Многие учебные учреждения проводят тематические недели с дополнительной практической направленностью. Об этом в последнее время много говорят на педагогических и психологических форумах, где и происходит обмен опытом проведения психологических акций в учебном заведении.
Тематическая неделя с практической направленностью
В последнее время проблема сохранения психического здоровья детей школьного возраста приобрела глобальные масштабы. В современном обществе всё больше детей и подростков остро нуждаются в психологической поддержке и помощи профессионального специалиста-психолога. При этом психолого-педагогическим сопровождением охватить одновременно всех учащихся учебного учреждения одному специалисту довольно проблематично.
Там, где психолог профессионально и творчески подходит к работе, эта проблема решается за счёт планирования и проведения психологических акций, больших психологических игр и комплекса мероприятий, таких как неделя психологии в школе. В процессе проведения появляется прекрасная возможность обратить внимание учеников на деятельность педагога-психолога, заинтересовать их возможностью сотрудничества и взаимовыгодного общения.
Правильная организация и планирование недели психологии в рамках учебного процесса
Начинают неделю психологии в школе, как правило, с общешкольной линейки, на которой учащихся знакомят с предстоящими изменениями в школьной жизни на ближайшие дни, а также со всеми планируемыми мероприятиями. Предварительно психологической службой учебного учреждения совместно с администрацией оговаривается тематика и план на предстоящие пять учебных дней.
Неделя должна быть целостной и логически завершённой, при этом следует учитывать привлечение для участия всех возрастных категорий учащихся, а также членов педагогического коллектива.
Администрации и психологу следует учитывать, что проведение недели психологии в школе не должно никоим образом вмешиваться в учебный процесс. Главной деятельностью в этот период продолжает оставаться обучение. Сопутствующей ему станет неделя психологии в школе. Сценарий проведения составляется специалистами психологической службы. В обязательном порядке он должен быть утвержден администрацией учебного учреждения.
Основным требованием к планированию такого мероприятия является то, что все учащиеся, родители, педагоги должны быть вовремя оповещены о том, что предстоящая учебная неделя планируется как неделя психологии в школе. Мероприятия определяются заранее, список размещается на специальной доске объявлений, чтобы каждый участник учебно-воспитательного процесса мог с ним ознакомиться.
Первый день - начало общешкольной акции
В первый день недели, понедельник, целесообразно планировать мероприятия, которые помогут специалисту выявить общий эмоциональный фон школьного коллектива, общее психологическое состояние детей и педагогов. Использование с этой целью методов цветовой интерпретации многие детские психологи считают наиболее эффективным. Поэтому в первый день недели психологии можно использовать психологическую игру «Радуга настроений» для всех учебных параллелей.
Некоторые специалисты предпочитают также провести в начале дня небольшой диагностический срез, который заключается в том, что каждый ученик и педагог должен выбрать карточку определённого понравившегося ему цвета и поместить на специальный стенд, «забор настроения» или просто в специальный ящик, написав на карточке пожелание на предстоящую неделю. Закончить первый день продуктивно поможет проведение специальных небольших акций, таких как «Комплимент другу», «Тайное послание», «Доброе пожелание».День общения и добрых дел
Вторник должен быть логическим продолжением понедельника, что делает этот день, как правило, направленным на формирование конструктивных навыков общения. Использование с этой целью психологических игр, акций, например «Тайный друг», будет способствовать развитию у детей умения общаться, взаимодействовать не только с одноклассниками и друзьями, но и с другими учащимися школы, а также с педагогами.
Логическим завершением дня будет проведение единого классного часа на тему дружбы и взаимопонимания. Педагогический коллектив учебного учреждения при этом должен помнить, что неделя психологии в школе – мероприятие для всех, успех его зависит от умения членов коллектива действовать в команде.
Третий этап: психологические акции
В третий день, среду, большинство специалистов проводят акции, направленные на определение жизненных ценностей. Эта тематика достаточно актуальна в современном мире детей и подростков, но продолжает оставаться подводной частью айсберга педагогического воздействия. Помочь в этом призвана неделя психологии в школе.
Мероприятия в этот день проводятся в виде социологических опросов, игр-драматизаций («Трансплантация сердца», «Перекрёсток»), психологических игр. Возможно проведение совместного единого урока для учащихся старших классов с привлечением медицинских и социальных работников, проведением кинотренингов.
Индикатор настроения четвёртого дня
В четверг рекомендуется провести контрольный срез определения эмоционального фона коллектива учителей и учащихся. Целесообразно использовать для этого упражнение под названием «Индикатор настроения». Проводить его можно в разных вариациях. Важно лишь сделать так, чтоб каждый ученик и педагог в начале и в конце школьного дня выбрал жетон с цветом своего настроения.
Сравнительные результаты утреннего и дневного срезов помогут психологу понять колебания эмоционального фона коллектива. В идеале они должны иметь позитивную тенденцию, как и сравнительные результаты первого и четвертого дня такого мероприятия, как неделя психологии.
В школе сценарий проведения психологических акций и игр в обязательном порядке согласовывается педагогом-психологом с классными руководителями заранее. Результаты диагностических срезов, вызывающие тревогу, также обговариваются коллегиально. В этот день возможно проведение весёлых переменок, позитивных динамических пауз.
Позитивное завершение
Неделя психологии в школе заканчивается в пятницу любой масштабной акцией («Сундучок пожеланий», «Волшебные предсказания»). В этот день целесообразно проводить фоторепортажи или марафоны на различные тематики («Моё хобби», «Школьная перемена»). Нелишним было бы запланировать проведение также праздничных мероприятий: дискотеки, развлечения после уроков.
Учитывая то, что неделя психологии в начальной школе должна гармонично влиться в общешкольную, в младших классах также следует организовать развлечения. Это могут быть чаепития с весёлыми играми, конкурсами.
Основные задачи большой акции "Неделя психологии в школе"
Что же дают всем участникам учебного процесса такие мероприятия? Проведение недели психологии способствует пробуждению детского интереса к познанию собственного внутреннего мира и мира других людей. В современных условиях дефицита общения и внимания это является достаточно актуальной потребностью. Неделя психологии в школе является составляющей комплекса мероприятий по развитию коммуникативных навыков школьников, конструктивных форм общения и разрешения конфликтных ситуаций. Она помогает развивать эмпатию, формы и методы конструктивного взаимодействия педагогов с учениками.
Формированию благоприятного эмоционального фона в школьной среде, позитивного психологического климата в коллективах детей и педагогов также способствует неделя психологии в школе. Разработки к мероприятиям, планируемым в рамках проведения такой тематической недели, можно найти в профессиональных изданиях, специализированной психологической литературе.