Деятельностный подход в образовании берет свое начало в работах отечественных психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина. Согласно этому подходу, развитие личности в системе образования обеспечивается формированием универсальных учебных действий, которые выступают основой учебно-воспитательного процесса.
Концепция деятельностного подхода заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Ученики "открывают" их сами в процессе исследовательской деятельности под руководством учителя.
Сущность деятельностного подхода в образовании
Деятельностный подход в образовании базируется на идеях Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и других отечественных психологов о том, что психика и сознание человека формируются в процессе деятельности. Согласно деятельностному подходу, именно активная учебно-познавательная деятельность обучающихся является движущей силой процесса обучения и развития личности.
Основные принципы деятельностного подхода:
- Обучение строится не как простая трансляция знаний от учителя к ученикам, а как организация активной познавательной деятельности учащихся.
- В центре обучения находится сам обучающийся, его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад.
- Задача учителя - создать условия для инициативы и самостоятельности учащихся в учебном процессе.
Такой подход позволяет обеспечить:
- активную позицию обучающихся в образовательном процессе;
- осознанное усвоение знаний и умений;
- развитие познавательных и творческих способностей личности.
Деятельностный подход нацелен на развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных способов деятельности.
Принципы реализации деятельностного подхода
Деятельностный подход в образовании это концепция обучения, в которой на первом месте стоит не просто усвоение знаний, а развитие личности учащегося в процессе его собственной активной учебно-познавательной деятельности. Деятельностный подход реализуется через систему дидактических принципов.
- Принцип деятельности - включение учащихся в активную самостоятельную учебно-познавательную деятельность;
- Принцип непрерывности - преемственность между всеми ступенями и этапами учебного процесса;
- Принцип целостности - формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире);
Эти принципы направлены на вовлечение учащихся в процесс самостоятельного «открытия» знаний, на формирование умения учиться. Реализация деятельностного подхода способствует развитию личности, готовой к непрерывному самообразованию, овладению ключевыми компетентностями, составляющими основу умения учиться.
Принцип деятельности | Активная самостоятельная познавательная деятельность учащихся |
Принцип непрерывности | Преемственность этапов и ступеней обучения |
Принцип целостности | Формирование целостной картины мира |
Таким образом, принципы деятельностного подхода направлены на активизацию и интенсификацию учебного процесса, на развитие познавательной самостоятельности и творческого потенциала личности.
Формирование учебной деятельности у учащихся
Деятельностный подход это концепция, в которой учебная деятельность понимается как ведущий фактор развития личности. Формирование полноценной учебной деятельности - одна из важнейших задач современной школы.
Структура учебной деятельности включает следующие компоненты:
- Учебная мотивация
- Учебная цель
- Учебная задача
- Учебные действия и операции
- Действия контроля и самоконтроля
- Действия оценки и самооценки
Рассмотрим подробнее каждый из компонентов
Учебная мотивация - это то, что побуждает ученика выполнять учебную деятельность. Мотивами могут быть интерес к самому процессу учения, познавательные потребности, стремление приобрести новые знания и умения, достичь успеха и т.д.
Цель учебной деятельности определяется требованиями программы обучения и задается извне, но может уточняться и детализироваться самим учеником.
Учебная задача конкретизирует цель и направляет ученика на ее достижение в определенных условиях.
Учебные действия - это способы, которыми ученик пользуется, чтобы решить учебную задачу и достичь поставленной цели, например запоминание, сравнение, классификация, анализ, установление причинно-следственных связей и др.
Действия контроля, самоконтроля необходимы для отслеживания правильности и полноты выполнения действий. Действия оценки, самооценки позволяют соотнести полученный результат с целью.
Таким образом, формирование учебной деятельности - это процесс поэтапного овладения школьником всеми ее компонентами, процесс превращения внешней деятельности во внутреннюю, умственную. От этого зависит развитие способности самостоятельно ставить учебные цели, выбирать способы их достижения, контролировать и оценивать свою деятельность.
Деятельностный подход в рамках образовательных технологий
Деятельностный подход это основа многих современных образовательных технологий, так как именно он позволяет эффективно организовать активную познавательную и практическую деятельность учащихся.
Одной из наиболее известных технологий деятельностной направленности является технология проблемного обучения. Ее суть заключается в следующем:
- Постановка проблемной ситуации
- Актуализация имеющихся знаний учеников
- Формирование проблемы и постановка учебной задачи
- Поиск способов и средств решения проблемы
- Решение проблемы
- Проверка правильности решения
Другой пример - технология проектного обучения. Проектная деятельность включает следующие этапы:
- Выбор темы и целеполагание
- Разработка плана действий по достижению целей
- Выполнение запланированных действий, текущий контроль
- Подведение итогов, оценка достигнутых результатов
Использование деятельностного подхода в рамках современных образовательных технологий позволяет существенно повысить эффективность учебного процесса, мотивацию и познавательную активность учащихся.
Преимущества деятельностного подхода в обучении
Деятельностный подход в образовании это подход, ориентированный прежде всего на развитие личности ученика в процессе его собственной активной учебно-познавательной деятельности. К основным преимуществам деятельностного подхода относятся:
- Повышение мотивации и интереса к учению
- Глубокое, осознанное и прочное усвоение знаний и умений
- Формирование ключевых компетенций: решение проблем, критическое мышление, работа с информацией и др.
- Овладение навыками сотрудничества и коммуникации
- Развитие самостоятельности и ответственности
- Подготовка к непрерывному самообразованию и саморазвитию
В отличие от традиционного обучения, где ученики в основном пассивно воспринимают и воспроизводят информацию, при деятельностном подходе обеспечивается активное исследовательское участие каждого ребенка на основе его интереса и субъективного опыта.
