Благодаря гениальному таланту и неуемной энергии Стэнли Кубрика лучший фильм в истории кинематографа о космосе сняли еще в конце 60-х годов. Это аксиома. Данный факт и не думал оспаривать создатель серии удивительных блокбастеров Кристофер Нолан. Однако его новое творение - «Интерстеллар» - фильм грандиознейший по своим масштабам. Он является весьма серьезным претендентом на завидное место в золотой коллекции киноприключений наших дней.
Кинопреамбула
Режиссёр Кристофер Нолан – профессионал в жанре фантастика, поэтому на весь хронометраж фильма (2 часа 45 минут) зритель погружается в особую атмосферу пафосных разговоров о квантовой механике, гравитации и теории относительности. Периодически в нескончаемый поток научной терминологии вклиниваются довольно высокопарные рассуждения главных героев о судьбе человечества, о любви и семейных ценностях. Чисто формально «Интерстеллар» (отзывы критиков тому подтверждение) шатко балансирует между образцом советской научной кинофантастики типа «Лунной радуги» и культовой «Космической одиссеей» выдающегося Стэнли Кубрика. Задумка режиссера Нолана возвеличить трудовые будни астронавтов удается во многом благодаря музыкальному сопровождению Ханса Циммера, которое идеально вписывается в каждый эпизод кинофильма "Интерстеллар", музыка удачно создает мнимый эффект глобальности.
Основная идея кинофильма «Интерстеллар»
Сюжет картины новаторским назвать сложно. Планета Земля в очередной раз переживает глобальную экологическую катастрофу. Человечество (американцы не стали исключением) вынуждено отвоевывать у природы скудные посевы, при этом два из трех основных видов хлеба (зерновые и рис) канули в лету, осталась лишь кукуруза, да и то она на грани исчезновения. По земной поверхности то и дело проносятся пылевые бури, сметая все на своем пути. NASA нет, армия США в забвении, экономика свернута, людей волнует лишь проблема голода. Главный герой экс-летчик Купер (Мэтью Макконахи) в одиночестве воспитывает дочь и сына, временами в тоске поглядывая на далекие звезды. В скором времени, особенно когда Купер обсуждает с детьми вопросы касающиеся освоения космоса и высадки на Луну, в детской начинают происходить странные и необъяснимые явления.
Чем дальше, тем увлекательнее
Вот так начинается основная интрига картины «Интерстеллар», сюжет далее становится гораздо динамичнее. Главному герою удается понять тайные знаки, подаваемые неведомой силой, в послании оказываются географические координаты точки в пустыне, куда Купер отправляется вместе со своей дочерью. Добравшись до места назначения, герои попадают в засекреченный филиал NASA, в котором доктор Брэнд (Майкл Кейн) делает отцу интригующее предложение. Именно Купер должен отправиться на планету Сатурн, возле которой имеется временная дыра, которой под силу переместить космический шаттл в другую галактику. И астронавты должны отыскать в ней планеты пригодные для жизни человеческой расы. Дети главного героя категорически против, так как понимают, что отец может и не вернуться, однако Купер принимает предложение и вскоре устремляется в космос в компании дочери Брэнда Амелии (Эн Хатэуэй) и двух астронавтов, один из которых традиционно негр.
Немыслимый эквилибр
Истинные почитатели фантастического жанра наверняка помнят сумбурное кинематографическое объяснение появления величайшего монстра Годзиллы в фильме "Годзилла против космического монстра". Там появление чудища поясняется прохождением его клеток через Черную дыру с впитыванием во время пути кристаллических структур. Этот забавный абсурд мило укладывался именно в японский фантастический киножанр. Но картина «Интерстеллар» (отзывы единодушны во мнении) на полном серьезе, при поддержке именитого научного консультанта выдает невероятный эквилибр. Считанная роботом с краев черной дыры квантовая информация передается персонажем при помощи вечной азбуки Морзе на стрелку часов, которые остались на Земле, а в это время сам герой завис в некотором пятом измерении, в окружении книжных полок и комнат его дочери. И именно эта информация является ключевой, именно она поможет планете избежать катастрофы. Причем фанаты Нолана узрели в этом грандиозный замысел создателя, а бедным японцам только остается нервно покуривать в сторонке, пересматривая «Интерстеллар» - фильм поистине фантастический.
