Оперативная психология: моральные установки и способы воздействовать

Что такое оперативная психология? Так называют науку, которая помогает читать сигналы, идущие от человека, и умело ими пользоваться. Есть специальные методики и приемы, которые очень действенны, хотя и не подлежат широкой огласке. Интересно? Тогда читаем статью.

Суть

Установление контакта

Что же изучает оперативная психология? Этот раздел науки направлен на контроль собственных эмоций. Этому учили в специализированных школах КГБ, сейчас это изучают на платных курсах и в школах полиции. Казалось бы, что такого особенного в оперативной психологии? Но вы только подумайте, наука позволяет понять мысли преступника, а впоследствии и поймать его. Но задача оперативников не только в поимке нарушителей. Правоохранители должны владеть психологическими приемами для того, чтобы разговорить свидетеля, убедить его же дать правдивые показания и прочее.

Получается, что оперативная психология нужна каждому полицейскому. Именно от ее применения зависит результат работы.

Почему совершаются преступления?

Каждое явление в нашей жизни имеет психологическую подоплеку. Даже преступления совершаются на основании чего-то. Отчего так происходит? Оперативно-розыскная психология уже давно выделила две стороны преступления:

  1. Внутреннюю. Речь идет о субъективных обстоятельствах, которые нельзя увидеть или воспринять.
  2. Внешнюю. Сюда относятся объективные обстоятельства. Они поддаются восприятию и наблюдению.

Психологическими обстоятельствами в оперативно-розыскной психологии являются цели и мотивы совершения преступления, моральное отношение, как к получившемуся результату, так и к противоправному действию.

Если говорить об объективных обстоятельствах, то к ним можно отнести место, способ, время, орудия, предмет посягательства, действия преступника и то, что получилось в результате.

По этой причине и нужно, чтобы навыками психологии обладал каждый следователь.

Основы действий человека

Хороший полицейский должен учитывать, прежде всего, отсутствие или наличие психологического механизма. В зависимости от этого момента выделяют несколько видов действий. Они подразделяются на следующие группы:

  1. Импульсивные. Сюда относятся действия, разряжающие напряжение или какое-либо другое состояние человека. То есть лицо что-то хочет сделать и делает это независимо от того, как будет воспринят и оценен поступок. такое поведение присуще людям с патологическим состоянием, которые из-за душевной болезни не могут совершать волевые действия.
  2. Рефлекторные. Как правило, в этом случае действием станет реакция на что-то. Она происходит автоматически, а потому не основываются на целях и нормах.
  3. Волевые. Оперативно-розыскная психология характеризует их как действия, отличающиеся сознательностью. Проще говоря, человек полностью отдает себе отчет в том, что он собирается сделать. Действия имеют свои цели и мотивы, что в корне отличает их от остальных трех видов.
  4. Инстинктивные. Характеризуются тем, что лицо не прогнозирует результаты действий и не осознает их.

Вы уже поняли, какие виды действий бывают, но какому из них присуще наличие механизма? Раз только волевые решения совершаются осознанно, то и психологический механизм прослеживается лишь в этом виде. Об этом подробнее.

Важно понимать, что под психологией правонарушения понимаются лишь волевые сознательные действия психически здорового человека. Если человек болен, то моральные компоненты поведения сильно меняются. Мотивы поведения и социальные установки меняются, любые раздражители попадают в больной мозг, и нарушается смысловая регуляция поведения.

По этой причине полицейскому так важно знать психологию оперативно-розыскной деятельности. Сотрудник обязан обращать внимание на правильное или неправильное поведение человека, его интересы и высказывания. Примечательно, что субъект может вести себя вполне адекватно, но вот объяснения мотивов поведения будут вызывать сомнения в психическом здоровье.

Как установить контакт

Талант убеждения

Психология оперативно-розыскной деятельности, как и сама деятельность, предполагает наличие контакта с людьми. Обычно происходит конспиративное общение объектов и субъектов нашего интереса, причем оно проходит по конкретным психологическим законам.

Вот тут сотрудник полиции чувствует всю необходимость владения соответствующими приемами. Ведь от того, насколько хорошо он расположит к себе преступника или свидетеля, зависит исход дела.