Деятельностный подход позволяет выстроить обучение не как трансляцию готовых истин, а как процесс «открытия» их учениками. Это принципиально меняет психологические механизмы усвоения знаний.
Реализация деятельностного подхода на разных этапах обучения
Деятельностный подход в образовании это подход, который может успешно применяться на всех ступенях и этапах обучения. Рассмотрим особенности его реализации в начальной, основной и старшей школе.
В начальных классах очень важно сформировать у ребенка основные компоненты полноценной учебной деятельности: умения ставить цели, планировать работу, осуществлять самоконтроль и самооценку. Этому способствуют приемы деятельностного метода:
- Постановка познавательных задач
- Дидактические игры
- Учебное сотрудничество
В основной школе расширяются возможности применения исследовательского и проектного методов. Это позволяет учащимся самостоятельно осваивать познавательную деятельность в ходе изучения разных предметных областей и добывания новых знаний.
В старшей школе на первый план выходит задача подготовки учащихся к осознанному профессиональному выбору и самоопределению в жизни. Решению этой задачи также способствует использование методов проектной и исследовательской деятельности.
Деятельностный подход и формирование универсальных учебных действий
Деятельностный подход в образовании это подход, который направлен прежде всего на формирование универсальных учебных действий (УУД). УУД - это обобщенные способы действий, обеспечивающие умение учиться.
Можно выделить следующие группы УУД:
- Личностные действия (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)
- Регулятивные действия (целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование)
- Познавательные действия (поиск и переработка информации, моделирование, логические операции)
- Коммуникативные действия (планирование сотрудничества, постановка вопросов, управление поведением партнера, умение выражать свои мысли)
Как видно из приведенной классификации, все группы универсальных учебных действий непосредственно связаны с осуществлением активной самостоятельной деятельности учащихся. Поэтому именно деятельностный подход позволяет эффективно формировать УУД в процессе изучения конкретных учебных предметов.
Владение универсальными учебными действиями является ключевым показателем готовности учащихся к дальнейшему образованию, освоению новых компетентностей и саморазвитию на протяжении всей жизни.
Методы и приемы деятельностного обучения
Деятельностный подход в образовании это не просто идея организации активной и самостоятельной учебной работы учащихся. Это конкретные методы и приемы, которые обеспечивают эффективное усвоение знаний и развитие универсальных учебных действий.
К основным методам деятельностного обучения относятся:
- Проблемно-диалогический метод (обучение в форме диалога учителя и учеников)
- Метод проектов (выполнение учебных проектов)
- Исследовательский метод (самостоятельное исследование, решение поисковых и творческих задач)
Эти методы предполагают использование различных деятельностных приемов, таких как:
- Приемы актуализации субъективного опыта учащихся
- Постановка и решение учебной проблемы
- Рефлексивные приемы (итоговое осмысление изученного)
- Приемы формирования навыков сотрудничества
Главная задача учителя при использовании данных методов и приемов - создать условия для появления у учащихся внутренней потребности включиться в активную деятельность и самостоятельно «открывать» и присваивать новые знания.
Развитие личности учащегося при деятельностном подходе
Деятельностный подход - это подход в образовании, при котором основное внимание уделяется активной учебно-познавательной деятельности учащихся. Это означает, что обучение строится не как процесс передачи знаний от учителя к ученику, а как процесс организации активной познавательной и практической деятельности учащихся по овладению знаниями.
При использовании деятельностного подхода происходит эффективное развитие личности учащегося, так как:
- Ученик становится активным субъектом учебной деятельности, а не пассивным объектом
- Происходит формирование универсальных учебных действий, которые развивают способности учащегося
- Активная деятельность способствует лучшему усвоению знаний и навыков
- Учитываются интересы и склонности ученика при выборе видов деятельности
- Создаются условия для самореализации личности
Таким образом, деятельностный подход позволяет реализовать личностно-ориентированное обучение, направленное на развитие и саморазвитие учащегося. Ребенок раскрывает свой потенциал, учится ставить цели, планировать действия для их достижения, что очень важно для формирования активной жизненной позиции и успешной социализации.
Применение деятельностного подхода требует от учителя высокого педагогического мастерства, умения организовать продуктивную деятельность учащихся. Но результатом становится воспитание личности, готовой к саморазвитию и самообразованию на протяжении всей жизни.
Перспективы применения деятельностного подхода
Деятельностный подход в образовании имеет большие перспективы для дальнейшего развития. Этот подход позволяет реализовать активное, личностно-ориентированное обучение, направленное на развитие универсальных компетенций и активной жизненной позиции учащихся.
Внедрение деятельностного подхода требует пересмотра содержания образования, форм и методов обучения. Необходима разработка учебных программ и методических рекомендаций для учителей по организации активной познавательной деятельности учащихся. Важно также повышение квалификации педагогов.
Перспективным направлением является интеграция деятельностного подхода с современными образовательными технологиями, такими как проектная деятельность, проблемное обучение, ИКТ и др. Это позволит сделать образовательный процесс еще более насыщенным и эффективным с точки зрения формирования навыков и компетенций.
Большие возможности дает применение деятельностного подхода во внеурочной работе - различные факультативы, кружки, секции. Это создает дополнительные условия для выявления и развития творческого потенциала личности.
Расширение применения деятельностного подхода возможно также в среднем и высшем образовании. Это позволит подготовить выпускников, владеющих не только предметными знаниями, но и развитыми универсальными компетенциями, способных к самообразованию и осознанному выбору жизненного пути.
Таким образом, деятельностный подход открывает новые горизонты для развития системы образования в целом. Главной задачей является насыщение образовательного процесса разнообразными видами активной, личностно- и социально значимой деятельности учащихся для полноценного развития их интеллектуального и творческого потенциала.