Температура кипения бензина при определенных условиях. Авиационные бензины

Бензин является одним из наиболее распространенных видов топлива, используемого в двигателях внутреннего сгорания. От его характеристик во многом зависит работа двигателя - его мощность, динамика, расход топлива и ресурс. Одной из важнейших характеристик бензина является температура кипения. Данный показатель напрямую влияет на процесс сгорания топлива в цилиндрах и на протекание многих других процессов. Рассмотрим подробнее, что такое температура кипения бензина, от чего она зависит и как влияет на работу самого двигателя.

Температура кипения бензина и ее значение

Температура кипения бензина - это температура, при которой начинается интенсивное испарение жидкого топлива с образованием паров. Поскольку бензин представляет собой смесь углеводородов с различной молекулярной массой, то выделяют несколько стадий кипения, а именно:

  • Начало кипения - температура, при которой образуются первые пузырьки пара
  • 10% объема испарилось
  • 50% объема испарилось (середина кипения)
  • 90% объема испарилось
  • Конец кипения - температура, при которой жидкость полностью испарилась

Температура кипения зависит от фактора давления - чем выше давление, тем выше и температура кипения. В двигателе внутреннего сгорания бензин испаряется и воспламеняется при высоком давлении в цилиндре, поэтому его фактическая температура кипения там будет гораздо выше.

На практике температура кипения бензина влияет на такие важные характеристики, как:

  • Легкость запуска двигателя при низкой температуре
  • Устойчивость работы на различных режимах
  • Полнота сгорания топлива в цилиндрах
  • Образование нагара и отложений

Поэтому производители контролируют температуру на всех этапах кипения жидкости и регулируют ее путем подбора специальных компонентов и использования особых присадок.

Факторы, определяющие температуру кипения

На температуру кипения бензина влияет целый ряд факторов:

  1. Состав исходной нефти, из которой получают бензин
  2. Технология переработки нефти
  3. Соотношение легких и тяжелых фракций
  4. Наличие присадок
  5. Внешние условия - давление и температура среды
температура кипения бензина

Легкие фракции в составе бензина начинают кипеть при более низкой температуре, тяжелые кипят при более высокой температуре. Грамотно подобрав их соотношение и добавив присадки, можно получить оптимальную для двигателя динамику испарения жидкости с обеспечением всех важных инеобходимых характеристик - от легкого запуска до эффективного сгорания.

Например, так называемые зимние сорта топлива содержат повышенную долю легких фракций, благодаря чему они легче испаряются в условиях низких температур и облегчают пуск автомобильного двигателя.

Состав бензина: ГОСТ

Согласно стандартным требованиям ГОСТа, установлены следующие контрольные точки при определении фракционного состава бензинов:

Начало перегонки (кипения), не ниже +30°C
10% отгоняется при температуре, не выше +70°C
50% отгоняется при температуре, не выше +120°C
90% отгоняется при температуре, не выше +180°C
Конец кипения, не выше +210°C

Для зимних сортов топлива температура 10%-ной отгонки не должна превышать 0°C. Это обеспечивает хорошую испаряемость при низких температурах и облегчает пуск холодного двигателя в зимний период времени.

Связь с другими характеристиками бензина

Температура кипения влияет и на другие важные показатели качества бензина:

  • Октановое число - показательная характеристика детонационной стойкости. Чем ниже температуры кипения последних фракций, тем выше само октановое число.
  • Температура вспышки - это температура воспламенения паров бензина. Низкокипящие фракции напрямую влияют на этот вжный показатель.
  • Температура самовоспламенения: это зависит от состава каждого топлива.

Кроме того, от температуры кипения зависит и скорость выделения паров в процессе испарения бензина, что влияет на так называемую полноту сгорания.

Особенности авиационных бензинов

К топливу для авиации предъявляются всегда особые повышенные требования, поскольку от его характеристик напрямую зависит безопасность всех полетов. У авиационных бензинов жестко регламентирован фракционный состав с ограничением как легких, так и тяжелых фракций.

Температура начала кипения для таких бензинов не ниже +38°C, 10% объема отгоняется при температуре не выше +77°C. Температура 50% отгонки составляет +110°...+120°C. Основное отличие авиационных бензинов от любых других - в более узком температурном интервале кипения основной фракции.

