Туроператор обеспечивает широкий ассортимент туристических услуг и упрощает резервирование обслуживания в других городах и странах, беря эти задачи на себя. В сфере туристических услуг он занимает особую нишу. В статье рассмотрим виды деятельности туроператоров.
Описание понятия
Туроператором называется организация, в обязанности которой входит комплектация путешествий, основанных на договорах с поставщиками соответствующих услуг. При этом во внимание обязательно принимаются желания и потребности клиентов. Различные виды туроператоров разрабатывают и составляют маршруты поездок, несут ответственность за их функционирование, размещают рекламу, рассчитывают стоимость туров в зависимости от направления. Далее они продают их напрямую конечному потребителю либо посредническим путем через агентства.
Последние, в свою очередь, приобретают билеты в транспортной сети, номера в гостиницах, затем формируют комплексный пакет и продают его с целью получения дохода.
В некоторых случаях туроператор занимается продажей отдельных видов предложений. Если у него хорошая репутация, в результате большого объема продаж он получает от поставщиков услуг льготные цены и участвует в рекламных акциях. Благодаря этому туроператор может страховать путевки от возможного изменения цен и формировать «горящие предложения». Стоит отметить, что цены на номера в отелях для него ниже розничной стоимости самого отеля.
Если рассматривать вид деятельности туроператора в глобальном смысле, то он является производителем нового типа туристического продукта, поскольку его основной деятельностью является создание комплексного предложения. Как правило, услуги по отдельности он продает в качестве необходимой меры. Например, если был забронирован чартерный рейс и необходимо реализовать оставшиеся билеты. Или если были приобретены по льготной цене номера в отеле, которые нужно быстро реализовать.
Отличие туроператора от турагента
На практике в некоторых случаях довольно сложно четко обозначить различия между этими двумя представителями данного вида бизнеса, поскольку они задействованы в решении схожих задач. Организация, предоставляющая туристические услуги, в одно и то же время может быть и одним, и другим.
Например, компания разрабатывает и продает маршруты путешественникам и другим фирмам и одновременно действует как агент, покупая готовые туры у других предприятий и реализуя далее.
Но все же можно определить основные отличия между ними:
1. По системе доходов:
1.1. Туроператор приобретает определенный туристический продукт. Его доход образуется из разницы между покупной ценой и продажной стоимостью. Зачастую он закупает разного рода туристические услуги и формирует полный комплексное предложение с собственным алгоритмом ценообразования.
1.2. Турагент, в свою очередь, выступает розничным продавцом, и его прибыль складывается из процентов за продажу постороннего продукта. Он реализует отдельные виды услуг, например, билеты на авиаперелет, номера в отелях по установленным ценам туроператора или производителя конкретного предложения.
2. По принадлежности туристического продукта:
- туроператор имеет в наличии определенный его запас постоянно;
- турагент при наличии покупательского спроса запрашивает конкретный вид услуги и только потом ее продает.
Активное развитие туристического бизнеса и большая конкуренция способствуют изменению структуры поставщиков услуг для путешественников.
Функции
Понятие и виды деятельности туроператора налагают на него ряд обязательств. Они включают выполнение следующих задач:
1. Мониторинг потребностей потенциальных и действующих путешественников на туристические продукты.
2. Формирование перспективных программ и реализация их на рынке с целью определения соответствующего спроса.
3. Взаимное сотрудничество на договорной основе с поставщиками таких туристических услуг:
- отелями, расселяющими туристов;
- общепитом, предоставляющим еду;
- транспортными компаниями, обеспечивающими услуги по перевозке туристов;
- экскурсионными организациями, музеями, парками, культурно-историческими комитетами, предоставляющими туристам экскурсионное обслуживание;
- предприятиями, осуществляющими бытовые услуги;
- администрацией спорткомплексов на предмет возможного использования туристами спортивных сооружений и инвентаря;
- продюсерами шоу, кинотеатрами, театральными постановками, предоставляющими развлекательные услуги;
- дирекцией сельскохозяйственных и охотничьих угодий, садово-парковых и рыболовных хозяйств с целью предоставления возможности отдыха в таких местах;
- местным муниципалитетом для публичной реализации услуг, ориентированных на человека и среду окружения.
