Деятельностный подход - это основа современной педагогики

Деятельностный подход в образовании берет свое начало в работах отечественных психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина. Согласно этому подходу, развитие личности в системе образования обеспечивается формированием универсальных учебных действий, которые выступают основой учебно-воспитательного процесса.

Концепция деятельностного подхода заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Ученики "открывают" их сами в процессе исследовательской деятельности под руководством учителя.

Сущность деятельностного подхода в образовании

Деятельностный подход в образовании базируется на идеях Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и других отечественных психологов о том, что психика и сознание человека формируются в процессе деятельности. Согласно деятельностному подходу, именно активная учебно-познавательная деятельность обучающихся является движущей силой процесса обучения и развития личности.

Основные принципы деятельностного подхода:

  • Обучение строится не как простая трансляция знаний от учителя к ученикам, а как организация активной познавательной деятельности учащихся.
  • В центре обучения находится сам обучающийся, его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад.
  • Задача учителя - создать условия для инициативы и самостоятельности учащихся в учебном процессе.

Такой подход позволяет обеспечить:

  • активную позицию обучающихся в образовательном процессе;
  • осознанное усвоение знаний и умений;
  • развитие познавательных и творческих способностей личности.

Деятельностный подход нацелен на развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных способов деятельности.

Ученики участвуют в практическом занятии с использованием блоков

Принципы реализации деятельностного подхода

Деятельностный подход в образовании это концепция обучения, в которой на первом месте стоит не просто усвоение знаний, а развитие личности учащегося в процессе его собственной активной учебно-познавательной деятельности. Деятельностный подход реализуется через систему дидактических принципов.

  • Принцип деятельности - включение учащихся в активную самостоятельную учебно-познавательную деятельность;
  • Принцип непрерывности - преемственность между всеми ступенями и этапами учебного процесса;
  • Принцип целостности - формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире);

Эти принципы направлены на вовлечение учащихся в процесс самостоятельного «открытия» знаний, на формирование умения учиться. Реализация деятельностного подхода способствует развитию личности, готовой к непрерывному самообразованию, овладению ключевыми компетентностями, составляющими основу умения учиться.

Принцип деятельности Активная самостоятельная познавательная деятельность учащихся
Принцип непрерывности Преемственность этапов и ступеней обучения
Принцип целостности Формирование целостной картины мира

Таким образом, принципы деятельностного подхода направлены на активизацию и интенсификацию учебного процесса, на развитие познавательной самостоятельности и творческого потенциала личности.

Формирование учебной деятельности у учащихся

Деятельностный подход это концепция, в которой учебная деятельность понимается как ведущий фактор развития личности. Формирование полноценной учебной деятельности - одна из важнейших задач современной школы.

Структура учебной деятельности включает следующие компоненты:

  • Учебная мотивация
  • Учебная цель
  • Учебная задача
  • Учебные действия и операции
  • Действия контроля и самоконтроля
  • Действия оценки и самооценки

Рассмотрим подробнее каждый из компонентов

Учебная мотивация - это то, что побуждает ученика выполнять учебную деятельность. Мотивами могут быть интерес к самому процессу учения, познавательные потребности, стремление приобрести новые знания и умения, достичь успеха и т.д.

Цель учебной деятельности определяется требованиями программы обучения и задается извне, но может уточняться и детализироваться самим учеником.

Учебная задача конкретизирует цель и направляет ученика на ее достижение в определенных условиях.

Учебные действия - это способы, которыми ученик пользуется, чтобы решить учебную задачу и достичь поставленной цели, например запоминание, сравнение, классификация, анализ, установление причинно-следственных связей и др.

Действия контроля, самоконтроля необходимы для отслеживания правильности и полноты выполнения действий. Действия оценки, самооценки позволяют соотнести полученный результат с целью.

