Валерий Виноградов – известный советский и российский рок-музыкант, современник Виктора Цоя и Бориса Гребенщикова, гитарист-виртуоз, исполнявший композиции в различных стилях рок-направления. К сожалению, в советское время его работы не получили признания публики, однако позже, после распада СССР, альбомы различных коллективов, в написании которых Валерий принимал участие, стали довольно популярными как в России, так и на территории стран СНГ.
Биография
Валерий Арменакович Виноградов родился 26 мая 1956 года в Москве. Достоверной информации о его родителях практически нет. Известно лишь, что у Валерия есть два брата, Эдуард и Юрий, деятельность которых также связана с музыкой. Музыкант почти не рассказывает о своем детстве, начиная повествование о своей биографии с момента основания группы «Центр». Известно много интересных фактов о музыкальной деятельности виртуоза. Однако непосредственно с его личной жизнью ни один из них не связан.
Ранние годы
Ранние годы музыканта Валерия Виноградова прошли в атмосфере постоянного поиска себя и способов творческого самовыражения. Научившись играть на гитаре, юноша принимает решение создать собственную группу, однако на данном этапе жизни это оказывается невозможным для молодого музыканта.
Виноградов начинает карьеру сессионного музыканта, поочередно входя в состав то одного, то другого коллектива, активно пробуя себя в различных жанрах рок-музыки. За несколько лет подобного образа жизни Виноградов написал не один десяток песен в стиле арт-рок, джаз-рок, фанк и соул. Также молодой музыкант приобрел огромный опыт в импровизационных сессиях, научился выступать перед публикой и окончательно преодолел страх сцены.
Псевдоним
Валерий полагал, что его настоящая фамилия – Саркисян – не совсем благозвучна для сценического имиджа музыканта, поэтому принял решение использовать новую фамилию – Виноградов – в качестве артистического псевдонима. На такой выбор отчасти повлияло звучание имени артиста. Новое имя – Валерий Виноградов – указывалось в составе участников группы на всех обложках альбомов, гармонично вписываясь в общий перечень имен музыкантов коллектива. Начиная с конца восьмидесятых годов музыкант был известен только под новым именем, которое принесло ему определенную популярность благодаря красивому и романтическому звучанию.
Коллектив «Центр»
Группа «Центр» возникла в конце семидесятых годов и сразу же взяла курс на тогда еще совсем неизвестный жанр – фрирок (англ. free – "свободный" и rock - "рок-музыка"). Работы, выполненные в данном музыкальном направлении, отличались ярким мелодизмом и большой импровизационной составляющей.
В своих интервью Валерий Виноградов не раз говорил, что первые альбомы «Центра» были уникальным для Советского Союза явлением, так как подобную музыку в те годы никто не играл не только в России, но и на территории СНГ. К сожалению, современники не оценили творчество коллектива «Центр», и записи не получили широкого распространения, став довольно популярными лишь после начала так называемой «второй волны популярности рок-н-ролла в СССР».
Творчество Валерия Виноградова в рамках группы можно назвать поистине уникальным, так как музыкант всегда работал в атмосфере тесного сотрудничества с другими членами коллектива, что приводило к созданию невероятно самобытных композиций, ставших классикой импровизации в отечественной рок-музыке.
В 1986 году Виноградов уходит из группы и некоторое время посвящает разработке собственных сольных проектов, однако в конце девяностых принимает решение вернуться в коллектив.
Сольное творчество
В период с 1986 по 1998 Валерий Виноградов успел попробовать реализовать себя во многих отраслях музыкального бизнеса. Прежде всего, виртуоз нашел новый коллектив, «Среднерусская возвышенность», исполнявший мелодичный хард-рок с элементами авторской песни. Группе как раз срочно требовался гитарист, и музыкант-виртуоз Виноградов стал для них невероятно ценной находкой.
Вместе с «Среднерусской возвышенностью» Валерий записал несколько полноформатных альбомов, после чего решил перебраться в США, найдя работу в сборном коллективе знаменитой Джоанны Стингрей, которая была в восторге от умений русского гитариста.
Музыкант стал получать предложения от других зарубежных коллективов. Однако плохое знание английского языка и тоска по Родине мешали Виноградову поселиться в Америке и полноценно заняться музыкальным бизнесом. Также Валерий считал главным в создании музыки – импровизацию и процесс сочинения, а не заработок денег, который давно стал основой западного шоу-бизнеса.
Работа в США продолжалась в течение двух лет, после чего Виноградов, не удовлетворенный качеством игры, которое демонстрировали другие музыканты, покинул проект. Несколько месяцев прошли в поисках группы, которая бы могла предоставить Валерию Виноградову тот самый уровень свободной качественной импровизации, который долгое время был характерным для звучания его прошлого проекта – «Центра».
Условия сотрудничества, более-менее похожие на те, что требовались виртуозу, смогла предложить группа «Шериф». Первое время гитарист был всего лишь сессионным музыкантом в коллективе, однако позже принял предложение стать его постоянным членом, активно создавая для проекта новый материал. Вскоре остальные участники группы начали выражать недовольство тем, что Валерий Виноградов создает слишком много качественных композиций, тем самым ограничивая долю участия остальных музыкантов и мешая их самовыражению. Валерий принял решение покинуть группу, оставшись с большинством ее участников в добрых дружеских отношениях.
Карьера продюсера
Следующим этапом поиска себя для Виноградова стало продюсирование. Используя свой авторитет и широкие связи в мире отечественного шоу-бизнеса, он начинает работать с московской рок-группой Super Duper, не только создавая для нее новые песни, мгновенно становящиеся популярными, но и занимаясь активным продвижением команды на рок-сцене России и стран СНГ.
Личная жизнь
О семье Валерия Виноградова мало известно. Музыкант ревностно оберегает свое счастье, не впуская в личную жизнь назойливых журналистов. Известно только, что у музыканта есть жена Вера (лингвист по специальности) и сын Алексей, который некоторое время играл в группе «Центр» на синтезаторе.
Взгляды на музыку
Виноградов отличается от остальных исполнителей в своей сфере оригинальным мнением касательно рок-музыки и музыки вообще. Виртуоз полагает, что главным аспектом творческого самовыражения в любой сфере всегда будет полная свобода действий, благодаря которой исчезнут границы и рамки в процессе создания чего-то нового. Виноградов считает, то только ставя этот принцип во главу угла, можно добиться определенных успехов в сфере искусства.