Чтобы идти дальше, необходимо разобраться с некоторыми определениями, например, психологическим контактом. Этим термином называют процесс поддержания и установления взаимной симпатии между собеседниками. Контакт считается удачно установленным, если между людьми возникло доверие и интерес.

Зачем, кому и с какой целью это нужно?

Учебники по оперативной психологии все, как один, говорят о необходимости установления морального контакта. Чтобы понимать природу этого процесса, необходимо понимать какие стадии люди проходят. Итак, развивается психологический контакт тремя этапами:

  1. Взаимное оценивание. Речь идет о первом впечатлении. Именно на этой стадии люди решают, хотят ли они начать общаться или нет. Следующим шагом будет постепенное сближение.
  2. Взаимная заинтересованность. Собеседники показывают, что могут быть чем-либо полезны, люди интересуются собеседником и начинают общаться.
  3. Отделение пары от окружающих. Если контакт найден, то люди находят общую тему и ведут уже обособленную беседу.

Все эти стадии прекрасно видны на каких-либо групповых встречах или в коллективе. Но, тем не менее, схема работает при любом общении. По этой причине сотрудник органов должен владеть ею, так как он в этом случае является активным звеном. Для оперативно-розыскной деятельности можно чуть переформулировать саму схему, тогда получится, что сотрудник должен завести знакомство, потом сформировать интерес к беседе у оппонента, а далее установить доверительные отношения.

Как обеспечить успех?

Для оперативника очень важно правильно наладить контакт, ведь этот человек не имеет права на ошибку. Если с первого раза этого сделать не удалось, то вряд ли удастся повторить позже. Чтобы избежать ошибок, необходимо составить план, следуя которому контакт будет найден.

Сначала нужно продумать предлог, который поможет завязать знакомство. Именно этот момент является наиболее важным, ведь от первого впечатления зависит многое. Учебники по оперативной психологии советуют не скупиться на лесть, комплименты, можно давить на чувство собственного достоинства.

Не менее важно учитывать и психологические механизмы, а также тягу людей. Психологи отмечают, что в каждом случае схема будет разной, ведь в большинстве своем тактика общения зависит от того, разнополые собеседники или нет. Нужно добиться возникновения симпатии, только она приведет к общению. В том случае, если первое впечатление было отрицательным, общение может не случиться вовсе.

Дальше сотрудники правоохранительных органов должны вызвать доверие. Оно будет выражаться в том, что собеседники начнут мысленно обобщать себя с оппонентом. Если получилось завязать доверительные отношения, то впоследствии все негативные факторы, сформированные в психике человека, исчезнут.

В учебнике КГБ по оперативной психологии сказано, что даже в случае, когда психологический контакт установлен, могут возникать определенного рода барьеры у одного из собеседников. Этот момент может быть связан с некоторыми особенностями личности. Выражаются преграды, как правило, в виде недоверия и равнодушия, вражды, пресыщения, несовместимости. Давайте постараемся разобраться в этих проявлениях.

Психология барьеров

Интересная книга

Специалисты выявили, что равнодушие присуще флегматикам и интровертам. В основном. Равнодушный человек мало обращает внимание на какие-то жизненные неурядицы или неприятности. Проблемой для установления контакта является не само равнодушие, а тот момент, когда человек возводит из него барьер. Чтобы разрушить эту стену, придется выбрать правильный предлог для знакомства либо постоянно привлекать к себе внимание и поддерживать интерес.

В учебнике КГБ по оперативной психологии посвящено немало страниц недоверию. Как правило, барьер подобного типа строят очень эмоциональные личности. Самый жесткие границы обычно устанавливают те люди, которые имеют внутренний конфликт в этот момент. Даже стороннему человеку виден дисбаланс между внешним поведением и внутренними переживаниями. Особенностью этого типа людей является психологическое напряжение и подозрительность. Построить доверительные отношения с такими личностями непросто, но это не значит, что невозможно. Необходимо постоянно переводить внимание на их неповторимость, значимость и другие положительные качества. Лесть будет основным мотивом в разговоре.