Самолет Цессна

Температура кипения при различном давлении

Температура кипения любой жидкости, в том числе и бензина, существенно зависит от общего давления. В условиях пониженного давления на высоте кипение может начаться и при более низких температурах. Это надо всегда заранее учитывать.

В расчете на уровень моря температура в цилиндре двигателя может достигать +900°...+1000°С, поэтому фактическая температура кипения бензина там значительно выше той, которая бывает заявлена производителями.

Температура кипения бензина АИ 92 и АИ 95

Марки бензина АИ 92 и АИ 95 отличаются октановым числом, характеризующим детонационную стойкость. По температуре кипения они практически идентичны:

  • Начало кипения - +25°...+40°C
  • 10% - не выше +65°C
  • 50% - не выше +120°C
  • 90% - не выше +180°C

Небольшое отличие может быть в содержании легких фракций, влияющих на испаряемость при низких температурах.

Изменение свойств при хранении

При длительном хранении из бензина испаряются легкокипящие фракции, что может в свою очередь затруднить запуск автомобильного двигателя. Кроме того, окисление приводит к образованию пределенных смол, забивающих топливную систему и ухудшающих необходимое воспламенение.

Безопасное хранение бензина

Чтобы минимизировать потери свойств бензином при хранении, необходимо соблюдать ряд правил, а именно:

  • Хранить бензин в герметичной таре из непористого материала
  • Заполнять тару бензином на 95-98% объема
  • Исключить попадания воздуха и влаги
  • Соблюдать температурный режим хранения, не выше +25°С

Оптимальный объем тары для хранения бензина составляет 10-20 литров. Потому что слишком большие емкости увеличивают потери от испарения при отборе топлива.

Расчет объема хранимого бензина

Для определения необходимого объема емкостей можно воспользоваться следующей формулой:

V(литры) = D x N x K

где:

  • D - суточная потребность в бензине, литры
  • N - период автономного использования, сутки
  • K - коэффициент резерва (1,1-1,5)

Например, при расходе 50 литров в сутки, запасе на 20 дней и резерве 20% объем бака должен составлять:

V = 50 x 20 x 1,2 = 1200 литров

Эксплуатация техники на бензине

Чтобы продлить ресурс двигателя при работе на бензине, настоятельно рекомендуется:

  • Использовать топливо рекомендованной производителем марки
  • Менять масло по установленному регламенту
  • Периодически следить за чистотой воздушного фильтра
  • Не допускать перегрева самого двигателя

Эти простые меры, доступные каждому, помогут избежать преждевременного выхода из строя узлов из-за отложений и нагара от низкокачественного топлива.

Правила заправки топливом

При заправке автомобиля или другой техники с двигателем внутреннего сгорания важно соблюдать следующие правила:

  1. Заглушить двигатель перед заправкой
  2. Использовать воронку при заправке из канистры
  3. Не допускать попадания посторонних частиц в бак
  4. Следить, чтобы не происходило разбрызгивания топлива
  5. Не заправлять полный бак под завязку

Соблюдение этих несложных рекомендаций позволит избежать возгорания бензина, попадания вредных примесей в топливную систему и нештатных ситуаций при работе двигателя.

Первая помощь при отравлении бензином

Пары бензина ядовиты и опасны для здоровья. Признаки отравления:

  • Головная боль, головокружение
  • Тошнота, рвота
  • Кашель, затрудненное дыхание

Первая помощь при отравлении:

  1. Вывести пострадавшего на свежий воздух
  2. Уложить, приподнять ноги
  3. Освободить от стесняющей одежды
  4. Вызвать скорую при ухудшении состояния

Экологические аспекты использования бензина

Бензин, как и другие нефтепродукты, наносит ущерб окружающей среде. Основные проблемы:

  • Загрязнение почв и грунтовых вод при утечках
  • Выбросы вредных веществ при сжигании в двигателях
  • Парниковый эффект от выхлопных газов

Для снижения экологического ущерба необходим постепенный переход на альтернативные виды топлива и электромобили.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.