В статье дается обзор основных направлений зарубежной психологии, которые оформились в 20 веке. Рассматриваются такие ключевые течения, как психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология и гуманистическая психология. Анализируются концепции психического, теории личности, а также подходы к определению нормы и патологии в рамках этих направлений.
Отдельное внимание уделяется вопросу о предмете психологии, развитию представлений о бессознательном, роли социокультурного контекста в формировании личности. Рассматриваются работы таких ключевых фигур, как З. Фрейд, К.Г. Юнг, А. Адлер, Э. Фромм, К. Роджерс.
Статья написана для широкого круга читателей, интересующихся психологией. Материал будет полезен как начинающим психологам, так и тем, кто хочет расширить свои представления об истории развития этой научной дисциплины.
Основные положения психоанализа и его развитие
Психоанализ был основан Зигмундом Фрейдом в конце XIX - начале XX века. Фрейд рассматривал психику человека как многоуровневую структуру, включающую сознание, предсознание и бессознательное. В структуре личности он выделял Оно (бессознательные влечения), Я (сознание) и Сверх-Я (внутренний критик, совесть). По Фрейду, именно бессознательные влечения определяют поведение человека, а сознание лишь рационализирует их проявления. Основным влечением Фрейд считал сексуальное влечение - либидо. Развитие личности происходит через прохождение психосексуальных стадий - оральной, анальной, фаллической, латентной и генитальной. На каждой стадии возможны фиксации либидо, приводящие к неврозам.
Психоанализ оказал огромное влияние на развитие психологии, однако подвергался и критике за чрезмерный пансексуализм. На его основе возникли новые направления: аналитическая психология К.Г. Юнга, индивидуальная психология А. Адлера, неофрейдизм К. Хорни, Э. Фромма, Г.С. Салливана. Они пересмотрели роль сексуальности, обратили внимание на социально-культурные факторы, расширили понимание бессознательного. Но в целом сохранили идею о динамическом взаимодействии сознательного и бессознательного в структуре личности.
Таким образом, психоанализ заложил фундамент для изучения роли бессознательных процессов в психике, механизмов психологической защиты и внутриличностных конфликтов. Его влияние сохраняется до сих пор в психодинамических теориях личности.
Бихевиоризм и его эволюция в необихевиоризм
Бихевиоризм возник в начале XX века в США. Его основоположником считается Джон Уотсон. Бихевиористы изучали только наблюдаемое поведение (от англ. behavior - поведение) и отбрасывали изучение внутренних психических процессов как субъективных. Поведение рассматривалось как система реакций организма на стимулы окружающей среды. Уотсон сформулировал схему S-R: стимул ведет к ответной реакции.
Основным механизмом поведения считалось научение путем сочетания стимулов и реакций. Выделялись классическое и оперантное научение. Классическое научение заключается в образовании условного рефлекса при сочетании нейтрального и безусловного стимулов. Оперантное научение - это закрепление реакций, за которыми следует подкрепление.
Бихевиоризм оказал большое влияние на практическую психологию, в частности, на развитие методов модификации поведения. Однако он подвергался критике за игнорирование сознания, познавательных процессов и внутреннего мира человека. Это привело к возникновению необихевиоризма, который ввел промежуточные переменные между S и R. Наиболее влиятельными стали теории социального научения А. Бандуры и когнитивно-бихевиоральная терапия А. Бека. Они показали роль когнитивных процессов в регуляции поведения.
Ключевые идеи гештальтпсихологии
Гештальтпсихология возникла в Германии в начале XX века. Ее основателями были Макс Вертгеймер, Курт Коффка, Вольфганг Келер. Гештальтисты критиковали ассоцианизм и структурализм в психологии. Они утверждали, что психические явления нельзя сводить к простой сумме элементов.
Центральным понятием гештальтпсихологии является гештальт – целостный образ или структура. Гештальт обладает свойствами, не сводимыми к свойствам составляющих его элементов. Например, мелодия не равна простой сумме нот. Гештальтисты проводили эксперименты, доказывающие наличие "законов" восприятия гештальтов: близости, сходства, замкнутости.
Основным методом гештальтпсихологии был лабораторный эксперимент. Гештальтисты внесли большой вклад в исследование зрительного восприятия, мышления, обучения. Они показали активную роль субъекта в организации поступающей информации в целостные структуры. Идеи гештальтпсихологии повлияли на гуманистическую психологию и гештальт-терапию Ф. Перлза.
Гуманистическая психология Карла Роджерса
Гуманистическая психология возникла в 1950-60х годах в США как реакция на поведенческий и психоаналитический подходы. Ее основоположником считается Карл Роджерс.
В отличие от психоанализа и бихевиоризма, Роджерс считал, что человек изначально положителен, а основным мотивом его поведения является стремление к самоактуализации - реализации своего внутреннего потенциала. Роджерс сформулировал три основных положения:
- Конгруэнтность (согласованность) Я-концепции и опыта.
- Позитивное безусловное принятие и эмпатия как основа личностного роста.
- Самоактуализация как врожденная тенденция к развитию способностей и раскрытию своей сущности.
Роджерс разработал методы гуманистической психотерапии, направленные на создание атмосферы принятия и эмпатии, позволяющей клиенту преодолеть несогласованность Я-концепции и самоактуализироваться. Его идеи оказали большое влияние на гуманистическое направление в психологии и практику консультирования.
Развитие представлений о бессознательном
Классический психоанализ З. Фрейда ввел понятие бессознательного, которое стало ключевым для понимания структуры и динамики личности. Однако последующие психоаналитические школы по-разному интерпретировали это понятие.
- Аналитическая психология К.Г. Юнга выделяет в структуре бессознательного индивидуальное и коллективное бессознательное. Индивидуальное бессознательное содержит вытесненные психические образы, в то время как коллективное бессознательное является вместилищем архаичных образов.
