Картина «Менины, или Семейство Филиппа IV» была написана Диего Веласкесом в 1656 году по заказу испанского короля Филиппа IV. На полотне изображены инфанта Маргарита с фрейлинами и придворными в мастерской самого Веласкеса. Уже при жизни художника картину называли одним из величайших творений живописи. До сих пор «Менины» остаются предметом многочисленных споров искусствоведов, пытающихся разгадать их загадочный сюжет и необычную композицию.
История создания картины «Менины»
Картина «Менины» была написана Диего Веласкесом в 1656 году по заказу испанского короля Филиппа IV, который заказал художнику свой совместный портрет с супругой Марианной и племянницей Маргаритой Австрийской. На полотне, помимо короля и королевы, изображена их юная дочь инфанта Маргарита Тереза со своей свитой фрейлин и карлицей, а также сам художник, работающий над портретом королевской четы.
К тому времени Веласкес уже 33 года служил придворным живописцем и пользовался большим расположением короля, который лично наблюдал за работой художника в его мастерской. Филипп IV разрешил изобразить себя на полотне, несмотря на то, что в пожилом возрасте он обычно отказывался позировать для портретов. Также он предоставил Веласкесу в распоряжение помещения во дворце для мастерской, где и происходит действие, изображенное на картине «Менины».
- Веласкес не делал предварительных набросков и эскизов перед работой над картиной, что было для него нехарактерно.
- Инфракрасная спектроскопия «Менин» выявила пентименто - изменения в композиции, вносимые художником по мере работы.
«Менины» пережили многочисленные реставрации и даже пожар во дворце, во время которого полотно получило сильные повреждения. Последняя реставрация была выполнена в 1984 году и вызвала недовольство общественности из-за утраты картиной своего прежнего «исторического» внешнего вида и потемнения красок.
Кто изображен на картине «Менины»
На картине изображены испанский король Филипп IV и его жена Марианна Австрийская, чье отражение видно в зеркале. Также присутствует их 5-летняя дочь, инфанта Маргарита Тереза - она стоит в центре композиции в окружении двух фрейлин и двух придворных карликов. Еще на картине мы видим художника Диего Веласкеса, пишущего портрет королевской четы, а также нескольких придворных, сопровождающих инфанту.
Более подробно персонажи картины можно описать следующим образом:
- Инфанта Маргарита Тереза (1) - 5-летняя дочь Филиппа IV и Марианны Австрийской, будущая императрица Священной Римской империи.
- Донья Исабель де Веласко (2) - фрейлина инфанты.
- Донья Мария Агустина Сармьенто де Сотомайор (3) - фрейлина инфанты.
- Марибарбола (4), карлица из Германии - придворная шут.
- Николас Пертусато (5), карлик из Италии - придворный шут.
- Донья Марсела де Ульоа (6) - компаньонка инфанты.
- Телохранитель (guardadamas) инфанты (7).
- Дон Хосе Ньето Веласкес (8) - гофмейстер королевы, хранитель гобеленов.
- Диего Веласкес (9) - придворный живописец, автор картины.
- Король Филипп IV (10), чье отражение видно в зеркале.
- Королева Марианна Австрийская (11), чье отражение видно в зеркале.
Таким образом, на полотне представлены члены королевской семьи, их приближенные и сам художник. Композиция отражает иерархию испанского двора того времени.
Особенности композиции полотна
Композиция «Менин» отличается необычайной сложностью и многоплановостью. В центре внимания - пятилетняя инфанта Маргарита, вокруг которой группируются остальные персонажи. Ее фигурка четко выделена источником света. В то же время на заднем плане в зеркале мы видим отражение ее родителей - короля Филиппа IV и королевы Марианны. Их присутствие подтверждается тем, что несколько персонажей смотрят прямо на них, а не на зрителя.
