Один человек не поленился и посчитал, что необходимо 8 лет для того чтобы полностью обойти весь Эрмитаж, при этом уделяя лишь только по одной минуте на осмотр одного экспоната. Поэтому, отправляясь за какими-то эстетическими впечатлениями в этот музей нашей страны, обязательно запаситесь большим количеством времени, а также соответствующим настроением. В этой статье мы рассмотрим самые главные шедевры Эрмитажа, которые должен увидеть каждый, кто побывает в данном музее.
Общая информация
Музей "Эрмитаж" представляет собой совокупность из 5 заданий, которые построены в различное время и разными зодчими для абсолютно разных целей. Последовательно эти здания соединены между собой, однако визуально они имеют отличия по оттенку своих фасадов. Например, Зимний дворец является творением Бартоломео Растрелли, который был создан по заказу самой Императрицы Елизаветы. После этого идет Малый Эрмитаж.
Вслед за ним музей в себя включает анфилады залов старого Эрмитажа. Они плавно перетекают в здание нового Эрмитажа, спроектированного европейским архитектором по имени Лео фон Кленце для размещения там растущей огромными темпами коллекции искусств. Заключает весь этот комплекс музеев театр.
Для удобства туристов все обязательные к просмотру шедевры Эрмитажа на плане музея отмечены картинками и стрелочками. Это является традиционным маршрутом большинства экскурсоводов. Итак, давайте более подробно ознакомимся с самыми известными шедеврами Эрмитажа, которые вы должны увидеть.
Иорданская лестница
Как правило, все экскурсионные маршруты по главному зданию музея начинаются с посещения иорданской лестницы, которую также еще называют посольской. Именно по этой лестнице ходили все знатные гости и посланники иностранных держав. Если вы не знаете, что посмотреть в Эрмитаже, то эту лестницу вы точно не пропустите, ведь она оформлена бело-золотым мрамором, который просто невозможно не заметить. Данная лестница раздваивается, вперед идет путь к парадным комнатам, а если повернуть налево, то можно попасть в фельдмаршальский зал.
Все парадные залы, которые тянутся вдоль Невы, внешне выглядят слегка пустынно и в настоящее время применяются для размещения там временных выставок. С левой стороны начинается еще одна анфилада парадных залов, которые упираются в тронный зал. По контрасте с парадной лестницей он выглядит довольно скромно.
Пазырыкский Курган
Итак, что посмотреть в Эрмитаже, если вы здесь находитесь впервые? Если вы спуститесь по Октябрьской лестнице на первый этаж, то попадете в помещении, которое посвящено искусству обитателей древней Азии, то есть скифов. Зал этот представлен под номером 26, в нем сохранились хорошо вещи из органических материалов, которые были найдены во время раскопок царского некрополя, находящегося в Горном Алтае.
Именно этот некрополь и называется Пазырыкским Курганом. Культура его принадлежит третьему веку до нашей эры, который является эпохой раннего железного века. Вещи, которые были найдены в этом Кургане, до сих пор сохранились в хорошем состоянии, что объясняется особыми климатическими условиями.
Галерея портретов династии Романовых
Экскурсия по Эрмитажу не проходит без посещения галереи портретов династии Романовых. Если вы прогуляетесь по данному месту, то сможете восполнить все свои пробелы в знаниях о том, что собой представляла династия Романовых, правившая Российской Империей с 17 века. Данная история представлена в виде картин, на которых изображена знать.
Мадонна Леонардо да Винчи
А что же стоит посмотреть в обязательном порядке, посещая большой Эрмитаж? Конечно, обязательно стоит полюбоваться живописью. Картина Леонардо да Винчи "Мадонна Литта" является огромным богатством. Этот выдающийся художник, изобретатель, гуманист, ученый, архитектор, писатель и гений, является неким краеугольным камнем абсолютно всего искусства, принадлежащего европейскому Ренессансу. Именно Леонардо да Винчи впервые заложил традицию живописи маслом.
До этого для написания картин использовались смеси из натуральных пигментов, а также яичного желтка. Леонардо да Винчи также первым стал использовать треугольную композицию картины, куда встраивается сама Мадонна с младенцем, а также окружающие их Ангелы и Святые. Обязательно стоит обратить внимание на двери зала, в котором выставляется картина. Они украшены металлическими золочеными деталями, а также черепаховым панцирем.
Лоджии Рафаэля в Эрмитаже
Вся эрмитажная галерея является копией той галереи, которая располагалась во дворце Папы Римского. Эта галерея была расписана учениками Рафаэля по его эскизам. Воспроизведена галерея была в Петербурге по просьбе Екатерины II. На торцовой стене этой галереи Екатерина попросила расположить портрет Рафаэля. В этой комнате стены расписаны необычными орнаментами, на которые художника вдохновили росписи античных времен, называющиеся гратесками.
