На сегодняшний день водяные грузоперевозки стали пользоваться популярностью. В данном обзоре речь пойдет о том, что такое правила Инкотермс, FOB-условия, а также будут рассмотрены основные моменты взаимоотношений между продавцом и покупателем при поставках товара. Путем моделирования различных ситуаций раскроются важнейшие особенности международных контрактов, а также даны рекомендации, позволяющие новичкам избежать наиболее распространенных ошибок.
Что такое условия FOB?
Давайте на этом остановимся более детально. Итак, с чего начать рассматривать FOB? Условия поставки Инкотермс представляют собой определенные правила ведения торговой деятельности, позволяющие упорядочить схемы поставок. В них оговаривается распределение транспортных расходов, а также момент перехода рисков от продавца к покупателю. FOB используется только тогда, когда речь идет о водных перевозках. Внутренняя транспортировка груза используется редко, поэтому целесообразно будет рассмотреть сразу международный вариант. К речной перевозке в пределах страны можно также применять данный базис.
Как расшифровывается FOB? В переводе с английского free on board означает "свободно на борту". Данная формулировка может быть не слишком понятна, поэтому стоит провести небольшой лингвистический анализ. Слово "борт" в данном случае подразумевает "место на корабле". "Свободно" означает, что поставщик освобождается от своих обязательств после того, как груз попадет на борт судна. Последнему моменту уделяется повышенное внимание еще и потому, что услуга погрузки стоит недешево. В среднем она составляет примерно 400 долларов США. Таким образом, если в договоре поставщик указывает FOB цену, он должен погрузить товар за свой счет. Расходы по экспортной очистке груза также возлагаются на продавца.
Место поставки
Как и любой другой базис поставки Incoterms, условия FOB включают в себя еще и определенное место перевозки. Для обсуждаемого формата это, как правило, портовый терминал. Поставщик оформляет все экспортные формальности и осуществляет погрузку товара на борт судна. После этого ответственность за него переходит к покупателю.
Помимо расходов по погрузке на борт и платежей по экспортной очистке поставщик еще должен нести расходы, связанные с доставкой груза в порт. Для этого агент покупателя связывается с представителем продавца с целью согласования даты загрузки. Пустой контейнер, заказанный покупателем, передается для осуществления загрузки на склад заказчика. Доставка контейнера осуществляется транспортом агента продавца.
Поставка транспортом
Еще одна популярная схема используется, если поставщиков товара несколько или один осуществляет доставку с различных адресов. В этом случае продавец перевозит товар своим транспортом на консолидационный склад/терминал. В последующем в него подается контейнер под загрузку. Продавец в этом случае оплатит еще и услугу стаффировки контейнера – погрузку товара силами агента.
Расходы
Этому пункту стоит уделить особое внимание. Условия доставки FOB также включают следующие статьи расходов:
- перевозка товара в порт экспорта (оплачивается продавцом);
- экспедирование и погрузка (расходы на себя берет поставщик);
- морской фрахт (оплачивается покупателем);
- выгрузка и портовое экспедирование в порту импорта (рассчитывается заказчик);
- доставка и экспедирования до пункта прохождения таможенной очистки и выгрузки (оплачивается заказчиком).
Выше представлена классическая схема распределения расходов. Однако в мире есть несколько портов, в которых условия FOB предусматривают, что погрузка на борт оплачивается за счет покупателя. По такой схеме работают все терминалы в Соединенных Штатах.
В следующей редакции Incoterms эти условия могут быть отображены отдельно, однако, в настоящее время лучше уточнять у шиппингового агента, за чей счет осуществляется погрузка.
Теперь, когда вы ознакомились с основными особенностями условий поставки FOB, следует продумать механизм взаимодействия с партнерами. Основная обязанность покупателя – своевременно осуществить оплату товара. Главная обязанность продавца – предоставить товар в распоряжение заказчика и приложить все сопроводительные документы.
Оформление
Что об этом необходимо знать? Условия контракта FOB предусматривают подготовку ряда разрешительных документов и лицензий. Если вы являетесь покупателем товара, то на вас возлагаются все расходы, связанные с оформлением груза в стране импорта и транзита. Если вы выступаете продавцом, то вы должны обеспечить за свой счет экспортное оформление, предусмотренное сроками поставки. Прочие формальности, необходимые для вывоза груза также возлагаются на продавца. Если оформлением занимается третье лицо или сторонняя организация, то отношения с ним никак не должны повлиять на исполнение обязательств перед покупателем.
