Сила тяги - это что, и как ее находить?

Сила тяги играет ключевую роль в работе любого транспортного средства. От ее величины зависит, сможет ли автомобиль или поезд преодолеть сопротивление движению и разогнаться до нужной скорости. Давайте разберемся, что представляет собой сила тяги, как она связана с другими характеристиками транспорта, и как ее можно вычислить.

Определение силы тяги

Сила тяги - это сила, которая прикладывается к транспортному средству со стороны его двигателя для поддержания постоянного движения.

Под действием силы тяги колеса вращаются и машина движется вперед. Но на нее также действуют и противодействующие силы - трения в механизмах, сопротивления воздуха, трения о поверхность дороги и т.д. Эти силы замедляют движение.

Чтобы транспортное средство разгонялось или двигалось с постоянной скоростью, сила тяги должна превышать суммарную величину всех противодействующих сил.

Сила тяги позволяет преодолевать сопротивление движению и ускорять массу транспортного средства до нужной скорости.

Не стоит путать силу тяги и силу трения. Сила трения возникает в контакте колес или гусениц с опорной поверхностью. А сила тяги создается двигателем транспортного средства и передается на ведущие колеса через трансмиссию.

Факторы, влияющие на величину силы тяги

На значение силы тяги, которую может развить транспортное средство, влияет множество факторов:

  • Мощность и крутящий момент двигателя
  • Передаточные числа трансмиссии
  • Диаметр и ширина ведущих колес или гусениц
  • Общая масса транспортного средства
  • Аэродинамические характеристики кузова
  • Сцепление шин с дорожным покрытием

Чем выше мощность и крутящий момент двигателя, тем больше сила, передаваемая на колеса. Передаточные числа трансмиссии также влияют на вращающий момент.

Более широкие шины и гусеницы увеличивают сцепление и позволяют передать на дорогу бóльшую силу тяги без пробуксовки. Аналогично влияет и масса транспортного средства.

Обтекаемая аэродинамическая форма кузова снижает лобовое сопротивление воздуха, что позволяет увеличить скорость при той же силе тяги.

И наконец, сцепление шин с дорогой напрямую влияет на то, какая часть силы тяги передается на колеса без пробуксовки.

Формула расчета силы тяги

Для вычисления силы тяги используют следующую основную формулу:

FT = m * a + FC

Где:

  • FT - сила тяги
  • m - масса транспортного средства
  • a - ускорение
  • FC - суммарная величина сил сопротивления

Первое слагаемое учитывает инерцию разгона массы транспортного средства с заданным ускорением.

Второе слагаемое суммирует все силы сопротивления, которые необходимо преодолеть: трение в механизмах, сопротивление воздуха, силу трения качения шин о дорогу и пр.

Например, для автомобиля массой 1,5 тонны (1500 кг), разгоняющегося с ускорением 3 м/с2, при силе трения 10% от веса получаем:

FT = 1500 * 3 + 1500 * 9,8 * 0,1 = 4500 + 147 = 4647 Н

Итак, мы разобрались, что такое сила тяги, от чего она зависит и как ее можно вычислить для транспортных средств. Далее рассмотрим особенности силы тяги для разных типов двигателей.

Портрет автогонщицы в красной машине

Сила тяги для разных типов двигателей

Сила тяги, которую может развить двигатель транспортного средства, во многом зависит от типа силовой установки.

Двигатели внутреннего сгорания

На автомобилях, грузовиках и автобусах обычно используются двигатели внутреннего сгорания (ДВС) - бензиновые или дизельные.

Их мощность и крутящий момент напрямую влияют на величину силы тяги, передаваемой на колеса. Чем выше рабочий объем двигателя и степень форсирования, тем больше он способен развить силы тяги для разгона автомобиля.

Бульдозер на стройке

Электродвигатели

На электровозах и электропоездах в качестве тяговых используются мощные электродвигатели. Они позволяют развивать огромную силу тяги.

