Полис (др.-греч. πόλις) — понятие, обозначавшее в Древней Греции и античном мире город-государство. Это была особая форма политической организации общества, при которой город выступал политическим, экономическим и культурным центром окружающей его территории.
С течением времени значение этого термина менялось. В современном словоупотреблении под полисом чаще понимается страховой документ. Однако изучение феномена полиса как уникального социально-политического явления античности представляет несомненный интерес. Итак, рассмотрим значение слова "полис" и эволюцию этого явления.
Полис эпохи архаики: зарождение и становление
Полис как форма государственного устройства зародился в Древней Греции в период архаики (VIII-VI вв. до н.э.). В это время происходит становление городов-государств на основе объединения нескольких сельских поселений вокруг общего городского центра. Каждый полис обладал собственной территорией, включавшей город и окружающую сельскохозяйственную округу, а также независимостью во внутренних делах и внешней политике. Граждане полиса имели определенные права и обязанности.
- Полисы возникали на основе синойкизма - объединения нескольких родовых общин.
- Экономической основой полиса было сочетание общинной и частной собственности.
Важную роль в становлении полисов сыграло развитие ремесла и торговли, приведшее к социальному расслоению. Постепенно во главе полисов встала знать, опиравшаяся на дружины воинов. Типичной формой правления в этот период была монархия. К концу архаического периода полисы превратились в сложившиеся города-государства с собственными политическими институтами.
Таким образом, в эпоху архаики произошло зарождение и становление полисной системы Древней Греции, заложившей основы античной цивилизации.
Расцвет и кризис полисной системы в классический период
Классический период в истории Древней Греции (V-IV вв. до н.э.) ознаменовался расцветом полисной системы. Это было время наивысшего подъема экономики, культуры и искусства греческих полисов. Ведущую роль играли Афины и Спарта. В Афинах утвердилась демократия, предоставившая большинству граждан право участия в политической жизни. Спарта сохранила олигархический строй.
Полисы переживали период экономического и культурного подъема. Развивались ремесло, торговля, возникали новые формы организации производства. Процветали философия, литература, архитектура, скульптура. Были созданы выдающиеся образцы античного искусства, оказавшие огромное влияние на мировую культуру.
Однако уже в конце V в. до н.э. полисная система вступила в полосу кризиса, вызванного рядом причин. Главной было исчерпание возможностей рабовладения как способа производства. Обострились социальные противоречия внутри полисов. Возникла угроза олигархического переворота в Афинах. Началась борьба за гегемонию между Афинами и Спартой, приведшая к войне. В ее ходе проявился кризис полисной системы: многие города-государства потеряли независимость.
Таким образом, в классический период полис как форма общественно-политического устройства пережил взлет и начало упадка. Несмотря на кризис, полисные традиции продолжали развиваться и в последующие эпохи античной истории.
Эволюция полисных традиций в эпоху эллинизма
Эпоха эллинизма (IV-I вв. до н.э.) ознаменовалась коренными изменениями в истории древнегреческого мира. В результате завоеваний Александра Македонского греческие полисы утратили независимость и вошли в состав эллинистических монархий. Однако полисные традиции не исчезли, а продолжали развиваться, приспосабливаясь к новым условиям.
В эллинистических государствах сохранялось деление на полисы, которые пользовались автономией в местных делах. Граждане полисов имели право чеканить монету, избирать магистратов, собирать народное собрание. В то же время полисы утратили внешнеполитический суверенитет, их армии вошли в состав войск эллинистических правителей.
Экономические связи между полисами значительно расширились. Активизировалась торговля между городами Средиземноморья. Крупнейшие центры ремесла и торговли превратились в многонациональные города. Появились новые формы объединения городов, такие как симмахия и симполития.
В культурном отношении эллинистическая эпоха была временем интенсивного взаимодействия греческой и восточной цивилизаций. Это привело к появлению оригинальных архитектурных и художественных стилей. Греческая наука достигла высокого уровня в математике, астрономии, медицине.
Таким образом, в эпоху эллинизма полис как форма социально-политической организации претерпел существенную трансформацию, но не исчез, а продолжал играть важную роль в экономической, общественной и культурной жизни греков.
Трансформация понятия «полис» в Новое и Новейшее время
В Новое и Новейшее время произошла существенная трансформация понятия «полис» по сравнению с его первоначальным античным значением. Хотя непосредственная преемственность полисных традиций прервалась в поздней античности, этот термин продолжал использоваться для обозначения города как особого типа поселения и формы самоорганизации горожан.
В эпоху Возрождения обращение гуманистов к наследию античной культуры актуализировало интерес к полису как ячейке античной цивилизации. Полис стал рассматриваться как идеал гармоничного устройства государства и общества.
В Новое время термин «полис» употреблялся по отношению к европейским городам, обладавшим самоуправлением и правами самостоятельного субъекта политики. Так, полисами иногда называли средневековые итальянские города-республики.
В современной науке понятие «полис» сохраняет значение исторического термина, обозначающего город-государство Древней Греции. Вместе с тем некоторые исследователи используют его в качестве идеальной модели для анализа развития и проблем современных городов.
Таким образом, несмотря на коренное изменение социально-политического контекста, понятие «полис» демонстрирует удивительную живучесть и способность трансформировать свое значение в новых исторических условиях.