Ведомственный контроль - это проведение набора контрольно-надзорных процедур, необходимых для успешного функционирования любой организации, органа, министерства. В этой статье очерчена эта отрасль деловой активности, описаны виды такого рода контроля, его функции, назначение и условия проведения в разных структурах.
Сущность
Процедура предполагает осуществление процесса контроля и надзора вышестоящими органами по отношению к подчиняющимся (подведомственным организациям). Ведомственный контроль – это важнейший компонент административного регулирования на различных уровнях.
Любая система комплексного управления в обязательном порядке предполагает наличие подразделений, исполняющих контрольно-ревизионные функции. Данное направление деятельности является исходной точкой в процессе оценки институтов надзора и контроля.
Для конца прошлого века свойственно появление представления о единой комплексной системе контроля государственного значения. Такой вектор деятельности способствует оптимизации проверок и контролирующих процедур, уменьшению количества проверяющих лиц, повышения качества и эффективности проверок.
В сфере труда
В соответствии с действующем законодательством, ведомственный трудовой контроль осуществляется органами федеральной инспекции, которые специализируются на урегулировании трудовых отношений.
В рамках законодательного поля вышеупомянутые органы проверяют соблюдение существующих норм трудового законодательства, нормативно-правовых актов трудового права.
Полномочия в сфере охраны трудового правопорядка распределяются Правительством РФ между федеральными органами.
Ведомственный контроль трудового законодательства может существовать в форме внутриведомственного контроля (совершается органами местного самоуправления), государственного контроля (осуществляется высшими органами государственной власти), общественного контроля (производится профессиональными союзами и организациями).
В сфере финансов
Ведомственный финансовый контроль подлежит реализации министерствами, ведомствами, различными государственными органами исполнительной власти, которые собирают и анализируют в данном контексте информацию о расходовании денежных средств подведомственных организаций, учреждений, предприятий, входящих в систему определенного органа исполнительной власти.
Задачи
Ведомственный контроль - это отрасль государственной деятельности на разных уровнях (министерском, региональном, локальном). Он происходит согласно существующим требованиям законодательства. К основным задачам ведомственного контроля следует отнести следующие:
- обнаружение и предотвращение в случае необходимости нарушений нормативно-правовых актов и предписаний;
- применение мер касательно сохранения и уместного (целевого) использования материальных ценностей;
- идентификацию неиспользуемых резервов для повышения эффективности функционирования организации.
Функции ведомственного контроля
К основным функциям надзорных инстанций следует отнести таковые:
- обеспечение слаженной работы и координация усилий органов инспекции, осуществляющих ведомственный контроль;
- реализация проверок в соответствии с утвержденным планом и законодательством;
- формирование проектов правовой документации, которые нужны в процессе осуществление ведомственного контроля;
- предоставление полного методологического сопровождения нижестоящим структурам;
- детальное изучение качественных и действенных структурно-организационных форм деятельности;
- идентификация имеющихся нарушений, устранение нежеланных последствий, подготовка и внедрение предложений по корректировкам нарушений;
- внесение предложений по поводу изменений законодательной базы.
Классификации видов
Организация ведомственного контроля, согласно законодательству, может проходить в форме плановых и внеплановых проверок.
Плановые проверки предполагают совершение контролирующих процедур регулярно в организациях, которые находятся в сфере подчинения определенного органа государственной власти либо входящие в их состав.
Внеплановые проверки осуществляется инспекторскими органами исполнительной власти не чаще, чем раз в три года согласно сформированному плану проверок. Контрольно-ревизионные процедуры при внеплановых проверках могут осуществляться согласно решениям правоохранительных и судебных инстанций.
Также контрольно-ревизионные органы проводят процесс мониторинга, который предусматривает наблюдение, анализ, идентификацию причинно-следственных связей, оценку, прогнозирование обстоятельств и факторов влияния на результаты работы структурно-организационных единиц организации.
