Действие в психологии - это...: определение одного из ключевых понятий науки

Психология изучает поведение и внутренний мир человека. Одним из ключевых понятий этой науки является "действие". Что же такое действие с точки зрения психологии и почему это важно? Давайте разберемся.

Определение действия в психологии

По определению Рубинштейна, действие - это "процесс, направленный субъектом на достижение осознаваемой им цели". Действие характеризуется целенаправленностью, мотивированностью, осознанностью и предметностью.

Действие направлено на достижение определенной цели и всегда мотивировано потребностями субъекта

Согласно А.Н. Леонтьеву, действие как психологическая единица анализа деятельности имеет основные признаки:

  • целенаправленность;
  • предметность;
  • сознательная регуляция;

Любое действие проходит три последовательные стадии инициации:

Стадия Характеристика
Афферентный синтез Формирование мотива и цели
Принятие решения Выбор способа действия
Акцептор результатов действия Оценка результата
Заметки о действиях

Структура действия

Действие реализуется опосредованно, с использованием различных средств:

В качестве средств могут выступать знаки, роли, ценности, нормы и т.п.

Психологическая структура действия включает:

В структуре действия обязательно присутствуют ориентировочная, исполнительная и контрольная части. Ориентировочные действия определяют цель, условия, средства и пути ее достижения. Исполнительские действия направлены на реализацию цели. Контрольные и корректировочные действия служат для оценки и коррекции процесса.

Виды действий

По степени включенности волевых усилий различают действия волевые и импульсивные. Например, человек сдерживает эмоции или импульсивно выражает их.

А.Н. Леонтьев выделяет следующие типы действий:

  • внешние (материальные) и внутренние (идеальные);
  • репродуктивные и продуктивные;
  • исполнительные и контрольные.

По доминирующему психическому акту действия бывают:

  1. восприятия;
  2. мышления;
  3. воображения;
  4. памяти;
  5. внимания и др.
Студенты на прогулке

Нормативные и индивидуальные действия

Нормативные действия определяются традициями культуры и не требуют объяснения мотивов. Например, прием пищи. Индивидуальные действия отклоняются от норм и требуют ответа на вопрос "Почему?". К таким относят творческие действия, оригинальные решения и др.

Индивидуальность действий может проявляться в:

  • степени энергичности;
  • упорстве;
  • разнообразии ответных реакций.

При индивидуальных действиях человек вынужден:

  • объяснять мотивы;
  • оправдывать поступки;
  • нести ответственность.

Формирование навыка как автоматизация действия

Навык формируется путем многократного повторения действия и доведения его до автоматизма. На процесс формирования навыка влияют:

  • сложность действия;
  • эмоциональное отношение;
  • осознанность и др.

Благодаря навыкам действие выполняется быстрее и точнее. Кроме того, происходит разгрузка сознания для выполнения более сложных задач.

Чтобы развить нужный навык, рекомендуется:

  • поставить конкретную цель;
  • тренироваться регулярно;
  • следить за прогрессом.

Действие это психологии что? - зависит от возраста

У младенца действия только формируются. Во взрослом возрасте соотношение действий и реакций меняется.

С возрастом и развитием личности все бÓльшая часть активности человека принимает форму осознанных действий.

Зрелость действий проявляется в их целенаправленности, мотивированности и сознательной регуляции.

Классификация действий по А.Н. Леонтьеву

А.Н. Леонтьев предложил подробную классификацию действий.

Это позволяет глубже проанализировать природу и структуру разных действий.

Динамика перехода "действие-операция"

По мере освоения и автоматизации действие переходит на уровень операции. И наоборот, операция может вновь превратиться в осознанное действие.

Эта динамика отражает развитие навыков и способностей человека.

Роль действия в контексте деятельности

Деятельность представляет собой сознательно регулируемую активность, направленную на удовлетворение потребностей. Она включает в себя систему действий и операций.

  • Деятельность определяется мотивами;
  • Действия направляются конкретными целями;
  • Операции - это способы осуществления действий.

Таким образом, действие является структурной единицей деятельности. От эффективности действий зависит общий успех деятельности.

Исследование действий в прикладных отраслях психологии

Изучение действий имеет большое практическое значение. Например, в педагогической психологии исследуется процесс формирования умственных и практических действий у учащихся. В инженерной психологии анализируется выполнение профессиональных действий.

Патология действий при психических расстройствах

Нарушения действий наблюдаются при многих психических заболеваниях. Например, при шизофрении отмечается разорванность и нецеленаправленность действий. Понимание патологии действий помогает в диагностике и терапии расстройств.

Перспективы изучения феномена "действия"

Несмотря на многолетнее изучение, феномен действия до конца не исследован. Остаются открытыми вопросы природы волевых действий, генеза индивидуальных паттернов действий и другие аспекты.

Дальнейшее изучение обещает новые открытия в области поведения и деятельности человека.

Методы изучения действий в психологии

Для изучения действий используются различные методы, как традиционные, так и современные:

  • Наблюдение реального поведения или деятельности;
  • Лабораторные эксперименты;
  • Моделирование ситуаций;
  • Анализ продуктов деятельности;
  • Опросы и интервьюирование;
  • Регистрация физиологических показателей (ЭЭГ, ЭМГ и др.).

Комплексное применение методов дает наиболее полную картину.

Значение изучения действий для практики

Понимание психологических механизмов действий прикладно во многих областях:

  • Обучение и развитие умений;
  • Оптимизация трудовой деятельности;
  • Коррекция отклонений в поведении и психике;
  • Создание человеко-машинных систем и др.

Перспективы применения теории действий

В будущем концепция действия может найти применение в таких областях как:

  • Разработка новых обучающих технологий на основе механизмов формирования действий;
  • Создание систем поддержки принятия решений с учетом психологической составляющей;
  • Проектирование человеко-машинных интерфейсов, использующих модели действий оператора.

Это лишь некоторые перспективные направления применения теории действий на практике.

Развитие концепции действия в истории психологии

Понятие "действие" ввели в психологию С.Л. Рубинштейн и А.Н. Леонтьев. В дальнейшем концепция развивалась в трудах П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Н.Ф. Талызиной и др.

Были детализированы этапы формирования умственных действий, раскрыты механизмы интериоризации, исследован генезис теоретических и эмпирических знаний на основе действия.

Современные подходы к изучению действий

Сегодня активно развиваются направления:

  • Исследование влияния эмоций на принятие решений;
  • Изучение индивидуальных стратегий преодоления трудностей;
  • Анализ рискованного поведения с позиции теории действия;
  • Нейропсихологический подход к нарушениям действий.

Расширяется методологический инструментарий за счет нейровизуализации и компьютерного моделирования.

Перспективы дальнейшего развития теории

В перспективе ожидается интеграция достижений когнитивистики, нейронаук и психологии деятельности в изучении феномена действия.

Возможно создание междисциплинарных моделей механизмов целеполагания, принятия решений и саморегуляции на основе понимания действия.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.