Когда отдельные слова объединяются в предложения, они становятся его членами, и у каждого из них появляется своя синтаксическая роль. Синтаксис изучает, как из слов создается связный текст. Определение, обстоятельство, дополнение – это наименования слов-участников предложения, которые объединяются в группу второстепенных членов.
«Господа и слуги»
Если в предложении есть второстепенные члены, значит, существуют и главные. Таковыми являются слова-подлежащие и слова-сказуемые. Каждое предложение имеет как минимум один из главных членов. Чаще синтаксические конструкции состоят из обоих – подлежащего и сказуемого. Они представляют грамматическую основу предложения. А что же делают второстепенные (определение, обстоятельство, дополнение)? Их задача – дополнять, уточнять, объяснять главные члены или друг друга.
Как в предложении отличить второстепенные члены от главных?
Во-первых, будем помнить о том, что главные члены предложения содержат основную информацию о предмете, лице, действии, состоянии. В предложении «Недавно прошел (сказуемое) дождь (подлежащее)» основу составляет словосочетание «прошел дождь», которое и заключает основной смысл высказывания.
Второстепенные члены (определение, обстоятельство, дополнение) не содержат утверждений о предметах, лицах, состояниях и действиях, они лишь поясняют те утверждения, которые содержатся в главных членах. «Дождь прошел (когда?) недавно».
Во-вторых, распознать главные ч. п. можно по вопросам, которые к ним задают. Подлежащее всегда ответит на вопрос «кто?» либо «что?». Сказуемое в предложении ответит на вопрос «что делает?», «кто такой?», «что такое?», «каков?». Члены предложения, которые называют второстепенными, тоже имеют свои, только им одним свойственные, вопросы. Поговорим о них детальней.
Вопросы определения, дополнения, обстоятельства
- Определением языковеды именуют член предложения, который описывает признак, качество предмета или лица. «Какой, который, чей?» - вопросы, задаваемые к определению.
- Дополнением называется тот второстепенный член, который содержит название лица или предмета, но не того, который совершает или испытывает действие, а тот, что стал объектом для действия. Вопросы косвенных падежей (сюда не входит именительный) – это вопросы дополнения (обстоятельства и определения никогда на них не отвечают).
- Обстоятельством именуют второстепенный член, обозначающий в предложении признак действия либо иного признака. «Где, откуда и куда, когда, как, зачем и почему?» - вот вопросы, которые можно задать к обстоятельству.
Мы рассмотрели вопросы определения, дополнения, обстоятельства. Теперь выясним, какими частями речи может быть выражен каждый из этих второстепенных членов.
Характеристика определения, примеры
По вопросам, которые задают к определению, видно, что в качестве этого члена предложения выступают имена прилагательные, порядковые числительные, причастия.
- «Послышался (какой?) нарастающий шум». Причастие «нарастающий» здесь является определением.
- «Я сдаю уже (который?) третий экзамен». Порядковое числительное «третий» исполняет роль определения.
- «Катя куталась в (чью?) мамину кофту». Прилагательное «мамину» - определение.
При синтаксическом разборе этот член предложения подчеркивают волнистой чертой.
Специфика обстоятельств
Группы слов, которыми может выражаться обстоятельство, огромны, а потому этот член предложения имеет несколько видов – места и времени, цели и причины, сравнения и образа действия, условия, а также уступки.
Обстоятельства места
Они характеризуют направление и место действия. К ним задают вопросы «куда, откуда и где»?
- «Человек еще не побывал (где?) на Марсе». Обстоятельство в данном случае выражено предлогом и существительным, пребывающим в предложном падеже: «на Марсе».
Обстоятельства времени
Они характеризуют временной промежуток, в котором происходит действие. К ним задают вопросы «с каких пор, до какого времени, когда?».
- «Мы не виделись (с каких пор?) с прошлой зимы». Обстоятельство выражено словосочетанием прилагательного и существительного, которое пребывает в родительном падеже и имеет предлог: «с прошлой зимы».
- «Я вернусь (когда?) послезавтра». В качестве обстоятельства используется наречие «послезавтра».
- «Нам надо успеть пересечь границу (до какого времени?) до вечера». Обстоятельство времени выражено существительным в родит. падеже с предлогом: «до вечера».