Руководящие лица надзорных инстанций
Руководители являются ответственными за выполнение процедур контроля. Под их началом осуществляется хозяйственный надзор и ведомственный финансовый контроль. Кандидаты для данной работы согласовываются в установленном порядке (за исключением органов базового и первичного уровней) с Министерством финансов РФ. В органах местного значения согласование происходит с территориальными представительствами того же министерства.
Особенности функционирования
Ведомственный контроль очерчен отраслевыми инструкциями, которые утверждаются на государственном уровне. С целью эффективности деятельности надзорных инстанций, внедрения инновационных методов работы сотрудниками этих структур разрабатывается справочная литература, нормативно-правовая документация, рекомендательные листы, предложения, дополнения, изменения по совершенствованию методов работы надзорных инстанций.
Согласно указу президента, обязанность проведения ведомственного контроля возлагается на государственные органы исполнительной власти и различные административные центры. При министерствах и прочих органах власти могут формироваться определенные организации, которые осуществляют ведомственный контроль.
В случае осуществления ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства на предприятиях с долей государственной собственности они освобождаются в отчетном периоде от ежегодных аудиторских проверок. Рассмотрим еще некоторые важные моменты.
Деятельность при закупке
Ведомственный контроль в этом случае предполагает соблюдение органами таких распоряжений:
- запретов, регламента и ограничений;
- контроль соответствия норм закупочной деятельности;
- оценка обоснованности закупок;
- анализ и оценка первичной (максимальной) цены контракта, который заключается между заказчиком и подрядчиками, поставляющими товары;
- правильность информации о финансовом состоянии в разрезе плановых и фактических показателей;
- контроль предоставления льгот нуждающимся категориям населения в рамках законодательства;
- аргументация уместности или нецелесообразного использования тех или иных каналов связи с поставщиками либо оспаривание той или иной цены на определенные услуги, которые должны быть оформлены документально.
Ведомственный контроль в таможенном деле
Если иное не предполагается действующим федеральным законом, главный уполномоченный таможенный орган или его руководство в процессе осуществления ведомственного контроля обладает правом отмены либо изменения решения нижестоящего субъекта таможенных отношений в том случае, когда таковое решение противоречит правилам Таможенного союза либо законодательству РФ. Также в случае необходимости вышеупомянутый орган власти обязан пресекать неправомерные меры нижестоящих органов или должностных лиц, действие которых пошли вразрез с таможенным законодательством и законодательством РФ.
Внутриведомственный контроль
Он тесно связан с определенными задачами, которые стоят перед каждым органом государственного значения, будь то какое-то ведомство или министерство, а также их составными частями, находящимся в подведомственном подчинении.
С точки зрения содержания ведомственный контроль может быть поделен на:
- Общий контроль - проверка работы органа или организации полная и комплексная.
- Специальный - проверка определенной области работы подведомственного органа или организации.
Надведомственный контроль
Институтом государственного значения, осуществляющего полный комплекс контрольно-надзорных процедур, является надведомственный контроль.
Он предполагает такие виды проверки:
- тематические проверки;
- материалы средств массовой информации;
- рейды;
- наблюдение за действиями контролируемого субъекта;
- заслушивание отчетов.
Также весьма полезными могут являться обсуждения, аналитические работы, беседы с работниками, проведение инструктажа и предоставление необходимой помощи. В подавляющем количестве случаев контрольно-проверочное действие происходит в одно время как со стороны одного субъекта проверки, так и со стороны другого.
Главный вид надведомственного контроля – процедура, которую принимаются исполнять специально подготовленные для этого государственные органы. Они, в свою очередь, делятся на две группы:
- Департаменты социально-культурной и экономической направленности, функционирующие при министерствах в качестве самостоятельных органов.
- Отдельно созданные ведомственные и министерские подразделения, предназначенные для выполнения функций контроля в отношении неподведомственных организаций (статистический контроль, санитарно-гигиеничный контроль, контроль качества, контроль за соблюдением правил рабочей безопасности, пожарных правил).
Исходя из всего вышесказанного, стоит отметить, что ведомственный контроль - это регулярная и очень необходимая форма государственного контроля за деятельностью подведомственных организаций в РФ.