Таким образом, формирование учебной деятельности - это процесс поэтапного овладения школьником всеми ее компонентами, процесс превращения внешней деятельности во внутреннюю, умственную. От этого зависит развитие способности самостоятельно ставить учебные цели, выбирать способы их достижения, контролировать и оценивать свою деятельность.

Учитель объясняет ученикам математические уравнения у доски

Деятельностный подход в рамках образовательных технологий

Деятельностный подход это основа многих современных образовательных технологий, так как именно он позволяет эффективно организовать активную познавательную и практическую деятельность учащихся.

Одной из наиболее известных технологий деятельностной направленности является технология проблемного обучения. Ее суть заключается в следующем:

  • Постановка проблемной ситуации
  • Актуализация имеющихся знаний учеников
  • Формирование проблемы и постановка учебной задачи
  • Поиск способов и средств решения проблемы
  • Решение проблемы
  • Проверка правильности решения

Другой пример - технология проектного обучения. Проектная деятельность включает следующие этапы:

  • Выбор темы и целеполагание
  • Разработка плана действий по достижению целей
  • Выполнение запланированных действий, текущий контроль
  • Подведение итогов, оценка достигнутых результатов

Использование деятельностного подхода в рамках современных образовательных технологий позволяет существенно повысить эффективность учебного процесса, мотивацию и познавательную активность учащихся.

Преимущества деятельностного подхода в обучении

Деятельностный подход в образовании это подход, ориентированный прежде всего на развитие личности ученика в процессе его собственной активной учебно-познавательной деятельности. К основным преимуществам деятельностного подхода относятся:

  • Повышение мотивации и интереса к учению
  • Глубокое, осознанное и прочное усвоение знаний и умений
  • Формирование ключевых компетенций: решение проблем, критическое мышление, работа с информацией и др.
  • Овладение навыками сотрудничества и коммуникации
  • Развитие самостоятельности и ответственности
  • Подготовка к непрерывному самообразованию и саморазвитию

В отличие от традиционного обучения, где ученики в основном пассивно воспринимают и воспроизводят информацию, при деятельностном подходе обеспечивается активное исследовательское участие каждого ребенка на основе его интереса и субъективного опыта.

Деятельностный подход позволяет выстроить обучение не как трансляцию готовых истин, а как процесс «открытия» их учениками. Это принципиально меняет психологические механизмы усвоения знаний.

Реализация деятельностного подхода на разных этапах обучения

Деятельностный подход в образовании это подход, который может успешно применяться на всех ступенях и этапах обучения. Рассмотрим особенности его реализации в начальной, основной и старшей школе.

В начальных классах очень важно сформировать у ребенка основные компоненты полноценной учебной деятельности: умения ставить цели, планировать работу, осуществлять самоконтроль и самооценку. Этому способствуют приемы деятельностного метода:

  • Постановка познавательных задач
  • Дидактические игры
  • Учебное сотрудничество

В основной школе расширяются возможности применения исследовательского и проектного методов. Это позволяет учащимся самостоятельно осваивать познавательную деятельность в ходе изучения разных предметных областей и добывания новых знаний.

В старшей школе на первый план выходит задача подготовки учащихся к осознанному профессиональному выбору и самоопределению в жизни. Решению этой задачи также способствует использование методов проектной и исследовательской деятельности.

Деятельностный подход и формирование универсальных учебных действий

Деятельностный подход в образовании это подход, который направлен прежде всего на формирование универсальных учебных действий (УУД). УУД - это обобщенные способы действий, обеспечивающие умение учиться.

Можно выделить следующие группы УУД:

  • Личностные действия (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)
  • Регулятивные действия (целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование)
  • Познавательные действия (поиск и переработка информации, моделирование, логические операции)
  • Коммуникативные действия (планирование сотрудничества, постановка вопросов, управление поведением партнера, умение выражать свои мысли)

Как видно из приведенной классификации, все группы универсальных учебных действий непосредственно связаны с осуществлением активной самостоятельной деятельности учащихся. Поэтому именно деятельностный подход позволяет эффективно формировать УУД в процессе изучения конкретных учебных предметов.