Таким образом, в полотне есть три композиционных центра: инфанта, художник Веласкес и отражение в зеркале. Пространство картины условно можно разделить на три плана: передний (инфанта и ее свита), средний (в глубине) и дальний (фигура в дверном проеме). Глубина создана с помощью перспективы и игры светотени. При этом источник освещения находится вне изображения - там, где предположительно находятся король с королевой и сам зритель.
Диего Веласкес мастерски использует диагональные построения для объединения фигур в группы и выделения ключевых персонажей. Особую роль в композиции играет большое зеркало на заднем плане. Его строгая геометрическая форма и яркое свечение притягивают внимание. Кроме того, зеркальное отражение создает эффект обмена взглядами между персонажами и вовлекает в это взаимодействие самого зрителя.
Картина «Менины» является вершиной пространственно-иллюзионистского мастерства Веласкеса. Она отличается беспрецедентной для живописи того времени глубиной изображения. Художнику удается расширить границы композиции далеко за пределы поля зрения, благодаря недосказанности и многозначности происходящего. Это придает полотну особую загадочность и притягательность.
Трактовки и анализ сюжета
Сюжет картины «Менины» Диего Веласкеса до сих пор остается предметом дискуссий искусствоведов. Существует несколько основных версий его интерпретации. Согласно наиболее распространенной трактовке, на полотне изображен сеанс позирования испанского короля Филиппа IV и его супруги Марианны Австрийской для своего придворного живописца Веласкеса. Их дочь инфанта Маргарита наблюдает за процессом написания портрета, а остальные персонажи являются ее свитой и слугами. Таким образом, картина передает взгляд королевской четы на происходящее в мастерской художника.
Однако есть и другие версии сюжета. Некоторые исследователи полагают, что в зеркале на самом деле отражается именно та картина, над которой работает Веласкес. Тогда получается, что художник пишет портрет своей модели - маленькой инфанты Маргариты в окружении ее свиты. А присутствие королевской четы остается лишь предположением.
Таинственность сюжета усиливается двусмысленностью некоторых деталей. Например, фигура гофмейстера в дверном проеме наводит на мысль, что сеанс позирования подходит к концу. Но его поза не дает однозначного ответа, входит он в комнату или покидает ее. Многие исследователи обращают внимание на игру реальности и иллюзии в композиции картины. Действительно, Веласкес мастерски балансирует между изображением подлинной сцены в своей мастерской и illusio - иллюзией присутствия невидимых персонажей, к которым обращены взгляды придворных. Тем самым он ставит под вопрос границы живописного изображения.
Загадочная атмосфера полотна вызвала многочисленные интерпретации философов и искусствоведов. Они видят в сложных взаимоотношениях персонажей и обмене их взглядами символическое отражение природы власти, искусства и человеческого познания.
Значение «Менин» для искусства барокко
Картина «Менины» считается одним из величайших произведений живописи барокко и вершиной творчества Диего Веласкеса. Ее значение для развития изобразительного искусства трудно переоценить.
- Во-первых, Веласкес демонстрирует потрясающее мастерство в передаче иллюзии глубокого пространства, используя приемы линейной и воздушной перспективы, игру светотени. «Менины» - это образец высочайшего иллюзионизма барокко, который оказал большое влияние на последующих художников.
- Во-вторых, в этом полотне Веласкес радикально расширяет границы живописного пространства, вовлекая зрителя в действие картины. Персонажи как бы обращаются к кому-то за пределами холста. Этот прием, подрывающий условности изобразительного искусства, был революционным для своего времени.
- В-третьих, сложная мизансцена, игра взглядов, загадочность происходящего придают полотну глубокий подтекст. «Менины» не просто запечатлевают сцену при дворе, а затрагивают вечные темы власти, искусства, иллюзии и реальности. Многозначность композиции роднит это произведение с философско-драматургическими опытами барокко в литературе и театре.
И наконец, образ мастера Веласкеса, пишущего полотно в окружении высочайших особ, стал визуальной метафорой нового, возвышенного статуса художника в эпоху барокко. Если ранее живописцы считались простыми ремесленниками, то теперь они претендуют на роль творцов, философов и даже магов, способных создавать иллюзорные миры.
