Эффект Веблена, или Почему мы совершаем нерациональные покупки

Каждому из нас наверняка попадались небольшие магазинчики с броской вывеской известного бренда и поистине «космическими» ценами. Несмотря на то, что подобного качества товар можно спокойно приобрести и по более разумной стоимости, находятся люди, которые предпочитают переплачивать за полезные свойства изделий продающихся в таких торговых точках. Более того, желание заполучить в свой гардероб вещицу по запредельной цене бывает иногда таким сильным, что люди тратят драгоценное время на ожидание в длиннющих очередях – как объяснить такое поведение?

Эффект Веблена: понятие и сущность

эффект веблена
В экономической теории принято разделять платежеспособную потребность в товаре на две большие категории: функциональный спрос и нефункциональный. И если первая группа напрямую обусловлена потребительскими качествами товара или услуги, то вторая зависит от факторов, связь которых с полезными свойствами проследить бывает довольно сложно. Одни люди покупают то, что предпочитают приобретать их знакомые (эффект присоединения к большинству), другие стремятся выделиться из общей массы (эффект сноба), а третьи хотят поднять свой престиж и демонстративно покупают дорогие вещи. Последний случай подробно описал экономист Т. Веблен, в честь которого использование товаров либо услуг не по прямому назначению, а для того, чтобы создать неизгладимое впечатление, и получило такое название – «эффект Веблена».

функциональный спрос

Этот американский футуролог и публицист написал ряд книг, таких как «Теория предпринимательства», «Теория праздного класса» и др., благодаря которым понятие «престижного и показного потребления» прочно вошло в обиход социологов и экономистов. Согласно Веблену, в современном обществе на спрос очень сильно оказывает влияние то, как живут «сливки общества». Образ жизни праздного класса все больше становится нормой и эталоном для всех остальных людей. Поэтому многие стараются копировать вкусы и предпочтения олигархов, «золотой молодежи», звезд шоу-бизнеса и т.д. Ну а маркетологи этим прекрасно пользуются.

Эффект Веблена: примеры из жизни

эффект присоединения к большинству

Статусное потребление можно наблюдать практически на каждом шагу. Достаточно посмотреть, как одеваются наши депутаты и на чем они ездят. Можно также ради интереса зайти в один из модных бутиков и поинтересоваться ценами. Эффект Веблена часто проявляется в оценке произведений искусства, он действует в дорогих ресторанах и отелях, часто проявляется в рекламе на страницах дорогих журналов. А если добавить, что русской душе свойственно впадать в крайности, то становится понятно, почему некоторые полагают, что духи должны быть обязательно от Armani, одежда от Brioni, а часы - из коллекции Patek Philippe. Последние, к слову, весьма популярны среди российской элиты – в число поклонников этого бренда входят В. Путин, А. Чубайс, С. Нарышкин и т.д.

Особенности отечественного статусного потребления

Парадокс Веблена известен давно, и нет таких стран, которые можно было бы записать в исключение. Однако то, как он работает в странах бывшего Союза, существенно отличается от его проявления в Европе. Если богатые жители высокоразвитых стран отдают свое предпочтение уникальным эксклюзивным товарам или бренду с историей в несколько сотен лет, то главным показателем для наших соотечественников является не что иное как высокая цена. Чем выше стоимость товара, тем для них он становится ценнее и желаннее. Это нужно иметь в виду, если вдруг возникло желание порадовать себя какой-нибудь «брендовой» вещицей. Наши маркетологи – народ хитрый, в своих акциях они не брезгуют пользоваться всяческими психологическими приемами. Зная, что именно побуждает нас на приобретение тех или иных вещей, мы сможем более грамотно делать свой выбор и не допускать лишних трат своего бюджета.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 7
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.