В настоящее время в РФ импортируется огромное количество иностранных кинофильмов. Их оригинальные названия подвергаются переводу, так как представлены на иностранном языке. Название картины играет немаловажную роль в понимании фильма и возбуждении интереса к нему, переводчики должны быть ответственными, дабы российская версия перевода была весьма звучной и значимой как оригинальная. Порой встречаются ситуации, когда название фильма не соответствует его содержанию, или же при переводе отсутствует жанровая адаптация.
Стратегии адаптации
При переводе названий применяется значимое количество так называемых стратегий адаптации. Самая элементарная – дословный или прямой перевод названия киноленты, которую используют при отсутствии непереводимых социально-культурных реалий и явного конфликта между содержанием и формой, например, проект Welcome to Paradise (1984 г.), который вышел в отечественный прокат под названием «Добро пожаловать в рай!». Отзывы назвали перевод его наименования – калькированием.
Существует и иная стратегия: под названием трансформация, т.е. изменение названия, обусловленное разными факторами – функциональными, лексическими, прагматическими или стилистическими. То есть перевод сопровождается смысловой адаптацией, в которой жанровая или смысловая недостаточность точного перевода компенсируется добавлением или опущением отдельных лексических элементов.
Еще одна стратегия, которую активно используют переводчики, – это полная замена названия кинофильма из-за невозможности воспроизвести и передать первоначальный смысл исходного текста. Ярким примером послужат названия фильмов: Vice (2014), Ins Blaue (2012), Into the Blue (2005), которые вышли в отечественный прокат с одним и тем же названием – «Добро пожаловать в рай». Отзывы о них были различными, впрочем, как и жанр и смысловая нагрузка.
Приключенческий триллер 2005 года
Отечественное прокатное название проекта режиссера Джона Стокуэлла и сценариста Мэтта Джонсона звучало достаточно заманчиво и в начале оправдывало себя полностью. Первые минуты хронометража картины «Добро пожаловать в рай!» отзывы зрителей назвали прекрасной возможностью полюбоваться чудесными видами глубин океана района Багамских островов, оценить фигуры главных героинь – полуобнаженных красавиц-дайверов Аманды и Саманты, которые в компании своих парней занимаются розыском утонувшего вместе с золотом старинного брига. Однако далее умиление смотрящего сменяется тревогой за судьбу главных героев, ведь молодые люди умудряются вместо сокровищ древности отыскать затонувший современный самолет с громадной партией героина.
Не расслабишься
С этого момента фильм «Добро пожаловать в рай!» полностью оправдывает заявленную жанровую политику приключенческого триллера. Начинается совершенно другое кино с перестрелками, взрывами и драками. Тут уж не до созерцания прелестей природы и загорелых тел главных героинь. Жемчужиной картины стала исполнительница главной женской роли Джессика Альба. Девушка была настолько хороша, что, опасаясь излишней критики, студия прибегла к помощи компьютерной графики и подкорректировала ряд кадров так, чтобы ее бикини чуть больше скрывало фигуру. Этот факт не ускользнул от внимания зрителей, посмотревших «Добро пожаловать в рай!». Отзывы их были единодушны: «Джессика в бикини – это хорошо, а вот фильм – не очень». Может, поэтому этот опус в прокате США не добрался до 20 миллионов кассового сбора, зато очень неплохо прошел в других странах.
Сиквел
Фильм режиссера Стивена Херека и сценариста Митчелла Кэпнера под названием «Добро пожаловать в рай 2: Риф» (2009) не имеет ничего общего с оригиналом, кроме водной тематики и проблем, притаившихся в морских глубинах. Первым, что бросалось в глаза зрителю во время просмотра проекта, была масса упругих и загорелых женских тел на фоне умиляющих красот пляжей, чистой океанской воды и великолепия безумно голубого неба. Уже только за одну такую красоту ленту можно было бы смотреть. Недаром фильм «Добро пожаловать в рай 2: Риф» отзывы окрестили «кино симпатичных мордашек и накачанных торсов». Однако звезд в актерском составе поубавилось. Из более известных в съемках приняла участие Лаура Вандервут («Конкурентки»). Но что можно было ожидать от проекта, который сразу вышел на видео?