Заключение договоров по перевозке и страхованию
Итак, как происходит данная процедура? Договор на условиях FOB предполагает снятие ответственности с поставщика за товар, после доставки груза на борт судна. Поэтому заказчику нужно будет осуществить оплату услуг дальнейшей транспортировки. При этом никаких обязательств по выбору агента или судоходной линии перед продавцом нет. Также никто не может обязать выполнять дополнительное страхование груза. При таможенном оформлении в стране импорта необходимо будет предоставить документ, в котором указана стоимость транспортировки до границы. Обычно бывает достаточно справки-счета от шиппингового агента. При выгрузке на таможенной территории РФ при условиях FOB достаточно будет только предоставить подтверждение оплаты фрахта. Такие манипуляции, как выгрузка и портовое экспедирование, не имеют никакого отношения к таможенной стоимости товара и не оказывают влияния на начисление платежей.
Продавец также не обязан страховать груз, и может выбирать шиппингового агента по своему усмотрению. Как правило, поставщики используют услуги тех же агентов, у которых оформляет транспортировку заказчик. Данная схема допустима в том случае, если сумма платежей и вознаграждения агентов приемлема для всех участников сделки. В противном случае вы можете воспользоваться услугами любой другой транспортной компании.
Поставка товара и принятие поставки
В чем особенность данного процесса? В условиях FOB и CIF зафиксировано, что покупатель должен принять поставку. Сам процесс носит номинальный характер и представляет собой простой обмен документами между агентами продавца и покупателя. Поставщик обязан поставить товар на борт судна в установленное время и передать его в распоряжение перевозчика, с которым заключен договор у покупателя. В данной ситуации в качестве перевозчика может выступать судоходная линия, логистическая компания или шиппинговый агент, который выкупает у линии и перепродает услуги доставки своим клиентам, в нашем случае покупателю. Предположение о том, что буксировка контейнера через судоходную линию обойдется значительно дешевле, чем через агента, зачастую бывает ошибочным. Дело в том, что судоходные компании обычно предоставляют агентам приличные скидки. Для единичных заказчиков контейнерных перевозок такие условия предлагаются редко. Помимо этого, стоит также учитывать, что судоходные компании не занимаются оказанием портовых услуг и дальнейшим экспедированием груза. Работая с агентом, вы можете сразу заказать все процедуры, связанные с доставкой, от поставки контейнера на борт до конечного пункта назначения.
Коносамент
Давайте рассмотрим что это такое и для чего он необходим. Для забора груза в порту назначения покупателю понадобится такой документ, как коносамент. Данные, которые следует указать в этой бумаге, должны быть согласованы с покупателем. Отдельно это должно быть оговорено в международном договоре. Обычно агент издает коносамент и передает его продавцу после оплаты всех расходов по доставке и погрузке. После этого поставщик пересылает коносаменты заказчику. Если процедура затягивается, покупатель вместе с продавцом может отдать распоряжение на осуществление телекс-релиза. Это позволит сэкономить на курьерских расходах и получится значительно быстрее.
Распределение рисков
С этим вопросом стоит ознакомиться в самую первую очередь. Как распределяют риски условия поставки CIF и FOB? До момента перехода товара на борт суднао ответственность за него лежит на продавце. Потом она переходит на покупателя. Если в процессе погрузки контейнера с товаром что-то произойдет в портовой части, судно вправе не принимать его на борт. За брак в данном случае будет отвечать продавец. Если порча наступила в тот момент, когда товар уже находился на борту, ответственность перед покупателем ложится на агента.
Извещения
Если вы являетесь заказчиком, то представляющий вас агент должен своевременно известить продавца о выполнении отгрузки тем или иным судном. Это позволит поставщику подготовить товар и выполнить его экспортную очистку. Продавец, в свою очередь, обязан известить покупателя о том, что груз был передан указанной в контракте фирме. Оповестить заказчика поставщик может в любой удобной для него форме, если иное не оговорено в заключенном договоре.
Заключение
В данном обзоре мы подробно рассмотрели, что собой представляют условия FOB, их особенности и характерные черты. Они используются только тогда, когда речь идет о перевозке товара водным транспортом, и строго оговаривают процесс передачи товара. С продавца обязательства снимаются после того, как товар попадает на борт судна. При этом на него возлагаются все расходы по экспортной очистке. Также продавец несет все затраты, связанные с доставкой груза в порт. На покупателя возлагаются все расходы по оформлению товара в стране импорта.