Бюджетный процесс в РФ

В России длительность финансового  года установлена в двенадцать месяцев (с первого января по тридцать первое декабря). Таким образом, необходимость в принятии бюджетных актов появляется с периодичностью один раз в год, в связи с чем возникло понятие бюджетного процесса.

В России это явление представляет собой регламентируемую законом деятельность, которая осуществляется органами местной и государственной власти по формированию, рассмотрению, утверждению, а также реализации доходных и расходных статей соответствующих уровней.

Бюджетный процесс в РФ включает в себя процедуру регулирования. В ее рамках осуществляется перераспределение финансовых ресурсов между расходно-доходными системами разных уровней.

Специалисты выделяют определенные этапы бюджетного процесса. К ним относят:

  1. Формирование бюджета.
  2. Рассмотрение, утверждение.
  3. Реализацию статей, контроль над исполнением.
  4. Формирование и утверждение отчетности по исполнению.

Бюджетная система РФ включает бюджеты разных уровней. К ее ведению относят федеральную систему доходных и расходных статей и формирование общих принципов. Бюджетный процесс в РФ основывается на этих принципах. Детально регулирование процедуры осуществляется законодательством субъектов и уставами муниципальных формирований.

Бюджетный процесс в РФ начинается с составления доходно-расходных статей. Эту процедуру осуществляют исполнительные органы или органы администрации в муниципальном образовании. Процедура проводится на основании прогноза и в соответствии с программами по социально-экономическому развитию соответствующей территории. Программы и прогноз позволяют определить предполагаемый уровень доходов, а также основные направления, в соответствии с которыми осуществляется расходование средств.

В Российской Федерации Правительством организуется работа по доведению до исполнительных и представительных органов инструктивного письма. В нем указаны особенности составления расчетов бюджетных проектов на предстоящий финансовый год. Инструктивное письмо содержит также сведения о централизованно установленных финансовых и социальных нормативах, которые следует учесть при составлении доходно-расходных статей. Работа по доведению информации осуществляется не позднее семи месяцев до начала следующего финансового года.

Исполнительные органы субъектов, в свою очередь, доводят полученные инструкции до органов муниципальной власти соответствующих указаний.

Если предусматриваемый объем по доходным статьям не соответствует нормативам минимальной обеспеченности бюджета, то соответствующими исполнительными органами предъявляются необходимые расчеты по обоснованию размеров отчислений, дотаций, субвенций, подлежащих передаче от вышестоящих бюджетных систем. Предъявление расчетов осуществляется в установленные законодательством сроки.

Таким образом, соответствующий исполнительный орган, начиная бюджетный процесс в РФ с составления доходно-расходных статей, собирает информацию о проектируемых процентах отчислений, размерах субвенций и дотаций, которые намечены к предоставлению, перечень доходов и обязательных расходов, которые закреплены в статьях, а также программы и прогнозы по развитию соответствующих областей, проекты смет и прочее.

Исполнительные органы имеют право вносить предложения по уточнению либо изменению проектируемых процентов отчислений, размеров выплат и прочего. Указанные предложения о внесении поправок сначала рассматриваются исполнительным органом вышестоящего уровня. При отрицательном ответе формируется протокол разногласий. В нем содержатся обоснования отказов и предложений, на паритетных началах формируется согласительная комиссия. Принятие окончательного решения осуществляется исполнительным вышестоящим органом.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.