Виадук - это мостовое сооружение особой конструкции. В отличие от обычных мостов, виадуки возводятся на пересечении дорог с глубокими оврагами, ущельями или долинами рек. Их отличает большая протяженность, значительная высота опор и пролетов. Такие мосты с древних времен служили важным транспортным артериям. Первые каменные виадуки для пересечения труднодоступной местности были построены еще в Древнем Риме. Давайте познакомимся с некоторыми уникальными виадуками мира более подробно.
Ландвассер в Швейцарии - символ Альбулийской железной дороги
Виадук Ландвассер, арочный железнодорожный мост через реку Ландвассер в кантоне Граубюнден, Швейцария, был построен в 1901-1902 годах по проекту Александра Акатоса для Ретийской железной дороги. Этот шестиарочный одноколейный мост имеет длину 136 метров и высоту 65 метров.
Виадук Ландвассер стал символом Альбулийской железной дороги, которая с 2008 года является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. По изогнутому в плане мосту с радиусом кривизны в 100 метров проходит около 22 000 поездов в год:
- Строительство моста началось в марте 1901 года компанией Мюллер и Церледер.
- Три главные опоры были построены без лесов, что было нетипичным решением для того времени.
- Внутри опор были возведены башенные конструкции, на которые установили мостовой кран для доставки материалов.
- В октябре 1902 года по новому виадуку прошли первые поезда.
В 2009 году, когда виадуку исполнилось 106 лет, была проведена его масштабная реставрация, стоимость которой составила 4,6 млн швейцарских франков. Работы продолжались все лето, при этом движение поездов не прекращалось.
Каменная кладка моста, прослужившая более 100 лет, была укреплена инъекциями специальных растворов. Что такое виадук стало ясно благодаря этому прекрасному сооружению, ставшему символом железной дороги и объектом восхищения путешественников.
Виадук Гараби во Франции - шедевр Густава Эйфеля
Виадук Гараби был спроектирован и построен Густавом Эйфелем в 1880-1884 годах в южной части Франции. Виадук - это один из крупнейших металлических железнодорожных мостов в мире.
Знаменитый инженер, ставший известным благодаря строительству Эйфелевой башни в Париже, завоевал свой авторитет и признание еще до возведения этого шедевра. Виадук Гараби стал настоящим технологическим прорывом для своего времени.
Основная арка моста представляет собой огромную серповидную конструкцию длиной 180 метров, возвышающуюся над долиной на высоте более 130 метров. Общая протяженность виадука составляет 565 метров.
Для инженерного искусства конца XIX века возведение таких масштабных металлических мостов было чрезвычайно сложной задачей. Даже сегодня при наличии современных технологий строительство виадука Гараби вызвало бы серьезные технические трудности:
- Арочная металлическая конструкция позволила создать легкий и прочный мост.
- Виадук Гараби был самым большим металлическим мостом в мире на момент его создания.
- Строительство велось с применением новейших для того времени методов и технологий.
- Главный пролет виадука - гигантская серповидная арка длиной 180 метров.
Если бы не затмившая его славу Эйфелева башня в Париже, то виадук Гараби, несомненно, носил бы имя своего создателя - Гюстава Эйфеля. Это поистине выдающееся инженерное сооружение того периода, технологический шедевр, подтверждающий величие творца.
Мост Милло во Франции - самый высокий виадук в мире
Виадук Милло, самое высокое мостовое сооружение в мире, был торжественно открыт в 2004 году во Франции. Он расположен в районе города Мийо на реке Тарн и входит в состав автострады A75-A71, соединяющей Париж и Монпелье.
Выдающееся инженерное творение было спроектировано всемирно известным архитектором Норманом Фостером. Общая протяженность виадука составляет 2,46 км, он состоит из семи промежуточных опор, две из которых являются рекордно высокими - 245 и 220 метров.
Верхняя точка одного из пилонов возвышается над нижней частью ущелья на высоте 343 метра. Это делает виадук Милло не только самым высоким в мире, но и превышающим по высоте знаменитую Эйфелеву башню на 37 метров и лишь немногим уступающим Эмпайр Стейт Билдинг в Нью-Йорке:
- Общая длина виадука - 2460 метров.
- Высота самого высокого пилона - 245 метров.
- Высота над дном ущелья - 343 метра.
- Конструкция - вантовая система.
- Стоимость строительства - около 400 млн евро.
Виадук имеет форму полукруга с радиусом кривизны 20 км и массой конструкции около 36 000 тонн. Пролетные строения выполнены по вантовой системе, обеспечивающей прочность и легкость сооружения.
Строительство виадука велось 38 месяцев, с применением самых современных технологий и материалов. Стоимость возведения этого грандиозного моста составила порядка 400 миллионов евро.
Виадук Милло стал не только техническим шедевром и достижением инженерной мысли, но и поистине впечатляющей архитектурной достопримечательностью, вызывающей восхищение у туристов со всего мира.
Гленфиннан в Шотландии - виадук из Гарри Поттера
Виадук Гленфиннан, знаменитое на весь мир мостовое сооружение в Шотландии, был построен в начале XIX века в одноименной долине между горами Гленфиннан, расположенными возле озера Лох Шилл.
Мост представляет собой крупный каменный виадук, по которому проходит однопутная железнодорожная линия, соединяющая форт Уильям с городом Маллэгом на западном побережье Шотландии. Виадук состоит из 21 пролета, его общая длина превышает 380 метров, а высота над долиной достигает 30 метров.
До съемок фильма о Гарри Поттере виадук Гленфиннан оставался известным лишь в пределах Шотландии. Но после выхода на экраны в 2001 году картины «Гарри Поттер и философский камень» мост обрел всемирную славу и популярность.
Кадры фильма с поездом, мчащимся по изогнутой кирпичной арке виадука над живописной долиной, стали одними из самых запоминающихся и узнаваемых. Многие зрители были уверены, что это цифровые спецэффекты, но съемки проходили полностью в натуральных условиях, без использования компьютерной графики:
- Виадук Гленфиннан построен в 1901 году.
- Состоит из 21 каменного пролета общей длиной более 380 метров.
- Высота над долиной - 30 метров.
- Используется для однопутного железнодорожного сообщения.
После съемок фильма виадук Гленфиннан превратился в настоящую туристическую достопримечательность. Сюда ежегодно съезжаются десятки тысяч поклонников саги о Гарри Поттере со всего мира, чтобы увидеть своими глазами легендарный мост и проехать по нему на экскурсионном поезде.
Власти Шотландии даже построили рядом с виадуком специальные смотровые площадки и организовали регулярные поездки туристических составов. Также вдоль моста проложены пешеходные тропы, позволяющие рассмотреть это грандиозное сооружение с разных ракурсов.
Виадук Гленфиннан стал настолько культовым местом для поклонников Гарри Поттера, что туристические объекты вокруг него даже получили тематические названия, связанные с вселенной книг Дж.К. Роулинг. Например, установленный рядом с мостом памятный камень назвали «Камнем основателей Хогвартса».
Сегодня виадук Гленфиннан - одно из самых популярных туристических мест в Шотландии, известное во всем мире благодаря фильмам о Гарри Поттере. Это выдающееся инженерное сооружение XIX века стало настоящей киноиконой и символом волшебного мира детских грез и фантазий.