Рынок сотовой связи в России, несмотря на высокую конкурентность, насыщенность и впечатляющий уровень проникновения, продолжает динамично развиваться. Это можно наблюдать в самых разных аспектах. Прежде всего это, конечно, уровень технологий, внедряемых операторами, особенно в области мобильного интернета. Однако есть еще одна сфера, где поставщики услуг сотовой связи активно внедряют новые решения, - тарификация. От того, насколько грамотно тот или иной оператор выстроит политику ценообразования, во многом будет зависеть его успех на рынке.
Уровень технологий - важный, но не единственный аспект конкурентоспособности в данном сегменте. Многое зависит также и от качества проработки оператором тарифных планов. Какие есть примечательные предложения для российских абонентов сегодня? Многие эксперты советуют обратить внимание на тарифы типа "Все включено L". Особенно интересными некоторым аналитикам видятся те, что предлагают "Мегафон" и "Билайн".
Общая характеристика тарифов
Чем характеризуются тарифные планы типа "Все включено L", предлагаемые сразу несколькими российскими операторами связи? Что их объединяет, кроме названия?
Прежде всего, это комплексность предоставляемых услуг связи. Предполагается, что в тарифе "Все включено L" имеются опции, отражающие основные современные мобильные сервисы - голосовая связь, SMS, MMS, а также интернет. При этом комплексное пользование каждой из этих возможностей будет дешевле, чем если бы абонент покупал аналогичный объем ресурса в рамках отдельного тарифа при сопоставимых денежных затратах.
Таким образом, основное преимущество тарифов, относящихся к тому же классу, что и "Все включено L", - это одновременная выгода в отношении каждого из мобильных сервисов.
Преимущества тарифов с абонплатой
Тарифный план "Все включено L" от "Мегафона", равно как и его аналог от "Билайна", предназначен для абонентов, которым нужны звонки на разные типы телефонов (включая междугородние). Если речь идет о внутрисетевых вызовах, то сегодняшние тарифы, предлагаемые большинством операторов, включая "большую тройку", позволяют их совершать при минимальных затратах: цена звонка минимальна, а если есть абонплата, то она совсем небольшая, порядка 100-150 руб.
Тарифный план, который предлагает "Мегафон", "Все включено L" и аналогичный, что есть в арсенале предложений от "Билайна", отличаются главным образом объемом ресурса в виде внесетевых минут. Если нам их нужно сравнительно немного, целесообразнее выбрать тариф от "Билайн". Если мы говорим много, то наш выбор - "Мегафон".
Какой оператор лучше?
Объективные данные, которые бы могли однозначно ответить на этот вопрос, в публичном доступе обнаружить довольно сложно. Уровень технологий, задействуемый каждым из операторов "большой тройки", в целом одинаковый. Поэтому практический выбор оптимального поставщика услуг сотовой связи будет зависеть от фактических показателей - устойчивости сигнала, зоны покрытия, а также стандартов связи, доступных в конкретной точке пользования мобильным телефоном.
Таким образом, если стоит вопрос о том, какой оператор предоставляет более оптимальный тариф "Все включено L" - "Билайн" или "Мегафон", то абоненту имеет смысл, если есть возможность, предварительно протестировать качество оказания услуг каждым из поставщиков, оформив, как вариант, дешевый тариф без абонентской платы. Просто для того, чтобы увидеть, насколько устойчив сигнал и какие технологии связи поддерживаются операторами.
Может быть, что, например, самый современный 4G-интернет будет поддерживаться "Билайном", но не будет "Мегафоном" - в тех точках города, где пользование телефоном предполагается наиболее частое. И наоборот. Перейти на "Все включено L" можно в любой момент, и, как правило, с минимальными финансовыми издержками: та денежная сумма, что есть на балансе, так или иначе, будет задействована при переходе на новый тариф.
Пора переходить от теории к практике. Каковы особенности двух предлагаемых разными операторами одноименных тарифов? Насколько их можно считать взаимозаменяемыми и допустимо ли это делать в принципе?
Тарифы от "Мегафона": Москва
Перейдем к рассмотрению конкретных тарифных предложений от оператора. Все, конечно, зависит от географического аспекта пользования сотовой связью. Мы рассмотрим вариант, при котором город, где идет пользование тарифом "Все включено L" ("Мегафон"), - Москва.
Ежемесячный абонентский платеж по соответствующему тарифу в столице России - 1290 руб. За эту сумму пользователь услуг сотовой связи получает 1800 минут звонков на любые номера в Москве, области, а также по России. Аналогично в распоряжении абонента 1800 SMS или, что особенно интересно, MMS. Без разницы, какой тип сообщений - и это несмотря на то, что MMS, как считается, должны быть дороже.
