Шоу-бизнес – это деятельность коммерческой направленности на развлекательном поприще. Именно так называют проведение мероприятий, исполнение номеров, ориентированных на развлечение массовой аудитории. Шоу-бизнес – это киноиндустрия, телевидение, конкурсы красоты, радио. В самом широком смысле это реклама информационных программ, выступления актеров, съемки клипов, создание афиш.
История
Впервые подобные мероприятия начали проводиться в глубокой древности. В Древней Греции существовали театры, проводились масштабные спортивные соревнования. В Риме своеобразными знаменитостями шоу-бизнеса были гладиаторы. И если театр понимали люди с развитым эстетическим восприятием, то бои смотрела любая, даже самая неприхотливая публика.
Из-за повышенного спроса к подобного рода мероприятиям появились профессиональные организаторы и участники боев. Они выезжали на «гастроли». По ходу того, как эта область развивалась, появлялись и букмекеры, принимавшие ставки на победу тех или иных звезд шоу-бизнеса древности.
Из-за рискованности подобных занятий, высокой вероятности смертельного исхода занимались этим по большей части рабы. Но были и те, кто шел сюда добровольно. Известны случаи, когда гладиаторы оставались в боях даже после получения свободы. Наиболее удачливые бойцы получали дорогие подарки, проценты от ставок.
Когда античная цивилизация погибла, зрелищные мероприятия канули в Лету. Но в людях потребность в «хлебе и зрелищах» процветала. В Европе времен расцвета христианства бои гладиаторов осуждались, но им на смену пришли новые забавы несколько иного рода. Проводились рыцарские турниры, а жестокости в обществе стало только больше – и забавы были в духе тех времен.
Зрелищные мероприятия вернулись в полной мере в Новое время, когда развитие получила сфера услуг.
В России
Первый российский шоу-бизнес фактически появился в 1854 году. Тогда казенные театры обладали монополией на проведение эстрадных показов. А в 1882 году монополия была отменена, и появились частные предприниматели, зарабатывавшие на развлечениях.
До 20-го века в этой сфере назревала главная проблема – на одно мероприятие трудно было собрать много зрителей. И когда появились радио, звукозапись, а после - кино, шоу-бизнесу это дало новую жизнь. Он стал представлять зрелища для всего народа.
Некогда, вплоть до 1960-х годов, в стране главным зрителем была взрослая аудитория, но затем индустрия стала ориентироваться и на молодежь.
В мире
Стремительнее всего развлекательная индустрия развивалась в западноевропейских странах и в США. Потребность в досуге становилась все острее, спрос на продукцию рос. Появлялись первые скандалы шоу-бизнеса, за которыми с удовольствием следили люди.
Чтобы удовлетворить потребности общества, предприниматели изобретали все более изысканные способы проводить досуг – они находили новые таланты, производили эпатирующие зрелища, в которые вкладывались колоссальные денежные средства. Вне Европы и США в шоу-бизнесе это проявлялось менее ярко. В обществе назрела тенденция к американизации.
Развитие массовой культуры
Развитие и реализация творчества в данной сфере были обусловлены рынком. Объекты искусства являются товаром в данных отношениях, а субъекты – потребителями. Восприятие обусловлено товарно-денежным обменом. Стимулирует его маркетинг.
Шоу-бизнес включает эксплуатацию популярности артистов. Сплетни шоу-бизнеса широко обсуждаются в обществе благодаря тому, что большинство боятся жить яркой жизнью и предпочитают следить за жизнью других людей. Главные лица в индустрии – не сами артисты, а продюсеры, которые продают проекты, создают имидж, подбирают репертуар, договариваются со средствами массовой информации. Успех проекта зависит от попадания во вкусы потребителей. Инструментов здесь имеется целая масса: вовремя пущенные слухи шоу-бизнеса, личное обаяние артистов и правильная подача их образов способствуют увеличению популярности проекта.
«Звезд» создают несколькими способами. Иногда талантливые люди самостоятельно нарабатывают свое мастерство, зарабатывая деньги на представлениях. После они записывают успешные работы, находят фирму, с которой заключают контракт.
