Социальные ситуации, в которых растет ребенок, определяют особенности его развития и поведения. Давайте разберемся, какие ситуации характерны для каждого возраста дошкольника и как они влияют на формирование его личности.
Понятие социальной ситуации развития дошкольника
Социальная ситуация развития - это система отношений между ребенком и окружающим миром, складывающаяся на каждом возрастном этапе.
Это понятие ввел выдающийся советский психолог Лев Выготский в 1930-х годах. Он считал, что социальная ситуация тесно связана с возрастными кризисами и перестраивается в периоды их возникновения. Таким образом задается новое направление развития личности ребенка.
Специфика социальной ситуации развития состоит в содержании задач, противоречий, которые необходимо разрешить ребенку для преодоления кризисного периода и дальнейшего развития.
Структурными компонентами социальной ситуации являются:
- характерное для данного возраста окружение ребенка;
- типичные формы его активности и поведения;
- преобладающий вид деятельности;
- основные типы общения с другими людьми.
Характеристика социальных ситуаций в младшем дошкольном возрасте
В младшем дошкольном возрасте (3-4 года) ребенок в основном взаимодействует с членами своей семьи, хотя постепенно в его жизни начинают появляться первые друзья и сверстники.
Типичным поведением в этом возрасте является подражание взрослым. Малыш с удовольствием помогает родителям в их делах и повторяет их действия. Его главный девиз: "Я сам!".
Ведущей деятельностью становится игра. Формируются предпосылки для участия ребенка в сюжетно-ролевых играх, хотя они еще просты по содержанию.
В общении доминирует эмоционально-практический компонент - малышу важно выразить себя, привлечь внимание, получить отклик на свои действия. Но постепенно у общения формируется и познавательная сторона - ребенок задает огромное количество вопросов о мире, который его окружает.
Ситуации развития в среднем дошкольном возрасте
В период с 4 до 5 лет ребенок переходит из младшего в средний дошкольный возраст. В этот период его социальное окружение расширяется - повышается значимость не только семьи, но и сверстников. Формируется детский коллектив в виде группы детского сада.
В поведении ребенка проявляются новые черты. Одна из главных - детская "почемучка". Ребенок задает огромное количество вопросов, вовлекается в деятельность взрослых и старается им помочь.
Игровая деятельность остается ведущей, но игры становятся более содержательными. Дети тщательнее готовят свои сюжетно-ролевые игры: создают необходимые условия, подбирают атрибуты, распределяют роли.
Общение также усложняется - появляется ситуативно-деловая его форма, связанная с совместными играми детей. Речь при этом выполняет преимущественно игровую функцию, являясь "инструментом" взаимодействия со сверстниками.
Характерные ситуации для старших дошкольников
В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) определяющую роль в жизни ребенка начинают играть уже не члены его семьи, а сверстники.
Ребенка все больше интересует мир взрослых - их взаимоотношения, правила поведения и социальные роли. Взрослый становится для него образцом, источником новых знаний и эталоном морали.
Усложняется ведущая игровая деятельность - теперь у игр появляются четкие правила и распределенные роли между участниками. Игра имитирует события из реального мира.
Появляется внеситуативно-личностное общение, выходящее за рамки конкретной игровой ситуации. Дети активно обсуждают различные события, делятся впечатлениями.
Зависимость социальной ситуации от культурных практик
Под культурными практиками понимают разнообразные виды самостоятельной деятельности детей, основанные на их интересах и складывающиеся в процессе взаимодействия с окружающим миром.
Они играют важную роль в развитии ребенка, помогая ему осваивать социальный опыт. Благодаря культурным практикам у дошкольника формируется общая культура поведения и отношения к действительности.
В детском саду используются такие практики как творческие мастерские, музыкально-театрализованная деятельность, различные игры, чтение книг, коллективный труд. Они помогают ребенку освоить правила, принятые в обществе.
Как культурные практики формируют культуру поведения
Благодаря использованию различных культурных практик у дошкольников вырабатываются полезные привычки культурного поведения.
Например, с помощью сюжетно-ролевых игр дети учатся распределять роли и обязанности, уважать интересы других участников. Театрализованные представления помогают лучше понимать чувства окружающих.
Очень важны практики, формирующие культурно-гигиенические навыки - умение аккуратно есть, мыть руки, одеваться. Это становится частью культуры поведения ребенка.
Родительские практики и их воздействие на ребенка
Родительские практики - это стиль воспитания, который реализуют в семье. Он оказывает огромное влияние на социальную ситуацию развития дошкольника.
Гармоничный стиль с поощрением самостоятельности ребенка оптимален. А вот излишняя строгость, наказания, гиперопека могут негативно повлиять на развитие.
Для эффективного взаимодействия нужен диалог между родителями и педагогами. Это поможет направить воспитание в русло, благоприятное для становления личности.
Как определить оптимальную социальную ситуацию
Чтобы понять, насколько благополучна социальная ситуация развития дошкольника, стоит обратить внимание на ряд показателей.
В их числе доминирующее настроение ребенка, особенности общения с другими людьми, спектр его увлечений и интересов, успешность овладения различными навыками.
Современные тенденции в социализации дошкольников
Сегодня процесс социализации дошкольника претерпевает существенные изменения под влиянием гаджетов и социальных сетей.
С одной стороны, гаджеты открывают новые возможности для общения и развития. Но с другой - несут угрозы игро- и интернет-зависимости, снижения социальной активности.
Поэтому очень важно разумно использовать цифровые устройства, ограничивая время пребывания ребенка в виртуальном пространстве. Необходим баланс между онлайн и офлайн активностью.
Рекомендации по организации офлайн активности
Чтобы сбалансировать интернет и реальное общение, полезно:
- Чаще гулять всей семьей, посещать музеи, театры, выставки;
- Записать ребенка в спортивные или творческие кружки;
- Организовывать совместные игры и занятия дома;
- Поощрять живое общение со сверстниками.
Рекомендуемый допустимый онлайн
А вот и некоторые полезные цифровые ресурсы, которые можно использовать в разумных пределах:
- Развивающие мультфильмы и игры (по 30 минут в день);
- Детские обучающие платформы и приложения (до 1 часа);
- Видео-общение с родственниками и друзьями (30 минут).
Подготовка к новой социальной роли школьника
Переход к школьному этапу - важная социальная трансформация для ребенка. Что можно сделать для подготовки:
- Формировать самостоятельность и ответственность;
- Развивать умение следовать правилам и режиму;
- Учить общаться со старшими и сверстниками.
Рекомендации родителям будущих первоклассников
Родителям ребенка, который скоро пойдет в школу, также следует:
- Постепенно приучать к режиму и распорядку школьного дня;
- Развивать внимание и память с помощью игр и упражнений;
- Читать книги о школе, обсуждать возможные трудности.
Такой настрой значительно облегчит адаптацию ребенка к новому этапу социализации в роли школьника.
Как избежать проблем при поступлении в школу
Чтобы предотвратить проблемы с адаптацией к школе, важно:
- Не пугать ребенка трудностями и объемом учебы;
- Не сравнивать его с достижениями других детей;
- Поддерживать при неудачах и хвалить даже за небольшие успехи.
Это позволит минимизировать стресс и комфортно войти в новый коллектив и распорядок.
Как родители могут помочь первокласснику
В первые месяцы учебы целесообразно:
- Интересоваться школьными делами, не давя;
- Организовать режим дня и отдыха;
- Помогать с уроками без навязывания помощи.
Такой подход обеспечит комфортную психологическую ситуацию для социализации ребенка в новом коллективе.