Древний Египет считается одной из самых старых цивилизаций. Она имела собственные культурные ценности, политический строй, мировоззрение, религию. Отдельным направлением была и мода Древнего Египта. Надо отметить, что эволюция этой цивилизации еще полностью не изучена и все еще представляет особенный интерес для многих ученых. Мода Древнего Египта является предметом изучения современных модельеров и дизайнеров. В чем причина такого интереса? Разберемся далее.
Общие сведения
Чем же так привлекает сегодня одежда Древнего Египта? Обсуждение в основном ведется вокруг точного и изящного кроя, а также оригинальной отделки. Все элементы были продуманы до мелочей. Одежда Древнего Египта (женская, мужская, одежда фараонов и простых людей) была удобной, в ней не было ничего лишнего. Но вместе с этим создавалось впечатление вполне завершенного образа.
Одежда Древнего Египта: основные характеристики
Наряды прошлых культур отличаются своей неизменяемостью, однообразием и постоянством. Но даже в те далекие времена можно увидеть техническое усовершенствование элементов, точность расчета выкроек, изящество при обработке тканей. Одежда и прически Древнего Египта были продуманы подробнейшим образом. Несмотря на то что костюм отличается контрастностью, он весьма выразителен, гармоничен. Одежда Древнего Египта делала фигуру человека геометрически стилизованной. Это видно по сохранившимся скульптурам и рисункам. В такой стилизации очень ярко проявлялись замыслы моды. В некоторых случаях даже резче, чем это было на самом деле. Скульпторы и художники Египта обучались искусству стилизации в специальных дворцовых школах. Все они находились при храмах. Искусство стилизации было предписано существовавшими канонами, точными нормами и устоявшимися традициями, которые не нарушались никогда. Такая точность и ясность касалась и причесок, и одежды египтян. Следует сказать, что наряды этой цивилизации оставались неизменными на протяжении продолжительного периода: в четвертом тысячелетии они были такими же, как и во втором. Собственно, речь идет о двух типах одежды: мужском и женском. По ее отделке можно было судить о принадлежности человека к определенному общественному классу.
Совершенствование нарядов
Свое начало история древнеегипетской одежды берет с мужских набедренных треугольных повязок с передником. Их называли "схенти". Эти повязки были украшены многочисленными драпировками. С течением времени эта одежда Древнего Египта совершенствовалась. Драпировки стали сложнее, их начали скреплять на талии поясом, который был украшен золотыми нитями и орнаментом. Надо полагать, что такая отделка свидетельствовала о достаточно высоком социальном положении владельца. Одежда Древнего Египта совершенствовалась далее. Впоследствии схенти стали носить как нижнее белье. Сверху на него надевали прозрачную накидку, похожую по силуэту на трапецию, и подвязывали поясом. В дополнение к наряду шла плиссировка, украшения и головные уборы.
Контрасты
Именно с мужской простой набедренной повязки начал складываться наряд египтян. Туловище было обнаженным. Изначально повязка исполняла роль "фартука" и считалась рабочей одеждой. Но из нее стала складываться одежда вельможи в Древнем Египте. У человека, занимавшего более высокий статус в обществе, повязка была аккуратно собрана в складки, украшена поясами. Передняя часть элемента книзу расширялась в виде треугольника. Он также был отделан геометрическими узорами. В скульптуре и живописи можно отметить, как четко контрастирует белая повязка и коричнево-красный цвет кожи. Такой оттенок был четко определен. Цвет кожи женщин и рабов изображался по-другому. Он был желтым.
Женская одежда
Платье было исключительно функционально. Какую одежду носили в Древнем Египте представительницы слабого пола? Платье шили из тонкой ткани. Оно выглядело как тесно облегающий футляр. Впоследствии такое платье получило название kalasins. Ткань точно обрисовывала фигуру, в связи с чем есть предположение, что эта одежда Древнего Египта была вязаной. Позднее платье разделилось на жилет и юбку. Последняя по своей длине доходила до середины икры. На юбке был высокий пояс, который подчеркивал фигуру женщины. Идеалом считалась высокая стройная брюнетка с широкими плечами и тонкой талией. Плотно обтягивавшая икры юбка не позволяла совершать широких шагов. Это означает, что и походка была четко регламентирована. Элементами жилета выступали две широкие бретельки. Как правило, они завязывались на плечах. Грудь при этом оставалась обнаженной. Однако она не выставлялась напоказ, как, к примеру, в более поздней критской моде. Натурализм был сдержан и ускользал от внимания в первый момент.
