Воссоединение Автономной области Крым с Россией вызвало у новых украинских властей сложную и болезненную реакцию. То, что этот акт был поддержан большинством населения полуострова, сначала ими отрицалось. Однако дальнейшие действия однозначно подтвердили осознание достоверности этой ситуации. Северо-Крымский канал, обеспечивающий до 85% потребностей жителей Крыма и его хозяйственной структуры, фактически перестал работать.
Преобразователи природы
Для того чтобы представить себе масштабность этого гидротехнического сооружения, достаточно лишь указать на тот факт, что большей искусственной реки в мире нет. Протяженность водной артерии превышает четыре сотни километров, строил ее весь Союз. В самой идее создания рукотворной системы, давшей жизнь бесплодным засушливым землям, проявилось стремление двух советских вождей, И. В. Сталина и Н. С. Хрущева, при всей их непохожести продемонстрировать миру преимущества новой общественной формации, социализма, и непреклонность стремления к преобразованию и улучшению всего, даже самой природы. В начале пятидесятых годов претворялся в жизнь план по преобразованию ландшафтов и рельефов. Как нечто реальное воспринимались проекты по выравниванию гор и поворотов рек вспять. Не все они были реализованы, но Северо-Крымский канал, карта прохождения которого от Таврийска через Армянск и Красноперекопск неоднократно очерчивалась синим карандашом и черенком сталинской трубки, ждала более счастливая судьба.
Время чудес
17 октября – дата, знаменательная для поколения «шестидесятников». В 1957 году в этот день советский космический корабль открыл эру спутников. В 1963 году город Армянск сотряс взрыв, но он никого не испугал, а напротив, обрадовал тысячи людей, собравшихся на торжественный митинг. На церемонию приехал сам Первый секретарь, заряд тротила смел узкую перемычку грунта, и в пролом хлынула веселая днепровская вода. Так был кардинально решен вопрос орошения земель, ранее считавшихся непригодными для сельскохозяйственной обработки. Совсем недавно произошло еще одно рукотворное чудо, полет Гагарина, и конечно же, оно занимало приоритетное место в сознании современников, но Северо-Крымский канал, при всей своей видимой прозаичности, на поверку оказался не менее удивительным делом рук человеческих.
Сложная система
Начатое еще при Сталине строительство было возобновлено в апреле 1961 года. На ударный объект направляли целые выпуски профильных вузов, и молодые инженеры на практике постигали тонкости выбранной ими профессии. Несколько строительно-монтажных управлений, передвижных механизированных колонн и других организаций получили задачу: создать условия для орошения 180 000 гектар, для чего было недостаточно лишь одного русла, поэтому Северо-Крымский канал – сооружение сложное и разветвленное, с боковыми оттоками, насосными станциями, водовыпусками и другими гидротехническими узлами. Столь широкая схема требовала сохранения всей прочей инфраструктуры: дорог, железнодорожных полотен, трубопроводов и линий электропередач. Для этого строители возвели множество мостов.
Этапы строительства
Первая очередь водной артерии в целом была завершена к 1978 году. Единый план предполагал орошение площади всего полуострова и окончание строительства в Евпатории. По нему и действовали до 1990 года, вводя в эксплуатацию ежегодно до 30 километров водной трассы. Финальный этап, начатый в 1985 году, не был завершен. В 1991 году на обломках великой страны возникли новые независимые государства, в том числе и Украина. Северо-Крымский канал оказался неподъемной ношей для экономики этой страны, и строительство было заморожено, хотя для его окончания не хватило довольно небольшой в макроэкономическом масштабе суммы, 23 миллиона гривен.
Характеристики
И в незавершенном виде это гигантское сооружение впечатляет своими масштабами. В его строительстве постоянно принимали участие десять тысяч работников высокой квалификации. Общая стоимость выполненных смет в сопоставимых ценах превысила полтора миллиарда советских рублей. Вода в Северо-Крымском канале может проходить со скоростью 300 тонн в секунду, обеспечивая поступление на полуостров объема в 1 миллиард 300 миллионов кубометров в год. При строительстве извлечено почти полтора миллиарда кубометров грунта. Три миллиона тонн бетона уложено в дно и стенки канала. Ширина его на отдельных участках составляет полторы сотни метров. Строительство продолжалось в общей сложности 36 лет. Все эти характеристики могли бы стать предметом гордости любого народа планеты, любой страны мира. Американцы с удовольствием рассказывают о плотине Гувера в Неваде, возят на нее туристов. Северо-Крымский канал такой чести не удостоился.
Перекрытый канал
В период нахождения Крымской АО в составе Украины внутригосударственные хозяйственные вопросы решались сложно. Полуостров считался дотационным регионом, его долги госбюджету накапливались, в том числе и за использованную днепровскую воду. Каким было бы дальнейшее развитие событий и как эта проблема могла бы быть решена, теперь остается лишь догадываться. Каких-либо проектов по повышению эффективности экономики автономной области, по всей видимости, не было, по крайней мере о них ничего не известно. Ее отделение от Украины после событий на Майдане перевело отношения между полуостровом и «остальной частью страны» де-факто в ранг межгосударственных.
В качестве стимула возврата отколовшегося полуострова в апреле 2014 года Северо-Крымский канал перекрыли. Впрочем, и этот факт отрицался, хотя доказательств ему вполне достаточно. Это и опустевший канал, и снимки, сделанные с самолета, доказывающие попытки засыпать русло светлыми полипропиленовыми мешками, наполненными песком или грунтом. Украинские власти утверждают, что строится пункт учета отпущенной воды, даются другие объяснения, зачастую противоречащие друг другу, но факт остается фактом, вода на полуостров не поступает. Правительство субъекта РФ приняло меры по обеспечению независимости гидросистемы от внешних поставок. Правительство Украины фактически признало крымчан иностранцами.
Дальнейшее развитие конфликта – тема смелых гипотез. Ясно одно: он лишь часть накопившихся международных проблем.