Уступая стандарту оригинала
Чаще всего сиквел известного проекта, выходящий сразу на DVD, не отвечает стандарту оригинала и ожиданиям зрителя. Но фильм «Добро пожаловать в рай 2: Риф» удержал средний результат и порадовал зрителя неплохой сюжетной линией, исполнителями главных ролей и добротной операторской работой. К технической стороне картины придраться сложно, все выполнено превосходно: и планы под водой, и на суше. Музыкальное сопровождение также органично вписывается в канву фильма. Сюжет криминального триллера «Добро пожаловать в рай 2» отзывы критиков назвали в меру интересным, хотя завязка некоторым показалась чересчур затянутой. В киноленте присутствует интрига, ее также можно расценивать как довод для просмотра.
Одноименные, но не оцененные
Согласно статистике, 40% зарубежных кинокартин в российском прокате имеют названия, не несущие дословный перевод. Прокатчики попытались использовать более интригующие названия для привлечения большей зрительской аудитории к просмотру. Однако такой трюк не оправдался в двух кинокартинах с одинаковым названием «Добро пожаловать в рай». Отзывы о них найти крайне проблематично, и они слишком сдержанны.
- Драма производства Германии сценариста, режиссера и продюсера в одном лице Рудольфа Томе, выпущенная в 2012 году, представляет собой фильм в фильме. Сюжет рассказывает о начинающем режиссере, который пытается отснять свой первый полнометражный проект. Но дело в том, что эпизоды, разыгрываемые перед камерой, начинают влиять на реальную жизнь участников съемок. Постепенно происходит взрывное смешивание вымысла и реальности. Такова интрига драмы «Добро пожаловать в рай». Отзывы о фильме среди кинокритиков преимущественно положительные, хотя всемирная популярность картине так и не досталась.
- Американский ТВ-проект 1984 года снял режиссер Дэниэл Хэллер по сценарию Стёрлинга Силлифанта. Сюжетная линия фильма повествует о приключениях трех подруг, которые, перенасытившись каждодневной рутиной, отправляются на поиски удовольствий на легендарный пляжный курорт. Причем именно на нем два десятилетия назад у них были самые яркие за всю жизнь любовные романы. Удастся ли им изменить свою жизнь или героини найдут себе неприятности, расскажет картина «Добро пожаловать в рай». Отзывы о фильме не содержат спойлеров.
Низкобюджетный триллер
Довольно низкобюджетный триллер 2014 года Vice режиссера Брайана А. Миллера, снятый по сценарию творческого союза Андре Фабрицио и Джереми Пассмор, критики называют необдуманной попыткой смешивания в одном флаконе эпизодов и стилей научно-фантастических картин, ставших культовыми: «Матрицы», «Западного мира», «Вспомнить все», «Бегущего по лезвию» и «Робокопа». Попытка априори провальная и к тому же дешевая, поэтому «Добро пожаловать в рай 2», зритель уж точно не увидит. Хотя так мог бы выглядеть и тот же «Бегущий по лезвию», если бы его создал не Ридли Скотт, а некая неизвестная студия Голливуда, штампующая в 80-е картины категории В.
Сюжет
Фильм «Добро пожаловать в рай» (2014) рассказывает историю, произошедшую в футуристическом курортном городке. Местное население города составляют андроиды, внешне не отличимые от людей. Именно на этом строит свой бизнес респектабельный бизнесмен Джулиан (Уиллис). Он представляет уникальную услугу – исполнение самых грязных, запретных и порочных желаний людей. Андроиды ведь все стерпят, причем после процедуры им стирают память, а довольные извращенцы, оплатив воплощение своих желаний, покидают курорт. Однажды девушка-андроид Келли (Эмбир Чилдерс), сохранив в памяти все зверства, сбегает. Джулиан отправляет на ее поиски и поимку целую армию вооруженных роботов. Об издержках резни герой Брюса Уиллиса совершенно не беспокоится.
Пустая трата времени?
Дабы разбавить андроидный экшен толикой человеческих эмоций, создатели вводят в сюжет создавшего Келли инженера (Брайан Гринберг). Мужчина создал робота по образу и подобию своей супруги, поэтому пытается ей помочь. Для обострения конфликта сценаристы пускают по следу беглецов потрепанного бывалого детектива Роя (Томас Джейн), который жаждет уничтожить постыдный бизнес Джулиана. Брюс Уиллис положения не спасает, хотя в ином менее предсказуемом и поверхностном фильме его появление в качестве главного антагониста доставило бы зрителю настоящее удовольствие. Кстати, это не первый окрещенный критиками провальным проект Миллера, в котором принимал участие Уиллис. В августе прошлого года вышел в прокат, но канул в забвение кинофильм «Принц», над которым также работали Джереми Пассмор и Андре Фабрицио. Возможно, эта творческая команда решится на третью попытку, и зритель вскоре увидит «Добро пожаловать в рай 2».