Когда же появляется барьер вражды? Такой тип защиты присущ авторитарным людям. Они даже имеют свою классификацию - либерально-мягкие и неисправимые. Первые обычно прикрываются какой-то фразой, им по душе роль демократов, а вот вторые используют всевозможные способы давления на людей, чтобы добиться своего. Когда люди этого типа защищаются, они возводят преграды, которые не то, чтобы имеют налет враждебности, они кричат о ней. Чтобы найти контакт с авторитарными людьми, сотрудник должен применять такие приемы, которые возвысят значимость авторитетов в собственных глазах.

Барьер несовместимости может возникнуть на основе различных факторов. Порой причины вынуждают полностью прекратить общение. Но если собеседники поведут себя корректно по отношению друг к другу, то даже непреодолимая несовместимость может быть сломлена. В таких случаях многое, если не все, зависит от оперативника. Именно его умения и знания психологии решают, будет контакт или нет.

Если люди много и часто общаются, то может возникнуть барьер пресыщения. Эта же проблема возникает, если сотрудник органов не пытается строить беседу с учетом психологического типа собеседника. По этой причине вся вина за проваленный контакт ложится непосредственно на оперативника.

Как установить контакт

Формирование оперативно-розыскной психологии начинается еще во время обучения будущих сотрудников. Первым делом их учат правильному установлению контакта. Это обусловлено тем, что некоторым людям общение с незнакомцами дается очень тяжело. Как раз в таких случаях необходимо знать весь психологический механизм.

Чтобы знакомство прошло успешно, необходимо его тщательно распланировать. При этом нужно учесть не только социальный и психологический тип собеседника, но еще и заинтересованность объекта, и мотивацию поведения.

Не менее важен и предлог для знакомства. Задачей оперативно-розыскной психологии является как раз нахождение естественного повода для знакомства. Если же такового нет, то налаживание контакта происходит труднее.

Важно понимать, что предлог может дать повод продолжить разговор, а может и нет. В таких ситуациях очень важны личные качества оперативника. Например, человек, который обладает остроумием, находчивостью или оригинальностью, сможет без труда продолжить общение даже при неудачно выбранном предлоге. Этому приему есть название — «косвенное побуждение лица». Он заключается в том, что сотрудник высказывает какую-то спорную точку зрения или делает остроумное замечание, на которое невозможно не ответить. Таким образом, объект заинтересовывается беседой и продолжает ее.

В психологии оперативно-розыскных мероприятий есть такое понятие, как «прием всеобщей заинтересованности», который тоже дает хорошие результаты на стадии завязывания знакомства. Обычно его применяют на разных матчах, турнирах, экскурсиях и прочих мероприятиях, которые отличаются большим скоплением народа. В этих местах, как правило, начинают собираться группы, обсуждающие то или иное событие. То есть люди на основе одинакового или противоположного мнения входят в контакт между собой.

Прием «мнимой потери вещи» действует тоже очень хорошо. Оперативник может сделать вид, что какую-то из вещей потерял или забыл. Причем поведение должно быт построено таким образом, чтобы объект интереса обратил внимание. Если последний поддался и заинтересовался бедственным положением сотрудника и даже указал на вещь, то можно считать, что беседа завязалась. Опытные оперативники правоохранительных органов отмечают, что в подобной ситуации человек не понимает, намеренно с ним знакомятся или нет.

Так или иначе, приемов для начала установления контакта множество, но и их можно разделить на две группы - когда знакомится сотрудник, и когда знакомится объект интереса. Выбирать способ из той или иной группы следует в соответствии с личностью интересующего человека.

Психология от оперативного сотрудника требует того, чтобы он умел располагать к себе, а значит мог произвести правильное первое впечатление. На чем же оно базируется? Рассмотрим подробнее.

Насколько важно первое впечатление?

Ключ к людям

Любой человек составляет мнение о других людях по первой встрече. Исследования показали, что на начальное впечатление влияет:

  1. Внешний вид собеседника.
  2. Жесты, мимика, походка.
  3. Речь и голос.

Неслучайно была выбрана именно такая схема. Ведь, в первую очередь, каждый человек обращает внимание на то, как кто-то выглядит. Например, высокого человека люди подсознательно воспринимают, как самоуверенного, а полного считают тем, кто потакает слабостям. Одни люди выглядят старше своих лет, а другие моложе. Все это, безусловно, влияет на восприятие. Оперативный сотрудник обязан следить не только за собой, но и за эмоциональным фоном собеседника. Если человек в депрессии или раздражен, то вряд ли удастся наладить с ним контакт.