Владение универсальными учебными действиями является ключевым показателем готовности учащихся к дальнейшему образованию, освоению новых компетентностей и саморазвитию на протяжении всей жизни.

Методы и приемы деятельностного обучения

Деятельностный подход в образовании это не просто идея организации активной и самостоятельной учебной работы учащихся. Это конкретные методы и приемы, которые обеспечивают эффективное усвоение знаний и развитие универсальных учебных действий.

К основным методам деятельностного обучения относятся:

  • Проблемно-диалогический метод (обучение в форме диалога учителя и учеников)
  • Метод проектов (выполнение учебных проектов)
  • Исследовательский метод (самостоятельное исследование, решение поисковых и творческих задач)

Эти методы предполагают использование различных деятельностных приемов, таких как:

  • Приемы актуализации субъективного опыта учащихся
  • Постановка и решение учебной проблемы
  • Рефлексивные приемы (итоговое осмысление изученного)
  • Приемы формирования навыков сотрудничества

Главная задача учителя при использовании данных методов и приемов - создать условия для появления у учащихся внутренней потребности включиться в активную деятельность и самостоятельно «открывать» и присваивать новые знания.

Развитие личности учащегося при деятельностном подходе

Деятельностный подход - это подход в образовании, при котором основное внимание уделяется активной учебно-познавательной деятельности учащихся. Это означает, что обучение строится не как процесс передачи знаний от учителя к ученику, а как процесс организации активной познавательной и практической деятельности учащихся по овладению знаниями.

При использовании деятельностного подхода происходит эффективное развитие личности учащегося, так как:

  • Ученик становится активным субъектом учебной деятельности, а не пассивным объектом
  • Происходит формирование универсальных учебных действий, которые развивают способности учащегося
  • Активная деятельность способствует лучшему усвоению знаний и навыков
  • Учитываются интересы и склонности ученика при выборе видов деятельности
  • Создаются условия для самореализации личности

Таким образом, деятельностный подход позволяет реализовать личностно-ориентированное обучение, направленное на развитие и саморазвитие учащегося. Ребенок раскрывает свой потенциал, учится ставить цели, планировать действия для их достижения, что очень важно для формирования активной жизненной позиции и успешной социализации.

Применение деятельностного подхода требует от учителя высокого педагогического мастерства, умения организовать продуктивную деятельность учащихся. Но результатом становится воспитание личности, готовой к саморазвитию и самообразованию на протяжении всей жизни.

Перспективы применения деятельностного подхода

Деятельностный подход в образовании имеет большие перспективы для дальнейшего развития. Этот подход позволяет реализовать активное, личностно-ориентированное обучение, направленное на развитие универсальных компетенций и активной жизненной позиции учащихся.

Внедрение деятельностного подхода требует пересмотра содержания образования, форм и методов обучения. Необходима разработка учебных программ и методических рекомендаций для учителей по организации активной познавательной деятельности учащихся. Важно также повышение квалификации педагогов.

Перспективным направлением является интеграция деятельностного подхода с современными образовательными технологиями, такими как проектная деятельность, проблемное обучение, ИКТ и др. Это позволит сделать образовательный процесс еще более насыщенным и эффективным с точки зрения формирования навыков и компетенций.

Большие возможности дает применение деятельностного подхода во внеурочной работе - различные факультативы, кружки, секции. Это создает дополнительные условия для выявления и развития творческого потенциала личности.

Расширение применения деятельностного подхода возможно также в среднем и высшем образовании. Это позволит подготовить выпускников, владеющих не только предметными знаниями, но и развитыми универсальными компетенциями, способных к самообразованию и осознанному выбору жизненного пути.

Таким образом, деятельностный подход открывает новые горизонты для развития системы образования в целом. Главной задачей является насыщение образовательного процесса разнообразными видами активной, личностно- и социально значимой деятельности учащихся для полноценного развития их интеллектуального и творческого потенциала.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.