Например, на электровозе 2ЭС5К сила тяги на ободе колеса достигает 30 тс. А мощность каждого из 6 тяговых электродвигателей составляет 3150 кВт.

Благодаря этому электровоз способен тянуть состав общим весом до 7000 тонн.

Реактивные двигатели

В ракетах и реактивных самолетах используются воздушно-реактивные или ракетные двигатели. Сила тяги здесь создается выбросом рабочего тела.

Согласно формуле Циолковского, она равна:

FT = v * dm/dt

Где:

  • v - скорость выброса рабочего тела
  • dm/dt - расход рабочего тела (топлива) в единицу времени

Чем выше скорость выхлопа и расход топлива, тем больше сила тяги развивает такой двигатель.

Повышение силы тяги транспортных средств

Сила тяги транспортного средства можно увеличить несколькими способами:

Форсирование двигателя

Один из распространенных способов увеличения силы тяги - форсирование двигателя внутреннего сгорания путем чип-тюнинга.

Это позволяет поднять мощность и крутящий момент за счет оптимизации работы топливной системы, изменения фаз газораспределения, повышения степени сжатия в цилиндрах и т.д.

Модернизация трансмиссии

Еще один способ увеличить силу тяги, передаваемую на ведущие колеса - модернизация трансмиссии.

Например, установка пониженной передачи или блокировки дифференциала. Или замена ведущих мостов и главной передачи на более прочные.

Увеличение диаметра колес

Установка на транспортное средство колес или гусениц бóльшего диаметра также может повысить его силу тяги.

За счет увеличения площади контакта с опорной поверхностью растет и передаваемое тяговое усилие.

Крупногабаритные внедорожные шины или гусеницы позволяют уменьшить буксование и эффективнее использовать мощность двигателя для создания силы тяги.

Сила тяги это важнейший показатель, характеризующий динамические качества любого транспортного средства с силовым приводом.

Улучшение аэродинамики

Аэродинамические характеристики кузова напрямую влияют на величину лобового сопротивления воздуха. Снижение коэффициента лобового сопротивления позволяет увеличить скорость при той же силе тяги.

Для этого можно установить спойлеры, диффузоры и другие аэродинамические элементы, позволяющие «обтекать» кузов воздушными потоками.

Замена резины на повышенное сцепление

Выбор шин с покрышками, обеспечивающими лучшее сцепление, также влияет на использование силы тяги.

Например, зимние шины с мягким составом или шипованная резина лучше цепляются за снег и лед.

А протектор с углубленным рисунком у шоссейно-кольцевых шин увеличивает контакт с асфальтом для передачи большего крутящего момента.

Замена гусениц

У гусеничной техники также есть резервы для наращивания силы тяги за счет замены траков.

Более широкие гусеницы с увеличенной площадью контакта позволяют эффективнее использовать мощность двигателя для создания тяги.

Оптимальная конструкция грунтозацепов также влияет на сцепление гусениц с поверхностью.

Усиление трансмиссии

Прочность элементов трансмиссии тоже может стать «узким местом» при увеличении крутящего момента и силы тяги.

Поэтому усиление коробки передач, карданных валов, главных передач и дифференциалов иногда требуется как дополнение к форсированию двигателя.

Системы помощи на бездорожье

Для внедорожников существуют специальные системы, помогающие увеличить силу тяги на сложных участках бездорожья.

Например, понижающая передача, блокировка межосевых и межколесных дифференциалов. Это позволяет более эффективно распределить крутящий момент между колесами для преодоления препятствий.

Системы активного управления тягой

Современные электронные системы, такие как ASR и ESP, тоже помогают улучшить силу тяги и сцепление с дорогой.

Они в режиме реального времени подтормаживают буксующие колеса и перераспределяют крутящий момент на остальные для оптимальной тяги без потери управляемости.

Системы оптимизации работы двигателя

Современные двигатели оснащены электронными системами управления, оптимизирующими рабочие параметры в зависимости от нагрузки.

Они позволяют наиболее эффективно использовать возможности силовой установки для создания максимальной силы тяги в каждый конкретный момент.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.