Как вы двигаетесь, разговариваете и ходите, замечает каждый собеседник. Ошибочно считать, что эти моменты никому не интересны. Наоборот, именно на их основе и складывается то или иное мнение о людях. Например, во многих психологических книгах написано, что квадратный подбородок имеют волевые люди и общество продолжает так считать. Или другой пример — мужчины с тяжелыми бровями, сальной темной кожей и ярко выраженным ртом воспринимаются окружающими как скандалисты с выраженным тщеславием.

Не менее важен тембр голоса при знакомстве и речь. Оперативная психология ФСБ как раз и учит тому, как правильно разговаривать, а также контролировать звуки речи. Дело в том, что голос выражает весь спектр чувств и к тому же может быть попросту неприятен. Можно сказать, что это метод влияния на людей, который оперативник может контролировать сам. В то же время с помощью голоса собеседник получает установку уже на раннем этапе знакомства.

Как заинтересовать?

Задачей оперативной психологии является, прежде всего, заинтересованность собеседника в дальнейшем общении. Сама наука так называет проявление познавательных потребностей человека в виде каких-либо эмоций. Проще говоря, заинтересованная личность хочет узнавать собеседника и дальше, ищет способы сближения. При установке контакта этот момент очень важен, ведь именно взаимный интерес позволяет продолжать и углублять общение.

Чтобы было понятнее, приведем пример. Человек находится на каком-то коллективном мероприятии и хочет поделиться своим мнением о происходящем. Среди всех людей он выбирает несколько субъектов, с которыми, на его взгляд, мог бы поговорить об этом. При этом о каждом из выбранных людей у человека сложилось уже определенное мнение. Например, первого он посчитал нагловатым, второго — слишком умным, а третий просто неприятен внешне. В итоге он выберет того, что обеспечит положительные эмоции, а усилий на это будет потрачено по минимуму.

Обычно сближаются люди, которые имеют одинаковые взгляды на вещи или ситуацию в целом. Чаще всего охотнее идут на контакт именно с теми, кто готов больше слушать, нежели высказывать свою точку зрения. Если оперативник даст это объекту интереса, то общение будет налажено.

Основы психологии

Настольная книга студента

К сожалению, многие сотрудники правоохранительных органов забывают о психологии оперативно-розыскной следственной деятельности. Как результат, общение с интересующим объектом часто наладить не удается. Это неправильно. Оперативник должен положить все силы на то, чтобы исключить все пробелы в психологии.

Но даже если сотрудник знает все приемы и нюансы правильного общения, не факт, что контакт будет налажен профессионально и легко. Кроме теории, необходимо еще и практиковаться. Лишь тогда профессиональная деятельность начнет приносить плоды.

Техника общения

Курс оперативной психологии содержит различные методики установления и продолжения контакта. Что это такое? Под ними понимаются приемы и коммуникативные действия, которые удовлетворяют те или иные социально ценные потребности.

Много факторов влияет на то, какая сторона будет преобладать в общении - интерактивная, коммуникативная, перцептивная. Почему нужно определиться? Да хотя бы потому, что для каждой стороне нужен специфический набор средств. То есть, во время изучения техники общения в разных ситуациях превалируют то одни, то другие элементы. Есть, конечно, и универсальные приемы, которые применяются, в том числе, и в психологии оперативно-следственной деятельности. К ним относится чувство юмора, приветливость, тактичность и прочее. Получается, что оперативник должен развивать в себе именно эти качества, а потом уже углубляться в психологические нюансы.

Также важно разграничивать приемы, используемые для общения, на определенные ситуации. Например, в деловой беседе используется одна техника, а вот при неформальной - уже другая.

Мы много времени уделили моментам, касающимся того, как завязать общение, но не менее важно знать методы воздействия на интересующего человека. Рассмотрим это подробнее.

Как воздействовать на объект интереса?

В следственно-оперативной психологии целый раздел посвящен этому вопросу. Рассмотрим и мы, какие существуют методы воздействия на личность. Специалисты выделяют несколько способов:

  1. Внушение.
  2. Заражение.
  3. Подражание.
  4. Убеждение.

