Для многих 4-5-летних дошколят характерно неправильное произношение так называемых шипящих звуков: Ш, Ж, Ч, Щ. Дело вполне поправимое, если у малыша нет нарушений строения артикуляционного аппарата и здоровый физический слух, нет нарушений работы центральной нервной системы. Регулярные специальные упражнения под руководством логопеда помогут достаточно быстро избавиться от этого дефекта и добиться автоматизации звуков Ш, Ж в предложениях.
Артикуляция звука Ш
Умение различать звуки родной речи на слух (фонематическое восприятие), а также правильного звукопроизношения у ребенка в норме окончательно формируются примерно к четырем годам.
Произношение любого звука требует правильного положения и единства действий всех органов речи. Это называется его артикуляцией. Она организуется речевыми центрами мозга и его подкорковыми образованиями. Произношение подвергается слуховому контролю.
В артикуляции звука "Ш" участвуют три органа:
- Губы - разомкнуты (видны зубы), немного вытянуты.
- Зубы - слегка разомкнуты.
- Язык — широкий, висит между зубами и небом. Середина вогнута («ложечка»), края касаются верхних зубов.
Голос отсутствует, выдох сильный. При таком расположении органов речи обеспечивается проход выдыхаемой струи воздуха, теплой и широкой, по центру языка, в результате чего и образуется характерное шипение.
Причины нарушений звукопроизношения
Неумение произносить какой-то звук (в данном случае Ш) - не обязательно следствие неправильного речевого образца у окружающих ребенка людей. Часто оно имеет корни в патологиях или анатомических дефектах, что ограничивает или делает невозможной правильную артикуляцию:
- короткая подъязычная связка (уздечка) не позволяет кончику языка подниматься кверху;
- твердое небо слишком высокое;
- несоразмерно большой или маленький язык, раздвоенный его кончик;
- деформация челюстей, зубов, неправильный прикус;
- расщелины губ, мягкого неба;
- нарушения слуха, вплоть до глухоты;
- нарушение восприятия звуков из-за нарушений функций ЦНС;
- задержка умственного развития.
Эти дефекты могут быть врожденными или приобретенными в результате травм. Они не могут быть преодолены только усилиями логопеда. В таких случаях требуется консультация и лечение у специалистов.
Виды нарушений произношения Ш
При отсутствии анатомических дефектов и нормальном интеллекте у ребенка логопед определит причину отсутствия, искажения звука, что называется сигматизмом, или его замены другим звуком (парасигматизм).
Вид сигматизма шипящих звуков | Причина и как выражен |
Межзубный | Язык между зубами. Шепелявость |
Губно-зубной | Нижняя губа приподнята, образуя небольшую щель для выдоха; кончик языка опущен. Нечеткое произношение, неразборчивый звук |
Боковой (одно- или двусторонний) | Язык касается альвеол, боковая часть повернута, воздух проходит по его бокам. Слышится хлюпание |
Носовой | Язык сзади поднят, небо опущено, струя воздуха направлена в нос. Образуется нечеткий «Х» с гнусавым оттенком |
Призубный | Кончик языка прилегает к краям нижних и верхних зубов, Ш заменяется на Т: «туба» (шуба) |
Ш может заменяться С (парасигматизм) или другими звуками («сарф», «фарф» вместо «шарф»).
Последовательность исправления произношения звуков
Наработанный опыт требует такую последовательность постановки произношения звука Ш (как и любого другого):
- Убедиться в отсутствии дефектов в строении артикуляционного аппарата. При их наличии рекомендовать родителям обратиться за консультацией к специалисту.
- Если дефектов нет, но ребенок неправильно или неуверенно выполняет необходимые для произношения звука движения, артикуляционные упражнения обязательны для него.
- Проверить состояние слухового внимания и восприятия звука. При недостаточном их развитии проводить специальные коррекционные упражнения (гимнастику).
- Постановка звука.
- Его автоматизация.
Как и для другого дефектного звука, постановка звука «Ш» в словах и предложениях вначале идет по подражанию речи взрослого, а затем ребенка просят самого припомнить или придумать и произнести их.
Правила автоматизации звука
Четкое многократное произношение звука после его постановки — это показатель того, что можно переходить к его автоматизации. Ее результатом будет чистый звук в любом положении в слове, предложении, связном тексте или непосредственно в общении.
Если ребенок имеет дефектное произношение других звуков, то их не надо использовать в речевом материале при автоматизации звука «Ш» в словосочетаниях и предложениях. Это поможет избежать их закрепления в речи ребенка.
Переход от простого этапа автоматизации звука к следующему, более сложному, следует осуществлять, если ребенок уже уверенно владеет его произношением:
- в слогах (прямых, обратных), при сочетании согласных звуков;
- в словах в разных позициях звуков;
- в словосочетаниях;
- в предложениях, сначала в простых;
- в чистоговорках, коротких стихах и прозе, насыщенных Ш и другими звуками, в автоматизации которых нуждается ребенок.