4. Расчет цены тура с учетом ситуации на этом рынке. Определение тарифов и ценовой политики при формировании различных комплексных программ, социального статуса и т. д.
5. Предоставление туристам, путешествующим по организованному маршруту, необходимого снаряжения и инвентаря, а также товаров рекламно-сувенирного характера.
6. Вне зависимости от вида туроператоров, в их функции входит подбор, соответствующая подготовка и назначение персонала, контактирующего и координирующего туристов, а также осуществляющего контроль реализации программ обслуживания (гиды, экскурсоводы, водители, инструкторы и др.)
7. Оперативная связь с отдыхающими в процессе обслуживания и при необходимости решение возникающих проблем.
8. Контроль качества предоставляемых услуг.
Классификация и виды туроператоров
Туроператор - прежде всего специалист в формировании определенного вида турпродукта либо в работе с конкретными направлениями. Профиль его деятельности может быть широко распространенным в туристической сфере или, наоборот, малоизвестным.
Туроператор может получить широкую популярность своего профиля деятельности в результате проведенных рекламных кампаний и акций, системе скидок и бонусных программ. Однако излишняя популяризация может негативно отразиться на его желании развивать другие туристические направления и создавать новые туры.
Поставщики этих услуг по роду деятельности подразделяются на такие типы:
- Операторов массового рынка, которые реализуют туры с использованием чартерных авиаперевозок в посещаемые места. Имеют крупный оборот, обеспечивают поток туристов в страны с развитой индустрией, такие как Турция, Греция, Египет.
- Специализированных операторов, то есть тех, что продают турпакеты в соответствии со своей направленностью или сегментом рынка. Они работают с одним предложением либо сосредоточены на конкретном виде туризма. Имеют меньший штат сотрудников и партнеров и меньший финансовый оборот. Специализированная деятельность также предполагает работу на концентрированных туристических зонах с определенными отелями, к примеру, только класса люкс или, наоборот, малопосещаемых туристами странах, но по всему миру.
Особенности узконаправленных поставщиков услуг
Среди видов туроператоров выделяют специализированные фирмы. Они отличаются использованием:
- Особого интереса: активный или спортивный туризм, организация африканского сафари или сплава по реке и т. д.
- Определенного места назначения, например, поездки на Аляску, в Европу и т. д.
- Конкретной клиентуры: семей, пенсионеров, VIP-персон.
- Определенных мест размещения: турбазы, санатории, дома отдыха.
- Потребления конкретного вида транспорта: круизные лайнеры, поезда, теплоходы.
Классификация по месту нахождения
Рассмотрим особенности видов туроператоров и туроперейтинга. Классифицируют их следующим образом:
- Выездные туроператоры. Они ориентированы на предоставление зарубежных туров. Такая деятельность требует значительных вложений денежных средств, постоянного мониторинга рынка. Туроператор должен досконально изучить предлагаемое направление, чтобы рассказать клиенту обо все нюансах.
- Местные. Составляют и организуют туры в пределах страны места нахождения. Такие фирмы работают с местным населением, а также прибывающими туристами из других стран.
- Туроператоры на приеме. Они находятся в стране назначения и предоставляют услуги прибывающим путешественникам. Такие фирмы поддерживают контакт с выездными операторами и заранее знают, сколько человек должно прибыть и в какую гостиницу они будут заселяться.
Профили деятельности туроператора
Также в этом сегменте рынка принято выделять такие виды туроператоров (примеры их деятельности также будут рассмотрены):
- Инициативные.Такие туроператоры имеют договоренности с фирмами на приеме или напрямую с отелями. Отличие от обычных фирм заключается в том, что компания комплектует туристический продукт минимум тремя составляющими. Среди них такие: транспортировка, размещение и любой другой на усмотрение оператора, не связанный с ранее упомянутыми. Квалифицированные фирмы предоставляют полный спектр услуг по выбранному направлению, среди которых подробно продуманы все маршруты движения клиента.
