В 2007 году под неусыпным присмотром автора нетленных шедевров - «Лабиринта Фавна», «Хранителей снов» и трилогии «Хоббит» Гильермо дель Торо - испанский режиссер Хуан Антонио Байона дебютировал в большом кино с проектом, позиционирующимся как драматический хоррор. Фильм «Приют» отзывы получил противоречивые, при этом его рейтинг по версии IMDb достаточно высок - 7,50.
Страшные сказки
Несмотря на то что к созданию ленты приложил руку именитый мексиканский режиссер, картина не стала производной от его творений. Мистическим проект назвать можно, а вот фантазийным – вряд ли. О каких сказочках может идти речь, когда в центре повествования практически потерявшая рассудок в поиске ребенка главная героиня расстилает умершим детям кровати, накрывает им стол, а после играет с ними. Конечно, во время рекламной кампании ленты акцент был сделан на присутствие в титрах имени дель Торо, но если рассматривать сюжетные переклички, то ассоциативный ряд приводит к кино «Другие» - работе Алехандро Аменабара, где снялась Николь Кидман.
В сравнении
Как отмечают эксперты кино в отзывах, в фильме «Приют» Хуан Антонио Байона, подобно создателю «Других», практически отказывается от канонических для жанра хоррор приемов. Запас реквизита, подобающего фильму ужасов, тоже весьма скудный: кожаные маски на детях, черепа в мешках... Зрительскую аудиторию больше пугают мастерски выстроенные мизансцены, световые композиции, а порой и фактура дома XIX века, где духам предоставлено полное раздолье.
Также фильм ужасов «Приют» отзывы не расценивают как стандартную историю о не нашедших упокоения душах мертвых детей, потому что в повествовании значительное место занимает трагедия матери, потерявшей своего ребенка. Проект Байоны удачно балансирует между хоррором и драмой, гармонично сочетая мистику с трагизмом жизненной коллизии.
Сюжет
В центре повествования картины главная героиня Лаура (Белен Руэда), выросшая в старом приюте и решившая вернуться в него спустя 30 лет вместе с супругом и усыновленным ребенком. Малыш Симон заражен СПИДом. Не в силах мириться с запустением в месте, ставшим ей в определенный период домом, женщина решает его восстановить и взять на попечительство нескольких сирот-инвалидов. Но реализация задуманного откладывается из-за странного поведения Симона, который принялся выдумывать несуществующих друзей и участвовать с ними в страшных играх. А после малыш и вовсе исчезает. Несчастная мать всячески пытается отыскать сына. В процессе ей открывается жуткая участь, постигшая дом, а невидимые приятели ребенка оказываются очень даже реальными и совсем недружелюбными.
Драма или хоррор?
Сценарную составляющую первых 60 минут хронометража отзывы к фильму «Приют» (2007) расценивают как удачный баланс между образцовым хоррором и впечатляющей драмой об отчаявшейся женщине, вынужденной противостоять своему прошлому. Его удачно украшает личность главной героини Лауры.
Актриса Белен Руэда создает убедительный портрет матери поистине филигранно. Ее персонаж осмысленно разыскивает пропавшего сына. Белен отлично справилась со своей ролью. Актеры второго плана также весьма органичны, но особо не выделяются. Хотя отзывы о фильме «Приют» выделяют Монтсеррат Каруллу (Бенинья), чья героиня сама по себе выглядит довольно пугающе. Публику порадовало и появление Джеральдин Чаплин в образе медиума.
Вся тревожность ситуации могла бы привести к уместной моральной трагедии, но в дальнейшем эмоциональная окраска повествования приглушается, а история женской тяги к материнству утрачивает логику, связность, а после и смысл.
Минусы не помеха ремейку
Как гласят отзывы о фильме «Приют», работа Хуана Антонио Байоны имеет один серьезный минус – повествование местами откровенно провисает, практически теряя мистическую подоплеку, превращается в заурядную драму. Но тут же шустро исправляется и встает на привычные рельсы. Создается впечатление, что постановщик периодически то увлекается живыми, позабыв о мертвых, то наоборот. Но несмотря на данные огрехи, фильм приглянулся американским киноремесленникам, права на создание ремейка уже выкуплены Голливудом. Ходят слухи, что Гильермо дель Торо в нем также выступит в качестве продюсера.
Технические изыски
Кроме режиссера, над созданием ленты работал еще один дебютант – оператор Оскар Фаура, который перед тем, как приступить к работе, пересмотрел все мыслимые и немыслимые фильмы ужасов. Благодаря его творческим изысканиям проект демонстрирует удивительную целостность картинки и впечатляющую цветокоррекцию.
Со звуком дело обстоит несколько иначе. История о потустороннем ужасе и материнской любви практически лишена гнетущей тишины. Отзывы о фильме «Приют» характеризуют музыкальное сопровождение как невероятно насыщенный симфонический саундтрек. Композитор Фернандо Веласкес создал композиции, похожие на смесь музыки Дэнни Эльфмана с сочинениями Ньютона Ховарда. От него решил не отставать и звукорежиссер, поэтому в фильме ежеминутно можно услышать все канонические составляющие звукового сопровождения хоррора – скрипы дверей и половиц, нарастающие эмбиентные шумы. Порой они совершенно излишни.
В целом «Приют» - это скорее удачный мистический фильм, чем хоррор, который расширяет жанровые границы, поэтому может быть интересен не только поклонникам мистики. Скромненько и со вкусом. Чего не скажешь, к примеру, о проекте Эйса Джордана.
Жертвы тайн прошлого
Если реакция публики на «Приют» была неоднозначной, то отзывы о фильме «Тихий приют» (2016 года) в большинстве своем негативные. Рейтинг творения Эйса Джордана на IMDb незавидный: 3,90. Повествование разворачивается вокруг группы сотрудников одной из медиа-компаний, решивших провести уикенд в изолированном лесной чащей доме. Естественно, один из участников поездки бесследно исчезает, а другие выясняют, что прежде строение использовалось в качестве клиники для психически больных. Поскольку заведение было прикрыто из-за обвинений в жестокости и неправомерности действий медицинского персонала, оно хранит массу мрачных тайн. От которых теперь пострадают главные герои.
Картина получилась довольно абсурдной, весьма предсказуемой и не поддающейся какому-либо анализу. Авторские претензии на свежее прочтение классической истории не оправдались из-за банальности и шаблонности сценарной структуры. Проекту не хватает связного рассказа, в котором постановщик бы смог воплотить свои визионерские замыслы со зрительской сопричастностью в развивающемся русле событий.