Входящие, разумеется, бесплатно.
Расценки по исходящим звонкам тех типов, что мы не указали выше:
- на номера "Мегафон" в Москве и области: бесплатно;
- на столичные номера после 1800 минут - 2 рубля;
- на телефоны российских абонентов по факту потребления ресурса по абонплате - 2 руб. 90 копеек;
Расценки по сообщениям тех типов, что мы не указали выше:
- на номера Москвы и России по факту расходования 1800 SMS - 2,90 рублей;
- после 1800 MMS - 6 рублей за каждое последующее сообщение столичным абонентам и в другие регионы.
Расценки на мобильный интернет: 8 гигабайт бесплатно.
Тарифы от "Мегафона": Красноярск
Рассмотрим теперь тариф "Все включено L" для Красноярска. Разница с Москвой есть.
За 1200 руб. в месяц в распоряжении сибирских абонентов 2000 минут на любые местные звонки, 7 гигабайт интернета. Доступ при этом по всей России. Если в зоне нахождения абонента поддерживается 4G-интернет, то выход в онлайн осуществляется посредством этой современной технологии.
В пользовании 2000 SMS или MMS, правда, с ограничениями по географии. Отправлять их можно абонентам Красноярского края, в соседние Хакасию и Тыву.
Есть также нюансы. Если абонент путешествует по РФ, то бесплатные - те, что в пределах 2000 минут, исходящие вызовы - только те, что совершаются абонентам Красноярского края, Хакасии и Тывы. Если звонить в другие регионы РФ, то стоимость минуты составит 3 рубля. При этом тарификация SMS и MMS идет по правилам домашнего региона, то есть за счет предоплаченного в рамках абонплаты ресурса.
Исходящие вызовы типов, что мы не указали выше:
- на номера "Мегафона" в Красноярском крае, Хакасии и Тыве: бесплатно;
- абонентам других операторов указанных регионов: бесплатно;
- на номера, зарегистрированные в других субъектах федерации: 1,20 рубля.
Что касается сообщений:
- на номера российских абонентов: SMS - 1,70 руб., MMS - 7 рублей;
- абонентам стран СНГ: 1,90/7 рублей;
- на номера, зарегистрированные в других государствах: 5,20/20 рублей.
Необходимо отметить, что вызовы и сообщения в адрес абонентов, проживающих в Крыму, тарифицируются пока что намного дороже, чем аналогичные опции в рамках остальных регионов РФ.
Чтобы перейти на тариф "Все включено L", что предлагается "Мегафоном" в Красноярском крае, абоненту придется заплатить 100 рублей плюс абонплату за первый месяц. При этом, согласно действующим правилам, переход с этого тарифного плана на другие возможен не ранее, чем через сутки после того, как произойдет подключение к нему.
Рассмотрим прочие нюансы, которые включает в себя тариф "Все включено L" от "Мегафона" в Красноярском крае.
Если абонент осуществит перерасход 7 ГБ интернет-трафика, доступ в сеть сохранится, но на скорости, не превышающей 64 кбит/сек.
Если пользователь тарифа от "Мегафон" "Все включено L", подключившийся в Красноярском крае, установит переадресацию, то соответствующие звонки на другой номер будут тарифицироваться согласно правилам для исходящих вызовов.
Тарификация во всех случаях поминутная.
Базовыми регионами, таким образом, в которых возможно полноценное пользование всеми возможностями тарифа, являются Красноярский край, а также Хакасия и Тыва.
Тарифы от "Билайн"
Рассмотрим теперь то, на каких условиях нам предложит воспользоваться тарифом "Все включено L" "Билайн". Для наглядности сравнения мы изучим условия, установленные для того же базового региона - Красноярского края.
Тарифный план "Все включено L", что предлагает "Билайн" сибирским абонентам, включает в себя абонплату в 300 рублей. Это намного меньше, чем при пользовании одновременным тарифом от "Мегафона". Что получит абонент взамен?
Прежде всего, это бесплатные звонки на номера, обслуживаемые "Билайном". Также в абонплату входит пакет из 200 минут в адрес абонентов других операторов. SMS-ки, исходя из публичных данных касательно тарифа, о котором идет речь, бесплатные.
Что, если абонент осуществит перерасход 200 тарифных минут? В случае если он будет звонить на номера "Билайн" своего региона, ничего доплачивать не придется. При этом номер вызываемого абонента должен быть зарегистрирован в Красноярском крае, в Хакасии или Тыве - так же как и в случае с аналогичным тарифом от "Мегафона".
Если человек звонит на номера других операторов своего региона либо на те, что прописаны в реестрах "Билайн" других субъектов федерации, минута разговора обойдется в 1 рубль. Если абонент будет находиться в домашней сети, то аналогичная стоимость установлена для вызовов на любые российские номера.
