Образование играет огромную роль в развитии как отдельного человека, так и всего общества в целом. Оно выполняет развивающую роль, улучшает жизнь людей, способствует их умственному развитию. Благодаря образованию в повседневной жизни появляются новые изобретения, делающие ее комфортной. Образование, его значение для личности и общества бесценно..
Этапы получения образования
За всю свою жизнь человек проходит несколько этапов образования. Первый этап – это начальная школа. Это не значит, что до школы ребенок не получает образования дома или в детском саду. Безусловно, получает. Разучивая песенки, стихи, танцы, играя в различные развивающие игры, - но такое образование бессистемно. В школе ребенка учат читать, писать, считать. Он выполняет задания, в школе при поддержке учителя, дома – самостоятельно. Задания в учебниках подобраны с расчетом на интеллектуальный уровень ребенка. По мере взросления задания усложняются, требования растут. Ребенка приучают к дисциплине и ответственности.
Первые четыре года школьника знакомят с основами правописания, арифметического счета, чтения и окружающего мира. Также в начальных классах сегодня преподают разговорный иностранный язык, а в некоторых школах еще и этикет. Начальное школьное образование, его значение для личности и общества на этом этапе развития конкретного индивидуума велико. От того, как он усвоит материал, какие знания и навыки взаимодействия с учителем и другими детьми он получит, зависит его успеваемость в старших классах и уверенность в собственных силах. Важно на этом этапе привить такие качества, как любовь к знаниям, к достижению высоких результатов, уважение к старшим, доброжелательность к окружающим.
Второй этап – обучение в средней школе
На этом этапе обучения школьники изучают основы наук, что знакомят их с главными дисциплинами, которые они будут изучать в учебных заведениях более высокого уровня: техникуме, профессиональном училище, институте и университете. Сложность материала, как и объемы получаемых знаний, растут ежегодно, вплоть до окончания средней школы. На этом этапе образование и его значение для общества становится весьма особенным. Так как во время учебы в средней школе, человек определяется с профессией, что ему интересна и которую он хочет освоить.
В России дети учатся в средней школе в течение пяти лет. Обучение является обязательным. В среднюю школу дети поступают сразу после окончания начальной школы. Помимо школьной программы, дети могут посещать различные кружки. Это дополнительный источник образования. Там они, в основном, изучают прикладные науки, искусство, осваивают рабочие профессии, например, швеи. В некоторых школах ученики могут получить помимо аттестата свидетельство о получении определенной профессии, но таких школ в России немного, к тому же число профессий ограниченно.
После окончания 9 классов и сдачи выпускных экзаменов, ученики могут продолжить обучение еще два года, если они планируют поступление в университет или институт, либо колледж, училище или техникум.
Профессиональные учебные заведения
В профессиональное учебное заведение можно поступить после получения среднего и полного среднего образования. В первом случае срок обучения составит 4 года, во втором – 1-2 года. На этом этапе образовательного процесса индивидуум получает профессию, которая в дальнейшем поможет ему устроиться на работу, обеспечивать себя и свою семью.
Получение профессионального образования, его значение для личности и общества велико. Человек не только учится чему-то новому, он получает возможность устроиться на полезную и хорошо оплачиваемую работу. Профессиональные учебные заведения готовят специалистов самых разных профессий.
Полное среднее образование
Полное среднее образование – это одиннадцатилетнее обучение в школе. То есть после окончания 9 классов индивидууму, чтобы получить полное среднее образование, надо проучиться еще два года. Полное среднее образование открывает человеку путь в высшие учебные заведения (вузы) – университет или институт. В конце учебного периода в школе ученики сдают ЕГЭ по профильным предметам, с учетом тех требований, которые выдвигает вуз.
Высшее образование
В России действует Болонская система образования, на которую все вузы страны перешли в 2010 году. В соответствии с ней высшее образование разделено на несколько ступеней.
-
Бакалавриат. Это первая ступень обучения. Студент учится 3-4 года, в зависимости от формы обучения (очная, заочная) и особенностей выбранного факультета. Такое высшее образование считается неполным.