Обстоятельства цели
Они поясняют, для чего производится действие. «Зачем, с какой целью?» - его вопросы.
- «Раиса Петровна отправилась на море (зачем?) купаться». Обстоятельство выражается здесь инфинитивом «купаться».
- «Сергей приехал на съемочную площадку (для чего?) на пробы». Обстоятельством стало существительное, пребывающее в винительном падеже и имеющее предлог: «на пробы».
- «Маша изрезала коврик (зачем?) назло гувернантке». Обстоятельство выражено наречием «назло».
Обстоятельство причины
Оно характеризует причину совершения действия. «На каком основании, почему и отчего?» - вопросы этого вида обстоятельств.
- «Артем отсутствовал на репетиции (на каком основании?) из-за болезни». Обстоятельство выражено существительным в род. п. с предлогом: «из-за болезни».
- «Я наговорил ей глупостей (почему?) сгоряча». Обстоят. выражено наречием «сгоряча».
- «Алиса открыла двери, (отчего?) сжалившись над путником». В качестве обстоятельства используется деепричастный оборот «сжалившись над путником».
Обстоятельства образа действия
Они описывают, как именно, каким образом оно совершается, в какой степени выражено это действие. Соответственными являются и его вопросы.
- «Мастер работал (как?) легко и красиво». Обстоятельствами являются наречия «легко» и «красиво».
- «Платье было (в какой степени?) совсем старым». Обстоятельство выражается здесь наречием «совсем».
- «Мальчишки мчались (как быстро?) сломя голову». Обстоятельство выражено фразеологизмом.
Обстоятельства сравнения
К ним мы тоже задаем вопрос «как?», но выражают они сравнительную характеристику.
- «Паровоз, (как кто?) как зверь, мерцал огнями фар». Обст. выражено существительным с союзом: «как зверь».
Обстоятельства условия и уступки
Первое показывает, при каком условии возможно совершение действия, а второе описывает, вопреки чему оно происходит.
- «Он вспомнит все, (при каком условии?) если увидит Викторию». В качестве обстоятельства выступает сочетание «союз, глагол, существительное»: «если увидит Викторию».
- «Клуб не отменит соревнования, (вопреки чему?) несмотря на ливень». Обст. выражено деепричастным оборотом: «несмотря на ливень».
При разборе этот член подчеркивают линией «точка-пунктир».
Таковы определение и обстоятельство. Дополнение бывает выражено существительными либо местоимениями.
Примеры дополнений
- «Солнце осветило (что?) поляну». Дополнение выражено существительным в вин. п.
- «Марина вдруг увидела (кого?) его». Дополнение - местоимение в винительном падеже.
- «Дети остались без (чего?) игрушек». В качестве дополнения использовано существительное в род. п.
- «Мы узнали (кого?) Марфу по походке». Дополнением является существительное в род. п.
- «Ирина радовалась (чему?) морю, как дитя». В роли дополнения – существительное в дательном падеже.
- «Алексей отдал (кому?) мне рукопись» (выражено местоимением в дательном падеже).
- «Прошлым летом я увлекся (чем?) рисованием» (существительное в творительном падеже).
- «Иван стал (кем?) программистом» (существительное в творит. падеже).
- «Ребенок с увлечением рассказывал о (чем?) космосе» (существительное в предл. п.).
- «Не говори ему о (ком?) ней». В качестве дополнения употреблено местоимение в предложном падеже.
При разборе этот второстепенный член подчеркивают пунктирными черточками.
Место и роль второстепенных членов предложения
Второстепенные члены могут уточнять и объяснять главные в разной конфигурации, Пример: «Материнский взгляд согревал (кого?) малыша, (как?), как солнце, (какое?) ласковое и горячее». Схема данного предложения такова: определение, подлежащее, сказуемое, дополнение, обстоятельство, определение.
А вот предложение, в котором в качестве основы присутствует только сказуемое: «Давайте проводим (что?) год (какой?) ушедший (как?) песней». Схема предложения: составное сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство.
Мы можем убедиться в том, что второстепенными эти члены являются только грамматически, но не по содержанию. Порой смысл, который заключают определение, обстоятельство, дополнение, бывает важней, нежели информация, переданная сказуемыми и подлежащими.