Второй путь – продюсер ищет подходящего для себя исполнителя, просматривая множество кандидатур. Как правило, проводится конкурс на участие в определенном проекте. Получивший роль становится новой звездой.
Доходы
Наиболее успешные звезды рассчитывают на высочайшие доходы. К примеру, чистая прибыль музыканта Пола Маккартни в 2002 году составляла 72 000 000 долларов. Доход звезд – разновидность ренты, он целиком обусловлен наличием спроса на них. Но не все звезды получают пожизненное обеспечение.
Обратная сторона
Нередко, получая первые деньги, человек начинает «сорить» ими, а к окончанию карьеры многие живут той же жизнью по привычке, приходя в конечном итоге к разорению. Чаще всего в шоу-бизнесе не задерживаются на несколько десятилетий. В мире гораздо больше звезд с разрушенной карьерой, разорившихся на пути к славе, нежели пришедших к успеху.
Особенности сферы
В данной отрасли отмечаются крайне большие затраты на маркетинг. При этом сфера контролируется фактически пятью наиболее крупными производителями фонограмм – им принадлежит больше 70 % мирового рынка.
С самого расцвета области проявилось противостояние коммерческих зрелищ и «высокого» искусства, в котором задействованы талантливые люди. Продукт, рассчитанный на массового зрителя, зачастую обладает худшим качеством, не способствует личностному развитию, развитию искусства, но приносит больше денег.
С нарастанием популярности шоу-бизнеса потесненными оказались элитарные виды искусства. И на данный момент фактически никакое культурное явление не способно обрести признания, пока не обретает формат шоу. Рыночные отношения стали единственным путем спасения искусства.
Российские реалии
Наиболее популярны на сегодняшний день не подлинные мастера своего дела, искренне предающиеся работе, а те, кто получил одобрение в коллективном сознании, создал бренд. Успешными становятся не талантливые актеры, а соответствующие виртуальной ценности.
На российской территории во времена СССР существовала жесткая государственная цензура. Список требований к каждому артисту был большим. Оплата им определялась их популярностью. В 1992 году ситуация изменилась.
В 1990-е годы начался расцвет продюсерских проектов. Как правило, в качестве артистки бралась привлекательная девушка, а после начиналась интенсивная «раскрутка». Вскоре ее знала вся страна, и начинались гастроли, на которых продюсер вместе с наемной артисткой зарабатывали свои деньги. Роль СМИ в шоу-бизнесе России оказалась определяющей.
До сих пор известно множество талантливых проектов, фильмов, которые так и остались в тени, создатели их не имели бюджета. В то время как на телевизионных каналах, по радио крутились и становились популярными низкокачественные произведения, запись которых осуществлялась исключительно с целью заработать денег. Подобная тенденция не проходит бесследно.
Российский шоу-бизнес отстает от западного на множество шагов. Для западных акул данная сфера нашей страны интересна лишь в качества импортера американской и европейской продукции.
Попытки заинтересовать западных потребителей российскими продуктами оказались провальными. Единственный громкий прорыв на данном поприще последних десятилетий – группа «Тату», композиции которой раздавались в рядовых торговых центрах США наряду с зарубежными треками в 2000-х годах.
Отличия
Специалисты области отмечают тот факт, что российские реалии и западный шоу-бизнес сильно разнятся. Так, европейские и американские продюсеры не берутся за проекты, в которых нет творческого потенциала, из-за большой конкуренции на данном поприще. Но в России такое встречается повсеместно. Прекрасно видно это на примере нашего кино, которое не идет в сравнение с западным. На данный момент финансовая поддержка от Министерства культуры РФ обеспечивает 50 % всего бюджета российских кинолент в год.
Спонсируется определенный круг режиссеров, которые снимают фильмы с четко прослеживаемой агитационной мыслью. Скандально известный «Фонд кино» создал ситуацию, при которой без государственной поддержки в этой сфере оставаться на плаву фактически не представляется возможным. Происходит сокращение количества голливудской продукции в российском прокате. Конкуренция фактически отсутствует. В то время как на Западе спонсируются самые качественные проекты. А в условиях конкуренции создатели кинолент стремятся завоевать зрителя своим талантом.