Психология изучает поведение и внутренний мир человека. Одним из ключевых понятий этой науки является "действие". Что же такое действие с точки зрения психологии и почему это важно? Давайте разберемся.
Определение действия в психологии
По определению Рубинштейна, действие - это "процесс, направленный субъектом на достижение осознаваемой им цели". Действие характеризуется целенаправленностью, мотивированностью, осознанностью и предметностью.
Действие направлено на достижение определенной цели и всегда мотивировано потребностями субъекта
Согласно А.Н. Леонтьеву, действие как психологическая единица анализа деятельности имеет основные признаки:
- целенаправленность;
- предметность;
- сознательная регуляция;
Любое действие проходит три последовательные стадии инициации:
Стадия | Характеристика |
Афферентный синтез | Формирование мотива и цели |
Принятие решения | Выбор способа действия |
Акцептор результатов действия | Оценка результата |
Структура действия
Действие реализуется опосредованно, с использованием различных средств:
В качестве средств могут выступать знаки, роли, ценности, нормы и т.п.
Психологическая структура действия включает:
В структуре действия обязательно присутствуют ориентировочная, исполнительная и контрольная части. Ориентировочные действия определяют цель, условия, средства и пути ее достижения. Исполнительские действия направлены на реализацию цели. Контрольные и корректировочные действия служат для оценки и коррекции процесса.
Виды действий
По степени включенности волевых усилий различают действия волевые и импульсивные. Например, человек сдерживает эмоции или импульсивно выражает их.
А.Н. Леонтьев выделяет следующие типы действий:
- внешние (материальные) и внутренние (идеальные);
- репродуктивные и продуктивные;
- исполнительные и контрольные.
По доминирующему психическому акту действия бывают:
- восприятия;
- мышления;
- воображения;
- памяти;
- внимания и др.
Нормативные и индивидуальные действия
Нормативные действия определяются традициями культуры и не требуют объяснения мотивов. Например, прием пищи. Индивидуальные действия отклоняются от норм и требуют ответа на вопрос "Почему?". К таким относят творческие действия, оригинальные решения и др.
Индивидуальность действий может проявляться в:
- степени энергичности;
- упорстве;
- разнообразии ответных реакций.
При индивидуальных действиях человек вынужден:
- объяснять мотивы;
- оправдывать поступки;
- нести ответственность.
Формирование навыка как автоматизация действия
Навык формируется путем многократного повторения действия и доведения его до автоматизма. На процесс формирования навыка влияют:
- сложность действия;
- эмоциональное отношение;
- осознанность и др.
Благодаря навыкам действие выполняется быстрее и точнее. Кроме того, происходит разгрузка сознания для выполнения более сложных задач.
Чтобы развить нужный навык, рекомендуется:
- поставить конкретную цель;
- тренироваться регулярно;
- следить за прогрессом.
Действие это психологии что? - зависит от возраста
У младенца действия только формируются. Во взрослом возрасте соотношение действий и реакций меняется.
С возрастом и развитием личности все бÓльшая часть активности человека принимает форму осознанных действий.
Зрелость действий проявляется в их целенаправленности, мотивированности и сознательной регуляции.
Классификация действий по А.Н. Леонтьеву
А.Н. Леонтьев предложил подробную классификацию действий.
Это позволяет глубже проанализировать природу и структуру разных действий.
Динамика перехода "действие-операция"
По мере освоения и автоматизации действие переходит на уровень операции. И наоборот, операция может вновь превратиться в осознанное действие.
Эта динамика отражает развитие навыков и способностей человека.
Роль действия в контексте деятельности
Деятельность представляет собой сознательно регулируемую активность, направленную на удовлетворение потребностей. Она включает в себя систему действий и операций.
- Деятельность определяется мотивами;
- Действия направляются конкретными целями;
- Операции - это способы осуществления действий.
Таким образом, действие является структурной единицей деятельности. От эффективности действий зависит общий успех деятельности.
Исследование действий в прикладных отраслях психологии
Изучение действий имеет большое практическое значение. Например, в педагогической психологии исследуется процесс формирования умственных и практических действий у учащихся. В инженерной психологии анализируется выполнение профессиональных действий.
Патология действий при психических расстройствах
Нарушения действий наблюдаются при многих психических заболеваниях. Например, при шизофрении отмечается разорванность и нецеленаправленность действий. Понимание патологии действий помогает в диагностике и терапии расстройств.
Перспективы изучения феномена "действия"
Несмотря на многолетнее изучение, феномен действия до конца не исследован. Остаются открытыми вопросы природы волевых действий, генеза индивидуальных паттернов действий и другие аспекты.
Дальнейшее изучение обещает новые открытия в области поведения и деятельности человека.
Методы изучения действий в психологии
Для изучения действий используются различные методы, как традиционные, так и современные:
- Наблюдение реального поведения или деятельности;
- Лабораторные эксперименты;
- Моделирование ситуаций;
- Анализ продуктов деятельности;
- Опросы и интервьюирование;
- Регистрация физиологических показателей (ЭЭГ, ЭМГ и др.).
Комплексное применение методов дает наиболее полную картину.
Значение изучения действий для практики
Понимание психологических механизмов действий прикладно во многих областях:
- Обучение и развитие умений;
- Оптимизация трудовой деятельности;
- Коррекция отклонений в поведении и психике;
- Создание человеко-машинных систем и др.
Перспективы применения теории действий
В будущем концепция действия может найти применение в таких областях как:
- Разработка новых обучающих технологий на основе механизмов формирования действий;
- Создание систем поддержки принятия решений с учетом психологической составляющей;
- Проектирование человеко-машинных интерфейсов, использующих модели действий оператора.
Это лишь некоторые перспективные направления применения теории действий на практике.
Развитие концепции действия в истории психологии
Понятие "действие" ввели в психологию С.Л. Рубинштейн и А.Н. Леонтьев. В дальнейшем концепция развивалась в трудах П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Н.Ф. Талызиной и др.
Были детализированы этапы формирования умственных действий, раскрыты механизмы интериоризации, исследован генезис теоретических и эмпирических знаний на основе действия.
Современные подходы к изучению действий
Сегодня активно развиваются направления:
- Исследование влияния эмоций на принятие решений;
- Изучение индивидуальных стратегий преодоления трудностей;
- Анализ рискованного поведения с позиции теории действия;
- Нейропсихологический подход к нарушениям действий.
Расширяется методологический инструментарий за счет нейровизуализации и компьютерного моделирования.
Перспективы дальнейшего развития теории
В перспективе ожидается интеграция достижений когнитивистики, нейронаук и психологии деятельности в изучении феномена действия.
Возможно создание междисциплинарных моделей механизмов целеполагания, принятия решений и саморегуляции на основе понимания действия.