- В рамках неофрейдизма бессознательное рассматривается в более широком социокультурном контексте. Э. Фромм, К. Хорни и другие утверждали, что на бессознательную динамику личности влияют не только внутрипсихические, но и внешние социальные факторы.
Таким образом, в отличие от классического психоанализа, в последующих психоаналитических теориях бессознательное рассматривается более дифференцированно и в более тесной связи с социокультурным контекстом.
Направление | Понимание бессознательного |
Психоанализ З. Фрейда | Единое бессознательное, содержащее вытесненные влечения и желания |
Аналитическая психология К.Г. Юнга | Индивидуальное и коллективное бессознательное |
Неофрейдизм | Бессознательное формируется под влиянием социальных факторов |
В «современной психологии продолжаются дискуссии о природе и структуре бессознательных процессов в психике, однако идея о том, что значительная часть психической реальности протекает вне сферы сознания, является общепризнанной».
Социокультурный контекст формирования личности
Классический психоанализ З. Фрейда и бихевиоризм Дж. Уотсона рассматривали формирование личности преимущественно как результат внутрипсихических процессов. Однако в дальнейшем в зарубежной психологии возникли теории, учитывающие социокультурный контекст.
Во-первых, представители неофрейдизма (К. Хорни, Э. Фромм, Г. Салливан и др.) подчеркивали роль общества в формировании бессознательных структур личности. Например, Э. Фромм выделял несколько базовых социально-психологических «ориентаций», каждая из которых отражает определенный тип общества.
- «Ориентация на обладание» характерна для общества потребления и связана со стремлением человека «иметь» как можно больше.
- «Ориентация на бытие» проявляется в стремлении к самореализации и раскрытию своих талантов и способностей.
С точки зрения Э. Фромма, именно доминирующий в обществе тип ориентации определяет психологическое здоровье или невротизацию личности.
Во-вторых, в социальном научении А. Бандуры была показана роль подражания и моделирования в формировании новых форм поведения. То есть научение происходит не только в результате собственного опыта индивида, но и путем перенимания моделей поведения значимых людей.
В-третьих, в теории социального научения Дж. Роттера было введено понятие локуса контроля - установки личности относительно источника контроля за происходящими с ней событиями. Люди с внешним локусом контроля склонны объяснять свои неудачи внешними обстоятельствами, а люди с внутренним локусом контроля берут на себя ответственность за результаты своей деятельности. При этом локус контроля формируется в процессе социализации.
Таким образом, неофрейдисты, бихевиористы и другие зарубежные психологи продемонстрировали, что социальное окружение играет важную роль в становлении ключевых характеристик и установок личности.
Подходы к определению нормы и патологии
В различных направлениях зарубежной психологии по-разному определялись критерии психологической нормы и патологии личности.
В классическом психоанализе З. Фрейда нормальная личность характеризуется гибким использованием механизмов психологической защиты, позволяющих снижать внутриличностные конфликты между Оно, Эго и Супер-Эго. При этом сами защитные механизмы (вытеснение, проекция, рационализация и др.) являются универсальными и могут проявляться в той или иной степени как у здоровых, так и у невротичных людей.
В бихевиоризме норма определяется через эффективность приспособительного поведения, которое формируется в процессе научения. Нездоровое поведение объясняется дефектами научения.
В аналитической психологии К.Г. Юнга ключевым критерием психологического здоровья является обретение целостной личности, интеграция сознательных и бессознательных элементов в структуре «Самости».
Гуманистическая психология определяет норму через понятие самоактуализации - процесса раскрытия и развития природного потенциала личности при условии наличия целостной Я-концепции. Отклонения от нормы связаны с нарушениями в самовосприятии и самоотношении.
Как видно из приведенных примеров, несмотря на различия, большинство направлений зарубежной психологии определяют психологическое здоровье через понятия целостности, интеграции различных структур личности и успешной адаптации к внешней среде. И наоборот, патология связана с деструкцией, дезинтеграцией личности и снижением приспособляемости.
История становления психологии как научной дисциплины
Психология оформилась в качестве самостоятельной научной дисциплины лишь во второй половине XIX века. До этого взгляды на природу психического носили фрагментарный характер и разрабатывались главным образом в рамках философии и медицины.
Первые научные психологические школы возникли в 1870-1880-х гг. и были сосредоточены на изучении сознания и познавательных процессов с помощью интроспекции. К ним относятся структурализм (В. Вундт), функционализм (У. Джеймс), психофизика (Г. Фехнер, Э. Вебер).
На рубеже XIX-XX вв. произошел кризис «интроспективной психологии сознания» и становление новых подходов, ориентированных на изучение бессознательного и поведения:
- Психоанализ З. Фрейда исследовал роль вытесненных влечений, инстинктов и детских травм в формировании неврозов.
- Бихевиоризм сосредоточился на изучении закономерностей формирования поведенческих реакций в процессе научения.
В дальнейшем на основе психоанализа и бихевиоризма возникли новые влиятельные направления зарубежной психологии:
- Гуманистическая психология (К. Роджерс, А. Маслоу) с ее идеями самоактуализации личности.
- Когнитивная психология, изучающая механизмы познавательной деятельности. Одним из основателей когнитивизма считается Ж. Пиаже с его теорией когнитивного развития.
- Гештальтпсихология с представлением о целостных психических образованиях.
- Глубинная психология, интегрировавшая идеи психоанализа, аналитической психологии и гуманистических теорий в понимании личности.
Благодаря этим и другим направлениям к середине XX века психология окончательно утвердилась как самостоятельная наука со своим понятийным аппаратом, обширным набором исследовательских методов и множеством концепций личности.