Серов, художник: мастер дает творческий импульс

Валентин Александрович Серов (1865-1911) - один из крупнейших русских живописцев и графиков, мастер портрета и пейзажа. Его творчество оказало большое влияние на развитие русского искусства конца XIX - начала XX века.

Серов родился в семье композитора и музыкального критика А.Н. Серова. С детства проявлял художественные способности, учился живописи у И.Е. Репина. В 1880-1885 годах обучался в Петербургской академии художеств. Писал портреты, пейзажи, исторические полотна. С 1888 года участвовал в выставках Товарищества передвижников.

Наиболее известные работы Серова - портреты Александра III, великого князя Павла Александровича, М.А. Кузнецовой, М.Н. Ермоловой, О.Л. Книппер-Чеховой, М.Н. Якунчиковой и других. Выдающееся место в творчестве художника занимают портреты детей.

Детство и юность художника

Серов, художник: биография. Валентин Серов родился в 1865 году в Санкт-Петербурге. Его отец, Александр Серов, был известным музыкальным критиком и композитором, а мать, Валентина Серова, - талантливой пианисткой и первой в России женщиной-композитором. Так что семья Серовых была очень творческой и музыкальной.

  • Когда Валентину было всего 6 лет, он лишился отца.
  • После этого мать забрала сына с собой в Германию, в Мюнхен, чтобы продолжать музыкальную карьеру.

Однако вскоре Валентина Серова отправила сына обратно в Россию, в трудовую коммуну в Смоленской области. Мать считала, что мальчик помешает ее карьере за границей. В коммуне Валентин провел около года.

Затем мать все же забрала сына к себе в Мюнхен. Хотя она по-прежнему уделяла мало времени Валентину, занятая музыкой, но заметила в нем художественный талант. Она отправила мальчика учиться рисованию и гравированию к местному художнику Карлу Кеппингу. Так начался творческий путь Валентина Серова.

Портрет девушки на солнце, 1887 год

Учеба в Петербургской академии художеств

В 1880 году, получив рекомендацию от Ильи Репина, у которого он до этого учился живописи в России и за границей, Валентин Серов поступил в Петербургскую академию художеств. Там его учителем стал известный живописец Павел Чистяков.

Валентин проучился в Академии 5 лет. Он очень ценил мнение Чистякова и внимательно слушал его советы. В то же время Серову приходилось учиться бок о бок с такими яркими индивидуальностями, как Михаил Врубель. Рядом с ними Серов, скромный по натуре человек, часто чувствовал себя недотягивающим до их уровня.

Тем не менее, педагоги и критики высоко оценивали талант Серова. А сам он продолжал упорно учиться, формировать собственный стиль. Вскоре Серов оставил Академию, решив развиваться, как самостоятельный художник. Но строгие принципы, усвоенные от Чистякова, он сохранил навсегда.

Так завершился академический этап в биографии этого выдающегося русского живописца. Дальнейшее творчество Серова was полностью подтвердило его неоспоримый талант.

Участие в выставках передвижников

В 1888 году молодой художник впервые принял участие в выставке Товарищества передвижников. Он представил две работы - «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем». Эти полотна имели большой успех как у зрителей, так и у критиков.

«Девочка с персиками» - это портрет дочери мецената Мамонтова. На нем изображена миловидная девочка в белом платье на фоне зеленой листвы. Этот светлый и изящный образ очаровал публику.

Вторая работа, «Девушка, освещенная солнцем», - более сложный психологический портрет. На нем Серов запечатлел свою натурщицу, при этом мастерски передав не только внешнее сходство, но и внутренний мир модели.

Успех на этой выставке утвердил Серова, как одного из ведущих молодых художников России. В дальнейшем он не раз экспонировался вместе с передвижниками. Его полотна всегда вызывали большой интерес, подтверждая высочайшее мастерство этого портретиста и колориста.

Портрет актрисы Марии Ермоловой, 1905 год

Портретное творчество Серова

На протяжении всей своей творческой карьеры Серов был востребован именно как портретист. Его кисти принадлежат удивительные по глубине проникновения в личность модели портреты представителей русской интеллигенции, аристократии, деятелей культуры.