Влияние на последующих художников
«Менины» Диего Веласкеса оказали огромное влияние на многих художников последующих эпох. Это произведение вдохновляло как мастеров реалистического искусства, так и представителей авангарда XX века. Уже в XVIII веке знаменитый испанский живописец Франсиско Гойя создал гравюру с «Менин». Позднее в своем произведении «Портрет семьи Карла IV» он использовал похожую композицию - изобразил королевскую чету в мастерской придворного художника.
В XIX веке к этому шедевру обратился американский портретист Джон Сарджент. Он написал как минимум две работы под влиянием «Менин»: небольшую копию полотна Веласкеса и оригинальную картину «Дочери Эдварда Дарли Бойта», где также присутствует мотив художника и натурщиц. В начале XX века знаменитый британский портретист сэр Джон Лавери вдохновился этим произведением при создании группового портрета королевской семьи Великобритании в интерьерах Букингемского дворца.
Особенно сильно «Менины» повлияли на испанского художника-сюрреалиста Сальвадора Дали и его соотечественника-абстракциониста Антонио Сауру. Оба они в разные годы создали свои интерпретации знаменитого полотна. А в 1957 году целую серию вариаций на тему «Менин» выпустил гениальный Пабло Пикассо. Его 58 рисунков и гравюр представляют собой увлекательный авангардистский эксперимент с известным сюжетом.
Копии и интерпретации
Картина «Менины» на протяжении веков привлекала пристальное внимание художников всего мира. Неудивительно, что существует немало ее копий и интерпретаций, созданных мастерами самых разных эпох и направлений – от академического реализма до авангарда XX века. Сразу после смерти Веласкеса его помощник Хуан дель Мазо выполнил полномасштабную копию «Менин», которая ныне хранится в английской усадьбе Кингстон Лэйси. В XVIII веке гравюру с этого полотна создал Франсиско Гойя.
В XIX столетии американец Джон Сарджент написал небольшую копию «Менин», а также оригинальное полотно «Дочери Эдварда Дарли Бойта», отсылающее к композиции Веласкеса. А немецкий живописец Франц фон Штук в 1894 году представил публике свой вариант этой картины. Он значительно изменил облик персонажей, придав им черты современников. В середине XX века к интерпретации шедевра Веласкеса обратились уже авангардисты. Испанский сюрреалист Сальвадор Дали в 1960 году написал «Менины без лица», а его соотечественник-абстракционист Антонио Саура в 1976 году представил серию литографий, исследующих форму и цвет знаменитого полотна.
А самой масштабной реинтерпретацией «Менин» стала серия из 58 рисунков и гравюр, созданная Пабло Пикассо в 1957 году. Эти работы отличает потрясающая свобода обращения с первоисточником и безграничная творческая фантазия автора.
Современное состояние и реставрации
Картина «Менины» Диего Веласкеса считается одним из главных экспонатов музея Прадо в Мадриде. Ее статус, ценность и большой размер делают невозможным участие полотна в выездных выставках. Тем не менее, время и особенности экспонирования не прошли для картины бесследно. Со временем она утратила часть первоначальной яркости, получила незначительные повреждения. В частности, во время пожара в королевском дворце Алькасар в 1734 году картине был нанесен ущерб, после чего ее пришлось реставрировать мастеру Хуану Гарсии де Миранде.
В 1984 году «Менины» подверглись очередной реставрации, в ходе которой с полотна удалили значительный слой загрязнений. Это существенно изменило внешний вид картины, вызвав волну протестов общественности. Тем не менее, эксперты музея Прадо уверяют, что все работы проводились в высшей степени профессионально и помогли сохранить бессмертный шедевр Веласкеса для потомков. Сегодня благодаря современным техническим возможностям каждый человек в мире может рассмотреть это произведение в мельчайших деталях. На официальном сайте музея Прадо размещен интерактивный цифровой проект, позволяющий изучать картину в ультравысоком разрешении, приближать фрагменты и анализировать детали.