От замедленного повторения образцов произношения за взрослым постепенно следует переходить к увеличению темпа произношения слогов, слов, предложений, скороговорок. При этом условии автоматизация звука Ш в предложениях и свободной речи протекает быстрее, так как одновременно совершенствуются и навыки самоконтроля за нею.
Обучение различению (дифференциации) звуков
Замен Ш другими звуками много (парасигматизм), но чаще ребенок вместо него произносит С.
Учить различать смешиваемые звуки надо начинать с объяснения и показа различий в их артикуляции. Далее ребенок получает усложняющиеся задания многократно произносить эти звуки, чередуя в разных вариантах и с постепенным увеличением темпа: Ш-С, С-Ш; Ш-Ш — С-С; С-С — Ш-Ш. Звукоподражания: змея шипит, сочится вода из крана, воздух выходит из шарика.
Аналогично дифференцируются звуки в прямых и обратных слогах, в словах и предложениях.
Эффективная дифференциация и автоматизация звука Ш в предложениях происходит при обязательном подключении других анализаторов. К примеру, можно разложить картинки с предметами, в названии которых есть звуки С — Ш, по конвертам: в первый — со звуком С, во второй — со звуком Ш. Или еще: воспитатель называет слова (читает короткий рассказ), а дети хлопают в ладоши, услышав заданный звук, затем по памяти называют или рисуют картинки.
Придумывание ребенком предложений, коротких рассказов с опорой на наглядный материал можно дополнить заданием использовать слова с дифференцируемыми звуками. Предварительно рассмотреть картину и определить, какие это слова (чистое небушко, ясное солнышко, девочка Соня, мальчик Шура и др.).
Подготовка к занятию
Педагог должен продумать приемы поддержания интереса к занятию, так как многократные однообразные задания, например, на автоматизацию звука Ш в предложениях вызывают у детей быстрое утомление.
Раздаточный и демонстрационный наглядный материал (игрушки, картинки и картины, предметы), тексты, предложения должны быть понятными для ребенка, и желательно - познавательного характера.
Можно предложить всем детям контролировать правильность выполнения задания одним ребенком или, наоборот, одному из них помогать воспитателю следить, как действуют остальные дети.
Поощрения в виде призов, рисования звездочек в тетради, наклеивания картинок за правильно и быстро выполненное задание стимулируют деятельность детей на занятиях. Можно заранее изготовить бланки «писем» для родителей с информацией о том, как хорошо работал их ребенок на занятии (по окончании в него вносится имя ребенка и вручается ему для передачи вечером родителям).
Консультации для родителей и воспитателей
Это один из обязательных элементов работы логопеда. На общих или индивидуальных консультациях для воспитателей он расскажет, какой практической помощи он от них ожидает, в чем состоят трудности работы над речью детей; какие упражнения, задания детям, например, на автоматизацию звука Ш в предложениях он считает возможным включать в другие занятия в детском саду. Такая работа может проводиться и вне занятий, на прогулках, индивидуально или с небольшими подгруппами детей.
Задания детям на автоматизацию звука Ш в предложениях и текстах другие педагоги могут включать в музыкальные занятия, по ИЗО-деятельности, по ознакомлению с литературой, в физзанятия и пр.
Например, дети получат задание нарисовать три предмета, в названии которых есть этот звук, и придумают предложения с ними.
Знакомя детей с литературой, педагог выберет подходящий отрывок из произведения и предложит детям пересказать его с целью автоматизации звука Ш в предложениях.
На музыкальном занятии музыкальный работник включит упражнение на распевание в разном темпе и с разной громкостью чистоговорки со звуком Ш.
Консультации для родителей могут быть индивидуальными и групповыми. Специалист доведет до их сведения приемы и правила работы с ребенком, рекомендует упражнения, тексты, игры, цель которых — автоматизация звука Ш в словах и предложениях.
Успех этой работы с детьми, как и всякой другой, во многом зависит от того, насколько целенаправленно и согласованно будут действовать все взрослые.
Несколько советов родителям
Нарушения звукопроизношения могут быть и самостоятельными, и частью более серьезных скрытых дефектов психофизиологического развития ребенка. При их выявлении обязательно надо провести тщательное обследование и получить консультацию у специалистов.
Не следует пренебрегать помощью логопеда-дефектолога: организованные систематические занятия по развитию речи с ребенком в большинстве случаев приводят к хорошим результатам.
Родителям - не специалистам в области логопедии стоит заняться самообразованием: читать методическую литературу, проявлять инициативу в получении консультаций, овладевать методами и приемами работы над речью ребенка. Присутствие на занятиях в кабинете логопеда позволит увидеть ее тонкости.
Не следует форсировать логопедический процесс, стремясь к скорейшему получению результатов. Например, «перешагивание» через автоматизацию звука Ш в простых предложениях задержит его появление в сложных речевых конструкциях.
Обучение правильному звуковосприятию и звукопроизношению начинается с раннего возраста ребенка при условии, что он слышит правильный образец речи окружающих его взрослых.