Зал Рембрандта
Что же еще экскурсоводы показывают туристам, проводя им экскурсию по главному музею страны? Одним из таких мест является зал Рембрандта в Эрмитаже. Мимо него не пройдет никто. Одной из самых последних и самых популярных картин Рембрандта является картина Блудный сын. Она обозначена абсолютно на всех путеводителях и планах. Данное произведение словно парижская Джоконда в Лувре. Около нее всегда собираются огромные толпы туристов. Картина сильно бликует, поэтому хорошо рассмотреть можно лишь если приподнять голову, или встать на площадку Советской лестницы.
Нидерландская живопись
Не только итальянская живопись завоевала большую популярность в эпоху Ренессанса. В музее располагается коллекция Нидерландской живописи времен 16-17 веков. Привычный путь, проходящий из тронного зала ложится прямо к часам с павлином, которые находятся около галереи прикладного искусства средневековья. Если вы повернете направо, немного пройдете, то сможете полюбоваться коллекцией нидерландской живописи. Например, здесь находится алтарный образ Жанна Белльгамба, который посвящен Благовещению.
Ранее он находился во владениях церкви, однако он смог дойти в полном составе и до настоящего времени. В центре около Архангела Гавриила, который принес благую весть Марии, изображен Данноттар, являющийся заказчиком данной квартиры, что было довольно смелым шагом для нидерландской живописи того времени. Центральная область изображена будто бы в перспективе, на первом плане находится сама сцена Благовещения, а сзади нее нарисована Дева Мария, которая шьет пеленки, ожидая на свет младенца.
Мумия
Петербург является мировым рекордсменом по числу мумифицированных трупов. Самая знаменитая мумия - тело жреца из Древнего Египта Па-ди-иста. Данный экспонат располагается в египетском зале, лежа под специальным футляром, изготовленным из стекла. Это связано с тем, что нельзя допустить под купол попадание воздуха. С этой мумией связана целая легенда. Одна смотрительница египетского зала рассказала, что за некоторое время до новолуния, в 2004 году весной, на левом плече у мумии дергалась мышца.
Через пару дней на этом же месте образовался нарост размером с грецкий орех, передвигающийся по руке то вниз, то вверх. Спустя неделю эти необычные явления прекратились, а опухоль исчезла с тела мумии самостоятельно. До сих пор никто не знает, является это правдой или ложью. Эта мумия является далеко не единственным мертвецом в Эрмитаже. В этом музее их находится не менее 5.
Часы "Павлин"
Часы "Павлин", о которых было сказано выше, представляют собой прекрасное механическое изобретение, придуманное Фридрихом Юри и Джеймсом Коксом. На территорию России эти часы попали благодаря Потемкину, который приобрел их в качестве подарка Екатерине II. Фаворит императрицы, к сожалению, так и не узнал, пришелся ли по вкусу подарок императрице, так как Потемкин скончался до того времени, как эти часы были ей доставлены. Изначально часы находились в Таврическом дворце, а после этого были перевезены в Зимний дворец, где они находятся и до сих пор.
Два раза они подвергались ремонту знаменитым Кулибиным, так как при перевозке некоторые детали повредились. Однако в целом эти уникальные механизмы дожили до наших времен без каких-либо изменений. Часы являются единственным известным крупным механическим прибором 18 века, который до наших дней до сих пор работает, не выходя из строя.
Портик с атлантами, Теребеневская лестница
Парадный вход нового Эрмитажа обустроен лестницей, которая поднимается от входа в музей с улицы Миллионной, а крыльцо оформлено 10 атлантами из серого гранита. Они изготавливались под руководством известного российского скульптора Теребенева, откуда и пошло такое название лестницы. Когда-то с данного крыльца начинались маршруты первых туристов музея. Существует одна традиция: чтобы вернуться в музей еще раз, а также обрести удачу, каждый посетитель должен потереть пятку какого-нибудь атланта.
"Лавки" Снейдерса
Широкоформатное полотно, написанное голландским художником, в колоритных сочных деталях изображает мясные, рыбные и фруктовые лавки. Это полотно предназначалось для украшения столовой во дворце епископа, который заказал художнику написание этого произведения. Не обращая внимания на то, что Снайдер писал в стиле натюрморта "мертвой природы", на этом шедевре он представил цветущий, живой мир, а также людей, которые служили лишь декорациями к изображению, радуя их взор и желудок прилавками с соблазнительными и аппетитными овощами, дичью и рыбой.
В заключение стоит отметить, что это, конечно, далеко не все экспонаты и шедевры Эрмитажа, которые стоит обязательно посмотреть, побывав здесь. Как уже говорилось ранее, для ознакомления со всеми произведениями, хранящимися в Эрмитаже, потребуется огромное количество времени.