Если абонент, израсходовавший 200 минут, будет звонить абонентам "Билайн" в других регионах, то минута разговора обойдется в 2 руб.
Что с SMS? При отправке данного типа сообщений абонентам "Билайн" тарификация не осуществляется. Аналогично, если собеседник владеет номером, зарегистрированным на другого оператора, что ведет деятельность в домашнем регионе, либо "Билайн" - в другом субъекте федерации. Если абонент находится в домашней сети, то бесплатными будут SMS-ки на любые российские номера.
Отметим, что MMS-сообщения в рамках данного тарифа платные - они стоят 1 руб.
Рассмотрим также опции, касающиеся пользования мобильным интернетом. Номинально пользование данным ресурсом не тарифицируется. Но в распоряжении абонента - скромные 300 мегабайт интернет-трафика в месяц. После расходования их скорость снизится до 64 кбит/сек. Понятно, что 300 МБ можно израсходовать и за день. Так что данный тариф - не для пользователей интернета. В этом случае более выигрышно смотрится тариф с таким же названием от оператора "Мегафон" ("Все включено L". Отзывы многих абонентов тарифа, имевших опыт пользования им, это подтверждают.
Подключиться просто
У абонентов не должно быть проблем с тем, как подключить "Все включено L" от "Билайн" или "Мегафон". Вариантов здесь сразу несколько. Во-первых, можно нанести визит в ближайший офис оператора, которых и в Москве, и в большинстве городов Сибири достаточно. Во-вторых, есть удобный вариант с подключением соответствующего тарифа через голосовое меню. В-третьих, можно воспользоваться "личным кабинетом" через интернет. В-четвертых, подключать нужные тарифы удобно посредством SMS или USSD-запроса. Если мы хотим отказаться от использования "Все включено L", отключить данный тарифный план также можно посредством любого из вышеперечисленных методов.
Несхожесть одинакового
Мы видим, что, несмотря на идентичность звучания, тарифы типа "Все включено L" от разных операторов совершенно не похожи, исходя из основных опций. Вероятно, и тот, и другой тарифный план ориентирован на разные группы абонентов. Из общего - только тот аспект, который мы отметили в самом начале статьи - в стремлении оператора предложить своему пользователю возможность сэкономить комплексно. Правда, в случае с тарифом от "Билайн" это выражается в большей степени для традиционных опций пользования мобильной связью - звонков и SMS. Интернет в рамках данного тарифного плана, как нам удалось выяснить, не очень выгоден.
Сложно назвать оба тарифа взаимозаменяемыми, равно как и конкурирующими. Вместе с тем можно отметить, что оба имеют прекрасные шансы на то, чтобы найти своего потребителя как в Москве, так и в других городах.
Вместе с тем региональный аспект пользования тарифами особенно интересен. Рассмотрим его.
Региональные аспекты
Сравнив два региона, в которых предлагает "Мегафон" тарифы - Москва и Красноярский край, мы увидели, что принципы выстраивания структуры абонентских предложений могут разниться, в зависимости от географии оказания услуг. Хотя это, наверное, не новость. Не только в аспекте данных конкретных тарифов, но и на примере большинства других предложений от этих и других операторов можно пронаблюдать разность подходов в ценовой политике в зависимости от региона.
Но в целом архитектура тарифа "Все включено L" в Москве и в Сибири достаточно схожа. И если, например, столичный абонент, привыкший к этому тарифному плану, переезжает в Красноярск, то, вероятно, без особых сложностей адаптируется к региональной специфике пользования соответствующими мобильными сервисами.
Отзывы
Собственно, о мнениях абонентов. Что говорят пользователи? В принципе, многие из них ожидаемо характеризуют оба тарифа как адаптированные к потребностям тех абонентов, что осуществляют звонки преимущественно на номера других операторов или в города, расположенные вне домашнего региона. Пользователи хвалят операторов за возможность отправлять большое количество SMS-сообщений, весьма полезных в тех случаях, когда позвонить или связаться с собеседником через онлайн-сервисы затруднительно. Большое значение, по мнению пользователей (в начале статьи мы также это отметили), имеет качество сервисов, предоставляемых операторами в конкретной географической точке. Какие бы выгодные ни предлагали "Билайн" или "Мегафон" тарифы, Москва, несмотря на развитость коммуникационной инфраструктуры, - очень неоднородный город в аспекте уровня используемых мобильных технологий. Если в центре используются самые современные стандарты связи, то ближе к МКАД что-то может не ловить. Вероятно, схожим образом дело обстоит и во многих провинциальных городах.