-
Магистратура. Это вторая ступень обучения. Чтобы попасть на нее, надо сначала пройти обучение на первой ступени, то есть получить степень бакалавра. Обучение в магистратуре 2-3 года. Такое высшее образование считается полным.
-
Аспирантура. Обучение продолжается в течение трех лет. Для получения ученой степени аспиранта студенту необходимо будет написать диссертацию и сдать три экзамена: по специальности, по иностранному языку и философии. Степень аспирантуры дает возможность ее обладателю заняться педагогической деятельностью в высшем учебном заведении и продолжить научную работу и исследования.
За время учебы в вузе студенты проводят различные исследования, пишут курсовые, отчеты о проделанной работе, дипломные работы, диссертации. Эти исследования и работы - новые источники знаний и база для создания новых изобретений, делающих жизнь всего общества более комфортной и безопасной. В этом образование, его значение для личности и общества проявляется в практических результатах – разработках новых лекарств, вакцин, оборудования, техники и прочих достижений прогресса.
Образование – процесс непрерывный
Однако образование не заканчивается после окончания школы, профессионального училища или вуза. Для того чтобы иметь постоянно высокий уровень подготовки и быть востребованным на рынке труда, совершать новые открытия и изобретения, человек должен совершенствоваться постоянно.
Образование – это процесс непрерывный. Это нужно делать, чтобы все время поддерживать свою квалификацию, быть способным к обучению и работе с новой техникой и технологиями, а для этого ему приходится постоянно учиться – изучать техническую документацию, инструкции, свойства материалов. Поэтому, если индивидуум желает заниматься общественно-полезным трудом, он должен будет заниматься своим образованием. Учитывая, что прогресс не остановить, образование и его значение для личности и общества будет только возрастать.
Изучение образования как объекта человеческой деятельности
Занимается изучением образования, его значением для личности и общества обществознание. Кратко с основами обществознания индивидуумы знакомятся еще во время обучения в средней школе. В дальнейшем изучение этой науки зависит от того, какую профессию он выберет. В вузах такое явление, как образование и его роль в развитии человечества, изучают на курсах обществоведения более подробно.
Наибольший интерес среди ученых-обществоведов представляет влияние образования на умственное развитие не только отдельно взятого индивидуума, но и на общество в целом. Их интересует возможность прогнозирования направления, уровень роста интеллектуального богатства общества и его влияние на смену технологического уклада.
Самообразование
Одним из наиболее интересных явлений в изучении образования как феномена человеческой деятельности считается самообразование. Тяга к образованию присуща всем людям, но насколько такой способ эффективен? Учитывая, насколько высоко значение образования в развитии общества и личности в современном мире, главным источником развития и благосостояния в будущем является уровень образования и профессиональной подготовки кадров. Поэтому крупные компании и фирмы, которые планируют работать долго и получать высокую прибыль, обустраивают на своей территории библиотеки профессиональной литературы и технической документации, которой может воспользоваться любой сотрудник.
В некоторых странах, например, Норвегии и Японии, существуют доплаты за интеллект. Это говорит о положительном эффекте самообразования. Хотя оно и страдает бессистемностью, но как способ повышения уровня образования и его значения для личности и общества занимает имеет важное значение. Оно повышает общий уровень знаний и интеллекта индивидуума, расширяет его кругозор.
Значение образования для развития общества
Если рассматривать кратко значение образование для личности и для общества, то можно сказать, что это лишь система передачи знаний и навыков от прежнего поколения новому. Но если рассматривать в качестве объекта исследования не только передачи, а создания и развития новых дисциплин, то возникает необходимость изучения больших объемов знаний, включающих историю, антропологию, социологию и множество других гуманитарных наук. Это создает серьезные проблемы для изучения образования как объекта человеческой деятельности и его значения. Мир становится менее предсказуемым, все больше зависит от того, какие знания получит индивидуум в результате и сможет ли он их использовать для собственной пользы и на благо общества.