В 1890-е годы Серов получил заказ на создание серии портретов членов царской семьи – Александра III, его супруги и детей. Эта работа принесла художнику широкую известность. Придворные были восхищены блестящим сходством портретов и мастерством исполнения.

Однако Серов отнюдь не идеализировал своих моделей. Некоторые монаршие особы были шокированы, увидев, как проницательно художник «прочитал» их характеры и запечатлел на холсте не только внешнее, представительское, но также внутреннее, подлинное.

Портреты кисти Серова ценятся не только за виртуозную технику, но и за удивительное умение автора передать самую суть личности. Каждое полотно этого выдающегося мастера – словно заглядывание в душу.

Исторические полотна художника

Помимо портретной живописи, художник создал несколько выдающихся исторических полотен. Самым известным из них является монументальное полотно «Миропомазание Николая II в Успенском соборе», посвященное коронации последнего российского императора.

Художнику предоставилась уникальная возможность стать не только очевидцем, но и летописцем этого важного события в истории России. Для работы над картиной Серов получил доступ в собор во время самой церемонии, где делал многочисленные зарисовки.

На огромном холсте Серов воссоздал атмосферу пышной коронации, торжественные царские одежды, блеск золота и драгоценных камней, передавая величие происходящего. Но центром композиции стал не сам император, а предстоящий у аналоя митрополит.

Так Серов незримо, но достаточно отчетливо выразил мысль о божьей воле, как источнике царской власти и о силе православной веры. Этим и объясняется сила эмоционального воздействия картины.

Пейзажная живопись Серова

Хотя Серов больше известен своими портретами и историческими полотнами, он создал и несколько превосходных пейзажей. Чаще всего Серов писал пейзажные этюды, запечатлевая природу Средней полосы России.

Особенно полюбились художнику окрестности подмосковной усадьбы Домотканово – тихие леса, раздольные луга, старые пруды. В своих работах художник передает поэтичную красоту этих мест, их умиротворяющую атмосферу.

Для пейзажей Серова характерно мастерское владение техникой пленэрного письма. Его полотна передают состояние освещенности, воздушной среды, отличаются тончайшими нюансами цвета и светотени.

Пейзажи кисти этого живописца, казалось бы, просты на первый взгляд. Но за внешней незамысловатостью скрывается глубокое проникновение в суть изображаемого, в душу русской природы.

Рисунки и иллюстрации мастера

В конце жизни большой популярностью стали пользоваться рисунки Серова. Он создал серии графических работ, в которых проявился его незаурядный талант рисовальщика.

Особенно интересны авторские иллюстрации Серова к басням Крылова. С большим юмором художник изобразил «портреты» хитрой Лисы, тщеславного Петуха, неуклюжего Медведя и других персонажей.

В этих рисунках художник ярко проявил себя, как мастер книжной иллюстрации. Он находит точный и лаконичный графический язык для каждого животного героя, раскрывая его характер несколькими уверенными линиями.

Графика Серова отличается остроумием, динамикой и выразительностью образов. Эти рисунки - еще одно свидетельство его огромного дарования, умения схватывать суть вещей и с юмором ее воплощать.

Значение творчества Валентина Серова

Творчество Валентина Серова оказало огромное влияние на развитие русской живописи. Его работы отличались яркой, солнечной палитрой и глубоким психологизмом. Серов считается одним из лучших русских портретистов, его кисти принадлежат знаменитые портреты Александра III, императрицы Марии Федоровны, великого князя Павла Александровича.

Живописец оказал большое влияние и на своих учеников, в числе которых были Кустодиев, Грабарь, Петров-Водкин. Они переняли у Серова мастерство передачи цвета, световоздушной среды. Также Серов оставил после себя множество рисунков, в том числе иллюстрации к басням Крылова. Его графические работы отличает тонкость линий и выразительность образов.

Биография Серова полна драматических событий, но, несмотря на трудности, Серов сумел раскрыть свой талант и оставить после себя бесценное художественное наследие. Его произведения и сейчас пользуются огромной популярностью и входят в золотой фонд русского изобразительного искусства.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.