Космическая пыль
Кристофер Нолан не единственный автор, который со знанием дела развивал тематику квантовой механики, до него в своих произведениях это практиковали Дидье ван Ковелер и Мишель Уэльбек. Отличие в том, что картина «Интерстеллар» (рецензия каждого второго кинокритика подчеркивает данный факт) основана на провокационных работах физика-теоретика Кипа Торна. Отдельные диалоги перенасыщены физическими терминами, что похоже на небезызвестную космическую пыль в доверчивые глаза зрителя. Не надо быть физиком, чтобы понять, что фраза о том, что если квантовая механика станет противоречием теории относительности, то всем вокруг станет плохо – в высшей степени абсурдна. Эти физические дисциплины изначально находятся в извечном споре. Вот такой физический киноляп присутствует в киноленте «Интерстеллар», рецензия Станислава Зельвенского это подчеркивает.
Утрируя эмоции стремимся к гиперболам
Если растащить фабулу на тезисы и попытаться кратко изложить на бумаге, то хватит одного листа из ученической тетради. Мастерство создателя картины «Интерстеллар» (рецензия киноэксперта Вячеслава Сурикова детально отражает все режиссерские приемы) заключается в деталях, если описывать их, то не хватило бы и ватмана. Виртуоз Нолан продолжает работать по системе занимательной творческой шизофрении, которая была им успешно протестирована в фильме «Начало» (2010). Маэстро будто ведет зрительскую аудиторию по сюрреалистическим декорациям поистине эпических масштабов, не забывая останавливаться время от времени в реальных аудиториях университета, уютных комнатах домов обывателей Среднего Запада. И величественной музыке Ганса Циммера с легкой руки создателя аккомпанирует всем знакомый стук мела об доску. А житейской драме – попытки научного объяснения происходящего, разбавленное цитатами великих физиков и самого Исаака Ньютона, терминами вроде «сингулярность» и сложными схемами. Искривление межзвездного пространства пересекается с извечной проблемой взаимоотношения отцов и детей, а страх перед полным уничтожением человечества – с отрешенностью, изображенной на графике квантовой реальности. Одним словом, режиссер моментами утрирует эмоции, а в отдельных эпизодах смело играет гиперболами, но не пересекает очерченных рамок философии блокбастера. Та находчивость, ловкость и оригинальность, с которой Кристофер Нолан собирает мозаику собственного сочинения в лучших эпизодах "Интерстеллара", бесспорно заслуживает высших похвал.
Актеры и роли
Удачным актерским составом смело может похвастаться кинолента «Интерстеллар», актеры которой идеально вжились в образы своих персонажей. Оскароносец Мэттью Макконахи - звезда успешного телесериала "Настоящий детектив" и фильма "Далласский клуб покупателей" создал чертовски харизматичный персонаж астронавта. В противовес ему образ Энни Хатауэй, героиня которой ранее не покидает пределы лаборатории. Психологическую достоверность киноленте обеспечили актеры Джессика Честейн, Дэвид Гяси, Кейси Аффлек, Мэтт Дэймон. И уже никто не акцентирует внимание на том, что в раскладе персонажей наблюдается проверенный временем стандарт: к главному герою-мужчине в спутницы распределяется красавица и т.д. Герои «растут», развиваются, и наблюдать за этим более чем интересно на всем протяжении кинокартины «Интерстеллар». Актеры постарались на славу.
На грани с емкой метафорой
Совсем не случайно отечественные прокатчики переводу названия «Межзвездный» предпочли загадочный оригинал «Интерстеллар». Дата выхода (06. 11. 2014) была выбрана без особого умысла. В этот же день стало совершенно понятно, что даже «Гравитация» режиссера Куарона, хит прошлого года, остается далеко позади, а детище К. Нолан встало на один уровень с творением Кубрика и «Солярисом» Тарковского. С последним их объединяет «установка на работу мозга зрителя», и многое в сюжетном повествовании балансирует на грани с метафизикой. А вот по техническому исполнению и зрелищности у кинокартины найдется совсем немного соперников.
Эпилог
Достижение создателей картины «Интерстеллар» (рецензия Велимира Разуваева, спецкора «Независимой газеты», подчеркивает именно удачные моменты) состоит в сохранении фантастического и одновременно авантюрного содержания. Человечность главных героев, мотивация и логика их поступков не искорежены традиционным «межзвездным гламуром». В ленте имеются моменты саспенса, загадка-интрига и кульминация, которая не разочаровывает.