Никто не учит ребенка разговаривать с неживыми игрушками и предметами, а он разговаривает с ними, да еще на полном серьезе. Никто не придает особого значения тому, что, даже став взрослым, человек продолжает это общение с неодушевленным миром. И, ругаясь в очередной раз на зависший компьютер или гладя по кузову со словами благодарности любимую машину, делает это так искренне, что невольно возникает вопрос: "Откуда такая потребность наделять предметный мир качествами живых существ?" Для этого, прежде всего, необходимо знать, что такое олицетворение.
Персонификация души
Сам по себе термин «олицетворение» (или персонификация) имеет латинские корни, является стилистическим и обозначает «оживление» абстрактных или неодушевленных предметов. Но всегда ли одушевление подобного плана является только приемом стилистики? А вот это зависит от мироощущения и мировосприятия человека. Если он искренне верит, что все на свете имеет свою душу, то речь идет об анимизме (одушевлении живой и неживой природы), и тогда изображаемые автором предметы являются проявлением его анимистического миросозерцания. Это необходимо учитывать всегда, поэтому четко определить, что такое олицетворение в том или ином произведении: стилистика это или мировоззрение – можно, только основываясь на личности автора. Если хорошо знать творчество Гете или Тютчева, то их примеры олицетворения природы никак не могут расцениваться как простой литературный прием. У этих поэтов особый взгляд на мир: у Гете – романтический, у Тютчева – философский. Кстати, у Федора Ивановича есть на этот счет даже стихотворение, в котором он так и говорит о природе, что у нее есть и душа, и свобода, и любовь, и язык – просто все это нужно чувствовать и понимать.
Потребность «оживлять»
А что такое олицетворение в русском (и не только) народном творчестве? Ведь какой его жанр ни возьми, любой изобилует одушевлением всего сущего и мифического. Не отсюда ли и не по причине ли этой генной памяти сохраняется потребность людей разговаривать с предметами? Такое явление никак не назвать стилистическим приемом. Это доказательство неразрывности (общности) материи, независимо от живого или неживого ее проявления. Солнце у нас всегда смеется, дождь плачет, вьюга воет, а ветерок ласкает. Здесь явно присутствует анимистическое олицетворение, примеры которого прошли испытание веками и, наверное, останутся с человеком навсегда.
Для детей и взрослых
Стоит несколько подробнее остановиться и на том, что такое олицетворение как прием художественной литературы. Это, прежде всего, иносказание (стилистическое преобразование предмета) и аллегория, которые часто используют в баснях и притчах. В этих случаях «оживление» предметов служит донесению до читателя поучительного аспекта произведений, поэтому здесь и предметы подбираются наиболее подходящие для выражения определенной мысли. К примеру, можно вспомнить о баснях непревзойденного в этом жанре Крылова, таких как «Пушки и паруса» и «Котел и горшок». В современном мире приемом олицетворения широко пользуются создатели мультфильмов и рекламы. Если в первом случае ожившие машины, ботинки и другие бытовые предметы способствуют воспитанию детей: учат их бережному и внимательному отношению ко всему окружающему, то во втором случае «живые» шоколадки или желудки привлекают внимание потенциального потребителя и доходчиво объясняют преимущества того или иного товара.