Натуралистическая деталь вкупе со строгой стилизацией фигуры встретится в дальнейшем неоднократно. Такое сочетание со временем станет весьма популярным. Чем больше стилизована одежда, тем сильнее подчеркнута натуралистическая деталь. Идеалом красоты была царица Клеопатра. Она обладала всеми качествами, которые должна иметь женщина: правильными чертами лица, миндалевидным разрезом глаз, смуглой кожей, сильным характером и незаурядным умом. Царица Клеопатра имела превосходное чувство стиля. Это проявлялось во всем, в том числе и в одежде.Особенности нарядов
Следует подробнее сказать о натурализме и стилизации костюмов. В сравнении с поздними аналогиями, к примеру, испанской модой периода маньеризма, веяниями рококо и готики, кажется, что египетская одежда является воплощением какого-то завершающего этапа длительного развития культуры костюма. Существует предположение, что наряды стали в некотором роде высшей стадией предшествующих несохранившихся тенденций неолита. Здесь следует обратить внимание на изящные детали костюмов. Одежда, как женская, так и мужская, основывается на контрастах материала и цвета. На гладкой мягкой ткани или обнаженном теле выделены рельефные полосы цветных фаянсовых бус, обычно зеленых либо синих. Они формировали нечто вроде воротника и дополняли женскую или мужскую одежду. Красочные украшения, как правило, контрастировали с белой тканью, колоннообразные фигуры – с черными густыми волосами либо париками, которые геометрически обрамляли лицо. Грим накладывали и мужчины, и женщины. В соответствии с существовавшей традицией подкрашивались губы, брови и глаза. Во времена Нового царствования одежда фараонов в Древнем Египте была еще больше стилизована, роскошна. Наряды отличались многообразием красок.
Дальнейшее развитие
Положенный только женщинам класирисис впоследствии стали носить и мужчины. Начали появляться новые элементы наряда. Одним из них стал верхний плащ. Он представлял собой нечто вроде шали, мягко собранной в складки сверху жилетки и перекрещенной на груди. В результате образовались короткие рукава. В новой одежде снова можно увидеть стилизованный треугольник. Он прослеживается в форме рукавов и в юбке, передняя часть которой имела вид колокола. Но сейчас это не столько геометрическая фигура, а больше стилизованный лотос. Одежда фараонов в Древнем Египте всегда была дополнена украшениями. Среди ремесел в те времена была популярна гравировка и чеканка. Египтяне умело обращались с драгоценными камнями и их аналогами. Именно от этой цивилизации пошли различные украшения: диадемы, браслеты, серьги, броши, перстни и прочее.
Ювелирное искусство
Украшения были неотъемлемой частью наряда людей высших классов. Одежда вельможи в Древнем Египте отличалась роскошностью. Следует отметить, что ювелирное искусство этого народа как по художественной выразительности, так и по техническому исполнению никто так и не смог превзойти. Египетская мода, драгоценности, как, впрочем, и все искусство в целом, практически во все времена привлекали своей таинственностью. В современном же мире они в прямом смысле пережили возрождение. На то повлияло открытие в 1920 году гробницы Тутанхамона.
Ткани
Несмотря на то что с давнего времени в долине Нила было распространено овцеводство, шерсть считалась "нечистой" в ритуальном смысле. При изготовлении одежды использовались исключительно льняные полотна. Мастерство прядильщиц того времени не перестает поражать воображение современных историков. Сохранились некоторые образцы полотен, в которых на 1 кв. см приходилось 60 нитей утка и 84 основы, а 240 метров такой пряжи весили всего ничего. Практически прозрачные легчайшие ткани, которые изготавливали египетские прядильщицы, сравнивались с "сотканными воздухом" или "дыханием ребенка". Ценились они очень высоко.
Полотна окрашивали в разные цвета, но преимущественно в зеленый, красный и синий. С начала Нового царства стали появляться и другие оттенки: коричневый и желтый. Полотна не красили черным. Голубой цвет считался траурным. Однако наиболее распространенной и любимой у представителей всех классов общества была белая ткань. Полотна могли быть как узорчатыми, так и однотонными. Излюбленными орнаментами являлись перья. Они были символом богини Исиды. Популярны были и узоры в виде цветков лотоса. Рисунки наносились на ткань вышивкой или особым методом окрашивания с использованием разных протрав.