Некоторые методы может использовать человек, сам того не осознавая, другие же становятся взвешенным способом воздействия. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Внушение

Этот способ предполагает влияние на эмоциональный фон человека, из-за чего тот начинает действовать в нужном для собеседника русле. Внушением называют убеждение личности поступить так, как ей диктуют с помощью вербальных инструментов.

Чтобы человек поддался внушению, нужно чтобы оппонент соответствовал собственным словам. Например, если человек учит жизни другого, то он должен выглядеть так, чтобы с первого взгляда вызвать желание подражать и уважение. Если же то же самое делает грязный алкоголик, то такие посылы, кроме улыбки, ничего не вызовут.

Оперативная психология КГБ говорит о том, что внушение работает лишь тогда, когда мысли доносятся уверенным голосом. Иной раз именно от тона зависит, насколько успешным будет исход.

Не менее важно и то, насколько внушаем человек. Самыми податливыми считаются дети до 13 лет, а также неуверенные в себе люди.

Наилучшим способом внушить что-то является метод, когда человек соединяет внушаемую информацию и знакомые и приятные сведения.

Заражение

Речь идет о самом древнем методе воздействия. Такой способ предполагает передачу эмоционального состояния от одного человека другому. Все же знают и помнят то чувство, когда было хорошее настроение, пока не пришел расстроенный знакомый. И вот вы уже вместе с ним расстроены и подавлены. Это и называется заражением. Вот так просто.

Паника — это самый действенный способ заражения. Работает он только в толпе. Как это происходит? Если некоторое количество людей находится в одинаково неприятных условиях, и кто-то начинает паниковать, то это состояние передается большинству. Это не значит, что заражение работает лишь на отрицательных эмоциях. Смех, веселье и прочее тоже может передаться таким способом.

Убеждение

Битва характеров

Считается наиболее действенным и вместе с тем безобидным методом воздействия. Основывается он на фактах, которые понятны через логическую цепочку размышлений. Важно при этом учитывать интеллектуальный уровень развития собеседника. Этот момент является определяющим, ведь невозможно доказать что-то человеку, который уступает вам по умственному развитию. Правило работает и в другую сторону. Глупо пытаться объяснить что-либо человеку, который гораздо умнее вас. Забавно, не правда ли?

Как работает? Когда человек получает первую информацию, он ищет ей объяснения. Именно в этот момент все зависит от того, насколько его сумеет убедить оперативник. Очень важно не обманывать собеседника. Какой бы ни был внушаемый человек, он все равно почувствует ложь. В такой ситуации рассчитывать на дальнейшее доверие не приходится.

Важно также соответствовать мироощущению оппонента и иметь такой же уровень жизни.

Подражание

Психология оперативной деятельности включает в себя и такой способ воздействия, как подражание. В чем он заключается? Вся идея состоит в том, что если человек добился чего-то в жизни и стал успешным, то другие люди подсознательно начинают подражать ему.

Чтобы спровоцировать индивида на копирование, необходимо всегда поддерживать тот уровень жизни, который так заинтересовал его изначально. То есть объект подражания должен быть всегда яркий, запоминающийся, вызывать восхищение.

Оперативная память

Власть над людьми

В заключение хочется рассказать об оперативной памяти в психологии. Это, практически, то же самое, что и кратковременная память. Нельзя сказать, что они полностью одинаковы, но, по крайней мере, временные рамки у них не отличаются.

Что же это значит для оперативников? Все просто. Интересующий объект в первую очередь запоминает какие-то интересующие его сведения, но вместе с тем долго они в памяти не хранятся. То есть, чтобы наладить контакт с интересующим человеком, нужно постараться оставить себя в его памяти.

Вот так просто объясняется, что это - оперативная память в психологии.

Хочется сказать, что для успешной работы в правоохранительных органах не стоит пренебрегать различными знаниями психологии. Ведь именно от этих нюансов и состоит работа с людьми.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Добавить смайл
  • :smile:
  • :wink:
  • :frowning:
  • :stuck_out_tongue_winking_eye:
  • :smirk:
  • :open_mouth:
  • :grinning:
  • :pensive:
  • :relaxed:
  • :heart:
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 5
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.