Теория государства и права представляет собой одну из основополагающих юридических дисциплин, предмет которой составляют общие закономерности различных правовых систем, а также возникновения, становления и развития форм государственного устройства. Не менее важным элементом этой науки является изучение особенностей и методов функционирования государственных и правовых институтов. Такое определение обуславливает структуру теории государства и права как науки.
Структура
Конструкция этой науки базируется на существовании двух крупных блоков. Каждый из них подразделяется на более мелкие элементы, а основные, это: теория государства и теория права.
Эти блоки являются взаимодополняющими, в них обнаруживаются общие закономерности и проблемы (например, происхождение и эволюция государственных и правовых норм, методология их изучения).
При разборе сущностных элементов теории права необходимо учитывать конкретное содержание получаемого знания. С этой точки зрения в нем можно выделить следующие элементы:
- философия права, которая по мнению некоторых исследователей (С. С. Алексеев, В. С. Нерсесянц) представляет собой изучение и осмысление самой сути права, его соответствие основным философским категориям и понятиям;
- социология права, то есть его применимость в реальной жизни. Этот элемент включает в себя проблемы эффективности правовых норм, их границы, а также изучение причин возникновения правонарушений в различных обществах;
- позитивная теория права, занимающаяся вопросами создания и претворения в жизнь правовых норм, их трактования и механизмами действия.
Версии происхождения государства
На разных этапах своего развития человечество пыталось осмыслить, каким образом возникли те или иные руководящие их жизнью правовые нормы. Не меньший интерес для мыслителей представлял вопрос о происхождении государственного строя, в котором они живут. Оперируя современными понятиями и представлениями, философы древности, Средневековья и нового времени сформулировали ряд теорий происхождения государства и права.
Философия томизма
Известный христианский мыслитель Фома Аквинский, давший свое имя философской школе томизма, разработал на базе трудов Аристотеля и Святого Августина теологическую теорию. Суть ее состоит в том, что государство создано людьми по воле Бога. Это не исключает возможность, что власть может быть захвачена злодеями и тиранами, примеры чего можно найти в Священном писании, но в этом случае Бог лишает деспота своей поддержки, и его ожидает неминуемое падение. Такая точка зрения не случайно сформировалась в XIII веке - эпохе централизации в Западной Европе. Теория Фомы Аквинского придавала государству авторитет, соединяя высокие духовные идеалы с практикой отправления власти.
Органические теории
Несколькими веками позже с развитием философии появился корпус органических теорий происхождения государства и права, базировавшихся на представлении о том, что любой феномен можно уподобить живому организму. Подобно тому, как сердце и мозг выполняют более важные функции в сравнении с другими органами, так и государи со своими советниками имеют более высокий статус в сравнении с крестьянами и купцами. Более совершенный организм имеет право и возможности поработить и даже уничтожить слабые образования, как сильнейшие государства завоевывают слабейшие.
Государство как насилие
Из органических теорий выросла концепция насильственного происхождения государства. Знать, обладающая достаточными ресурсами, подчиняла себе бедных соплеменников, а затем обрушивалась на соседние племена. Из этого следовало, что государство появилось не в результате эволюции внутренних форм организации, а в силу завоевания, подчинения и принуждения. Но эта теория практически сразу была отвергнута, поскольку, учитывая лишь политические факторы, она совершенно игнорировала социально-экономические.
Марксистский подход
Этот недостаток был устранен Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. Все виды и формы конфликтов как в древних, так и современных обществах они свели к теории классовой борьбы. Ее базисом является развитие производительных сил и производственных отношений, в то время как политическая сфера жизни общества представляет собой соответствующую надстройку. Факт подчинения слабых соплеменников, а за ними слабых племен или государственных образований с точки зрения марксизма детерминирован борьбой угнетенных и угнетаемых за средства производства.
Современная наука не признает главенства какой-то конкретной теории, используя комплексный подход: из концепций каждой философской школы берутся наиболее значимые достижения. Представляется, что государственные системы древности действительно были построены на угнетении, и существование рабовладельческих обществ в Египте или Греции не подвергается сомнению. Но при этом учитываются и недостатки теорий, вроде характерного для марксизма преувеличения роли социально-экономических отношений при игнорировании нематериальной сферы жизни. Несмотря на обилие мнений и взглядов, вопрос о происхождении государственно-правовых институтов представляет собой одну из проблем теории государства и права.
