан РФ, лиц без гражданства и иностранных граждан с постоянного места проживания в таких целях, как рекреационные, лечебно-оздоровительные, профессионально-деловые, физкультурно-спортивные, познавательные, религиозные и другие. Причем в данном случае исключены занятия деятельностью, которая связана с получением денежных средств в качестве дохода из источников страны пребывания. Представленное определение установлено Федеративным законом № 12ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"».

Классификация туристской индустрии

Важно заметить, что сегодня актуальна классификация туризма в соответствии с целым рядом критериев. Среди них типы, функции, виды и формы. Так, в настоящее время известны следующие туристические функции:

  • Экономическая (получение денежных средств как дохода от развития туризма).
  • Просветительская и познавательная (получение новых сведений в процессе путешествия).
  • Коммуникационная (вполне широкий круг связей туриста, носящих как формальный, так и неформальный характер).
  • Психологическая (создание определенного эмоционального состояния индивида, который является туристом).
  • Экосистемная (проявление данной функции актуально в туризме экологического типа; экологическое путешествие не может нарушить целостности комплексов, созданных природой и именуемых экосистемами).

Классификация по типам и видам

развитие туристской индустрии

В соответствии с известными на сегодняшний день типами направлений в туризме принято выделять:

  • Туризм внутреннего типа (внутри страны).
  • Туризм въездного типа (путешествия внутри страны тех лиц, которые не проживают в ней на постоянной основе).
  • Туризм выездного типа (путешествия в непривычную страну).

По видам туризм классифицируется на следующие категории:

  • Рекреационный (посещение и применение в благих целях объектов природы).
  • Потребительский (изъятие природной составляющей, к примеру, охота или рыбалка).
  • Культурно-познавательный (с выраженной экскурсионной частью).
  • Ностальгический и воссоединительный (посещение мест рождения, друзей и родственников).
  • Профессиональный и деловой (поездки на форумы, конференции, переговоры и так далее).
  • Лечебно-оздоровительный (применение лечебных ресурсов природного типа с целью улучшить состояние здоровья).
  • Спортивный (он подразделяется на водный, пешеходный, горный, велосипедный, лыжный, мотоциклетный, автомобильный, парусный, конный и так далее).
  • Приключенческий (получение туристом новых эмоций и впечатлений).
  • Экологический (путешествия «внутри природы»).
  • Религиозный (посещение монастырей, храмов, святых мест и так далее).

Классификация по формам

порядок классификации объектов туристской индустрии

Туристская индустрия России и ряда других стран имеет следующую классификацию в зависимости от форм:

  • Организованный туризм (в случае содействия туристической фирмы в организации поездки).
  • Неорганизованный туризм (иными словами, самодеятельный).
  • Клубно-санаторный туризм (здесь преобладает стационарный отдых).

Классификация объектов туристской индустрии

Порядок разделения объектов туризма реализуется специальными аккредитованными структурами. Разработан он статьей 5 Федерального закона от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". Важно отметить, что предприятиями туристской индустрии в настоящее время выступают пляжи, трассы горнолыжного типа, гостиницы и другие средства размещения. Это далеко не полный список. Актуальный на сегодняшний день порядок определяет организационную структуру, цели, правила осуществления аккредитованными учреждениями классификации объектов туризма. Порядок классификации объектов туристской индустрии включает:

  • Классификацию трасс для горнолыжного отдыха.
  • Классификацию пляжей.
  • Классификацию гостиниц и отелей. Сюда же целесообразно отнести и иные средства размещения в туристской индустрии.

Аспекты классификации объектов туризма

средства размещения туристской индустрии

Важно отметить, что сведения касательно объектов туризма сегодня размещаются в свободном доступе. В России – на официальном ресурсе Министерства культуры РФ. Классификация объектов туристской индустрии реализуется на добровольной основе. Среди основных целей данного разделения следует указать следующие:

  • Предоставление потребителям достоверных и необходимых сведений касательно соответствия объектов туризма той категории, которая предусмотрена актуальным Порядком классификации.
  • Максимальное повышение конкурентоспособности услуг туристического плана, а также привлекательности объектов туризма. Это делается для увеличения общего потока и развития въездного и внутреннего туризма через налаживание потребительского доверия к оценке соответствия туристических объектов.

Кроме того, важно дополнить, что в организационную структуру классификационной системы входят следующие субъекты:

  • Минкультуры России.
  • Аккредитованные структуры.
  • Комиссия по апелляциям Минкультуры России.
  • Совет по классификации Минкультуры России.
  • Заявители.

Развитие туризма в России

Сегодня на территории Российской Федерации более или менее успешно осуществляют свою деятельность более 25 000 туристических структур. Общую тенденцию относительно развития современного туризма можно охарактеризовать неуклонным ростом случаев выезда граждан России за границу, а также увеличением количества приобретенных и использованных туров внутреннего значения. Число туристов из иностранных государств, которые пребывают на территории Российской Федерации, в последнее время заметно снижается. Это можно объяснить высокими тарифами в плане транспорта и недостаточной развитостью туристической инфраструктуры (исключения, конечно же, составляют Санкт-Петербург и Москва).

В России прямое отношение к туристической деятельности имеет Федеральный закон № 26 «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», который в полной мере регламентирует порядок пользования курортными местностями, а также условиями лечения и отдыха населения. Важно также учесть, что сегодня отдельными субъектами РФ принимаются региональные законодательные акты и программы развития туристической индустрии. Делается это для формирования конкурентоспособного и высокоэффективного туристического комплекса, который удовлетворит потребности как российских, так и иностранных граждан в плане разных туристических услуг.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.