После изгнания авторитарного и властного Тарквиния Гордого в Риме установилось республиканское правление. Римская республика (509 – 27 гг. до н.э.) в своей истории прошла два этапа: так называемой ранней (509-265 гг. до н.э.) и поздней (264-27 гг. до н.э.) республики. Во время ее становления в Риме быстрыми темпами развивалось производство, которое способствовало серьезным социальным сдвигам.
Государственный строй Древнего Рима в этот период сочетал в себе черты аристократические и демократические. Привилегии принадлежали знати - богатой верхушке рабовладельцев.
Правоспособность в Риме имели лишь те, кто обладал свободой, семьей и гражданством. Все население разделялось на свободных и рабов. Первые, в свою очередь, составляли две классовые группы: верхушку богатых рабовладельцев и мелких производителей (ремесленников и земледельцев, к которым примыкали и городские бедняки). Рабы могли принадлежать государству или частным лицам.
Римская республика превратила их в основной эксплуатируемый класс. Источниками рабства были взятые в военный плен, а также начала практиковаться самопродажа. Власть хозяев над рабами не имела никаких ограничений.
По гражданству все свободное население республики делилось на граждан и перегринов (иностранцев). Гражданами становились и вольноотпущенные рабы, но они были ограничены в своих правах.
В конце II -II в. до н.э. возникли привилегированные сословия - это были нобили (богатые патриции и верхушка плебса) и всадники (торговая и финансовая знать, землевладельцы). Участвовать в народном собрании, равно как и занимать госдолжности, могли только домовладыки – главы семей.
Государственный строй Римской республики был таким. Высшими госорганами являлись следующие: Сенат, народные собрания и магистратуры. Народные собрания были трех типов: центуриатные, трибутные и куриатные. Главная роль принадлежала собраниям центуриатным. К середине III в. до н.э. структура собрания претерпела изменения. В них уже были представлены не только аристократы и богатые рабовладельцы, а каждый из разрядов имущих граждан начал выставлять одинаковое количество центурий. В сферу их компетенции входило принятие законов, объявление войн, рассмотрение жалоб по приговорам о смертной казни.
Важно значение в общественно-политической жизни играл Сенат. Хотя формально он был органом совещательным, но в полномочия его входили и функции финансовые, законодательные, по религиозному культу, благоустройству, общественной безопасности и внешнеполитические.
Государственные должности назывались магистратурами. Они делились на обычные (ординарные) с должностями консулов, цензоров, преторов, квесторов и т.д. и чрезвычайные (экстраординарные), создаваемые при чрезвычайных обстоятельствах: войнах, восстаниях и т.д. По предложению Сената назначались диктаторы.
Римская республика опиралась на армию, которая играла особо важную роль в жизни государства. В это время внешняя политика характеризовалась практически непрерывными войнами. Шла борьба с Карфагеном за обладание Западным Средиземноморьем (около 120 лет, с 264 года до н.э. до 146 года до н.э. длились Пунические войны). Также на этот период приходятся войны с Сирией и Македонией. К 146 г. до н.э. Римская республика установила свое господство над всем Средиземноморьем.
Развитие рабовладельческого общества во времена республики привело к обострению его социальных и классовых противоречий. Во II в. до н. э. разразился кризис полисной организации.
Распад республики сопровождался такими событиями, как два Сицилийских восстания рабов и под началом Спартака (74-70 гг.до н.э.), борьбой между крупными и мелкими землевладельцами, революционным движением сельского плебса под руководством братьев Гракхов, Союзнической войной, общеиталийским восстанием против власти Рима, которое закончилось установлением диктатуры Суллы, а затем – Цезаря.