Методология теории
Каждая научная концепция обладает своей методологией анализа, позволяющей приобретать новые знания и углублять уже имеющиеся. Теория государства и права в этом отношении не исключение. Поскольку эта научная дисциплина занимается изучением общих государственно-правовых закономерностей в динамике и статике, конечным итогом ее анализа является выделение понятийного аппарата юридической науки, как-то: право (а также его источники и отрасли), государственный институт, законность, механизм правового регулирования и так далее. Используемые для этого теорией государства и права методы можно разделить на всеобщие, общенаучные, частнонаучные и частноправовые.
Всеобщие методы
Всеобщие методы разрабатываются философской наукой и выражают единые для всех областей знания категории. Наиболее существенными приемами в этой группе являются метафизика и диалектика. Если для первой характерен подход к государству и праву, как к вечным и неизменным категориям, связанным друг с другом в незначительной степени, то диалектика исходит из их движения и изменения, противоречий как внутренних, так и с другими явлениями социальной сферы жизни общества.
Общенаучные методы
К общенаучным методам, в первую очередь, относятся анализ (то есть выделение составных элементов какого-либо крупного явления или процесса и последующее их изучение) и синтез (объединение составных частей и их рассмотрение в совокупности). На разных этапах исследования могут применяться системный и функциональный подходы, а для проверки полученных ими сведений - метод социального эксперимента.
Частнонаучные методы
Существование частнонаучных методов обусловлено развитием теории государства и права в связи с другими науками. Особое значение играет социологический метод, суть которого состоит в накоплении посредством анкетирования или наблюдения конкретных сведений о поведении государственно-правовых субъектов, их функционировании и оценки обществом. Социологическая информация обрабатывается при помощи статистических, кибернетических и математических методов. Это позволяет определить дальнейшие направления исследования, выявить противоречия теории и практики, обосновать, в зависимости от ситуации, возможные пути дальнейшего развития или амортизации последствий апробированной теории.
Частноправовые методы
Частноправовые методы представляют собой непосредственно юридические процедуры. К таковым, например, относится формально-юридический метод. Он позволяет уяснить существующую систему правовых норм, определить границы ее интерпретации и способы применения. Суть сравнительно-правового метода состоит в изучении сходств и различий, существующих в разных обществах на различных этапах их развития, правовых систем с целью выявления возможностей применения элементов чуждых законодательных норм в данном обществе.
Функции теории государства и права
Существование любой отрасли научного знания предполагает использование ее достижений обществом. Это позволяет говорить о конкретных функциях теории государства и права, в числе которых наиболее значимыми являются:
- объяснение базовых закономерностей в государственно-правовой жизни общества (объяснительная функция);
- прогнозирование вариантов развития государственно-правовых норм (прогностическая функция);
- углубление существующих знаний о государстве и праве, а также приобретение новых (эвристическая функция);
- формирование понятийного аппарата других наук, в частности, юридических (методологическая функция);
- вырабатывание новых идей с целью позитивного преобразования существующих форм государственного устройства и правовых систем (идеологическая функция);
- позитивное воздействие теоретических разработок на политическую практику государства (политическая функция).
Правовое государство
Поиск наиболее оптимальной формы политико-правовой организации общества является одной из наиболее важных задач теории государства и права. Правовое государство на данный момент представляется в этом отношении главным достижением научной мысли, что подтверждается очевидными практическими выгодами от реализации его идей:
- Власть должна быть ограничена неотчуждаемыми правами и свободами человека.
- Безусловное верховенство закона во всех сферах жизни общества.
- Зафиксированное в Конституции разделение властей на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.
- Существование взаимной ответственности государства и гражданина.
- Соответствие законодательной базы конкретного государства принципам международного права.
Значение теории
Итак, как следует из самого предмета теории государства и права, - эта наука, в отличие от других юридических дисциплин, ориентирована на изучение существующих систем законодательных норм в самом абстрактном виде. Получаемые методами этой дисциплины знания ложатся в основу правовых кодексов, формируют представление о функционировании законов, намечают пути дальнейшего развития общества. Это и многое другое позволяет с уверенностью говорить о центральном положении теории государства и права в общей системе юридического знания и более того, играть в ней объединяющую роль в силу взаимосвязи с другими гуманитарными науками.