- Рецептивные. Такие туроператоры работают на приеме. Они имеют договоренности с компаниями, предоставляющими развлекательные услуги, организующими просмотр достопримечательностей и подобными. Такая деятельность называется чистым туроперейтингом.
Часто на практике туристические компании занимают совмещенной деятельность.
Монопрофильные фирмы
Такие виды турагентов и туроператоров работают преимущественно в одном определенном направлении и предлагают соответствующие туры. К преимуществам монопрофильных операторов относят:
- достижение высокого уровня профессионализма в работе с конкретным видом тура или направления;
- качественный сервис персонала;
- возможность аккредитации в посольствах государства, на сотрудничестве с которыми специализируется оператор;
- определение фирмы в сфере услуг как организатора конкретного вида туров или работающего в определенном направлении.
К недостаткам монопрофильности относят:
- зависимость туроператора от организатора туристических услуг;
- потребность в регулярном преобразовании предлагаемых продуктов.
Такой вид деятельности может быть эволюционным или стартовым. В первом варианте туроператор предлагает новейший продукт в этой индустрии и пытается внедрить его в массы, в другом случае он изначально планировал сузить специализацию.
Многопрофильные фирмы
Рассмотрим иной вид туроператоров и их характеристики. Такие фирмы одновременно осуществляют деятельность в разных направлениях с разными видами туров.
К плюсам многопрофильности относят:
- многочисленные возможности в охвате туристического рынка;
- гибкость деятельности оператора с акцентированием усилий на разных видах продукции, спрос на которую зависит от потребительской конъюнктуры;
- возможность сочетания туров;
- минимальная зависимость от определенного направления и поставщика услуг.
Среди недостатков отмечается: снижение качества предоставляемых туров, необходимость большой численности сотрудников, серьезных капиталовложений и расходов.
Структура туроператорской фирмы
В первую очередь структура туроператора выделяет отдельные подразделения, взаимосвязь между ними и их объединение в одно целое.
Структура фирмы заключается во взаимоотношениях пластов управления и активности областей, сформированных таким образом, чтобы достигать положительных результатов в работе туристической компании.
Одним из главных направлений, относящихся к структуре туроператора, является четкое разделение труда, наем и закрепление специалистов для выполнения конкретной работы, тех, кто может выполнить ее лучше остальных с организационной точки зрения.
Особенности деятельности и цикл работ
Работа по предоставлению услуг выезда за границу или путешествий по родным просторам с целью отдыха имеет свои нюансы.
К особенностям деятельности туроператора относят:
- разработку и составление туров;
- взаимодействие туроператора с поставщиками туристических услуг и продуктов;
- формирование грамотного персонала для реализации каждого тура;
- развитие агентской сети;
- обеспечение и контроль качества предоставляемых услуг.
Цикл работ туроператора подразделяется на три этапа:
- Проектирование тура.
- Планирование.
- Продвижение готового продукта.
Виды договоров между турагентами и туроператором
На данный момент широкое распространение получили следующие виды договоров, в соответствии с которыми регулируются взаимные обязательства между туроператором и турагентом:
- Агентский договор.
- Договор комиссии, на основании которого турагент реализует продукт туроператора и получает за это комиссию.
- Договор возмездного оказания услуг, который осуществляется на взаимовыгодных условиях, указанных в соответствующем документе.
- Договор купли-продажи.
- Договор коммерческого представительства, который подразумевает представление интересов туроператора, турагентом.
- Смешанный договор.
В заключение можно определить, что существует несколько видов туроператоров. Человек, который желает провести свой отпуск в интересном месте, но не знает, как организовать досуг, может обратиться к одному из них получить помощь.