Эти небезопасные метафоры. Примеры из художественной литературы

метафоры примеры из художественной литературы
Творческое соотнесение свойств и признаков одного объекта для более рельефного художественного представления другого – такова литературная функция метафоры. Примеры из художественной литературы убеждают: такая креативная находка – очевидная творческая удача. Литература жестко внедряет метафору в фрагмент текста. Однажды попав в него, она становится его неотъемлемым элементом.

Творческое наследие практически любого литературного классика – это кладезь подобных соотношений. Наполнена ними мысль Пушкина и Лермонтова, создавшая художественные примеры метафоры, которые внесли незаурядные акценты в неповторимую пейзажную лирику. Уникальный образ водной стихии создан пушкинскими тропами: «озер равнины», «фонтан любви», «пена вод», «говор вод», «прохладу черпать», «по зеркалу рек». Лермонтовские метафоры столь же убедительны: «слезы брызгами», «жизни море». Этот перечень можно значительно увеличить. Вышеупомянутые классики и сегодня воздействуют на наше ассоциативно-образное восприятие, соотнеся движения человеческой души с неповторимой динамикой природы. Образное мышление классиков позволяет легко привести примеры метафоры: «жизни мышья беготня», «душа в огне», «мы пьем из чаши бытия», «звездою севера», «ночи тень», «стихий тревожный рой», «зима старуха», «молчанье ночи», «молнии змея». Этот перечень можно продолжать бесконечно.

художественные примеры метафоры
Более сложные ассоциации порождают развернутые метафоры. Примеры из художественной литературы таких тропов наполняют произведения Мандельштама. Его стихотворение «Раковина» вызывает у читателя ассоциации «раковины без жемчужин» с автором, а его любимой женщины – с морем, влекущим и наполняющим ее.

Учение о метафорах развили русские лингвисты. Они определили, что литературные тропы имеют жизненный цикл. Виктор Максимович Жирмунский усмотрел проблему «поблекших метафор», от которых надо избавлять тексты. Пример - устаревшее слово метафоричного происхождения «постреленок» (в нашем понимании – гиперактивный ребенок). Блекнут тропы и из-за их трансформации. («Крыло дома» постепенно переместилось в архитектуру.) Константин Александрович Кедров первым ввел в употребление термин «метаметафора». Ее суть: в каждый объект можно углубляться бесконечно, как во вселенную. Михаил Наумович Эпштейн определил понятие «метаболы» - «раздвижения» внутреннего смысла предметов, соотнесения их сразу с несколькими понятиями.

Обратимся после литературных к другой группе метафор – языковых. Они обладают особыми родовыми свойствами: относительно свободной, запоминающейся конструкцией, широко используемой различными людьми при сходных обстоятельствах. Впрочем, языковая метафора традиционно «имеет свободный вход» в литературу. Художественные образы индивидуализируются посредством оригинальной постановки устной речи. Российский литературовед и писатель Александр Павлович Квятковский писал, что устные аллегории рассыпаны в бесчисленном множестве вокруг каждого человека: «кружится голова», «встает солнце», «горящие глаза», «идет дождь». Действительно бесконечны языковые метафоры. Примеры из художественной литературы – не единственная демонстрация их применения.

привести примеры метафоры
Данный вид тропов (художественных фигур) давно взят на вооружение во многих профессиональных сферах: политиками, журналистами, рекламными агентами, педагогами. Случайно ли это? Ответ следует искать в свойствах метафоры. Психологи утверждают, что она запоминается сильнее остального художественного текста, поскольку воздействует непосредственно на подсознание человека. Метафора -идеальный инструмент, если нужно выйти за рамки, показать перспективу, воздействовать на убеждения людей, их настроение. Она настолько сильна, что ее используют в транстерапии.

метафоры примеры из художественной литературы
Возможно, поэтому авторам художественных произведений следовало бы порекомендовать не увлекаться деструктивными метафорами. За примером, как говорится, долго идти не надо. Классический роман «Над пропастью во ржи» (первоначальное название – «Ловец на хлебном поле») даже в своем названии содержит образец метафоры. Примеры из художественной литературы XX века, к сожалению, часто несут заряд неудовлетворенности, хронического пессимизма. «Дурацкое детство», «сплошная липа», «свинство так говорить», «треклятую тетрадку», «гнусная привычка», «ужасный лгун», «вскочить на трибуны и трубить», «зубы… заплесневелые», «я тоже могу быть ядовитым». Весь, без исключений, текст романа Сэлинджера пропитан депрессивностью. Результаты соотнесения художественной книги с реальной жизнью говорят сами за себя.

Джон Хинкли, стрелявший в Рональда Рейгана, был одержим этим романом. 19-летний Джон Бардо, произвевший смертельный выстрел в голливудскую актрису Реббеку Шеффер, держал в левой руке сэлинджеровского «Ловца». После пяти выстрелов в кумира миллионов Джона Леннона Марк Чепмен спокойно ожидал полицию, сидя под фонарем с открытой книгой в руках.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.