Если перевести с английского языка слово «benchmarking», получается: bench - место, marking – отмечать. То есть «сделать зарубку», «отметить место». Смысл этого термина поможет понять русская народная поговорка: «Умный учится на чужих ошибках, дурак - на своих». Так вот, бенчмаркинг - это первая часть поговорки.
Если серьезно – это сравнение своей деятельности с аналогичными показателями наиболее успешных конкурентов. Этот анализ проводится не ради спортивного интереса, а для того, чтобы сделать соответствующие выводы о собственных наработках, обнаружить ошибки и недостатки. А затем, исправив их, двигаться вперед.
Чтобы проиллюстрировать мысль, вспомним еще одну поговорку, теперь европейскую. «Бизнес – это велосипед: крутишь педали – передвигаешься быстро, перестал крутить педали – падаешь». Стоять на месте не получится - начнется спад. Поэтому, самое гиблое дело для бизнеса – остановиться на достигнутом успехе. Не вкладывать средства в развитие и маркетинг.
Специалисты различают четыре вида процесса этого экономического явления:
- общий бенчмаркинг - это сравнение собственных показателей и продаж продукта с показателями нескольких наиболее успешных конкурентов;
- функциональный – сравнение отдельных параметров и показателей с аналогичными показателями лидера отрасли (исследования проводятся группой специалистов);
- конкурентный бенчмаркинг – анализ данных по предприятиям одной с исследователем отрасли;
- внутренний – анализ деятельности подразделений внутри организации по параметрам, поддающимся аналогии.
Например, компания Hewlett-Packard когда-то проводила функциональный бенчмаркинг с целью ликвидации отставания от своих японских конкурентов. Изучаемым показателем приняли срок окупаемости проекта. В результате проведенного исследования была разработана стратегия дальнейшего развития продукта. О результатах ее можно судить по изобилию оргтехники с логотипом HP в каждом офисе.
Главная сложность, определяющая бенчмаркинг, - это то, что конкуренты не склонны делиться секретами своего успеха. Коммерческая информация закрыта, а попытки ее получить классифицируются как промышленный шпионаж. Поэтому в результатах присутствует некая доля погрешности.
С некоторым допущением можно найти общие черты с международными стандартами ISO-9000. Цели бенчмаркинга и ISO-9000 заключаются в том, чтобы зафиксировать на высоком уровне стандарт не только на конечное изделие, но и на каждую стадию технологического процесса.
Показателен пример концерна "Форд". К 1986 году в деятельности компании наступил серьезный спад. Менеджеры промышленного гиганта провели бенчмаркинговое исследование, результатом которого стал выпуск Ford Taurus - первой переднеприводной модели концерна. Решение об оснащении авто передним приводом было результатом анализа деятельности успешных конкурентов – Chrysler и General Motors. Кроме полного привода, при производстве авто были учтены другие факторы отставания компании от ближайших конкурентов. В итоге Taurus стал автомобилем года, а по результатам продаж за все время он был признан одним из пяти автомобилей-бестселлеров от Ford.
Нужно учитывать, что бенчмаркинг - это инструмент постоянного воздействия на технологические процессы. В случае разового применения успех будет временным, как получилось с тем же Taurus: в последующие несколько лет анализ не проводился, недоработки в автомобиле вызвали нарекания у автовладельцев. Это резко снизило объем продаж упомянутой марки.