Закончив учебный год, все дети уходят в "отпуска". Закончились итоговые открытые занятия, и большинство деток разъехались по бабушкам и дедушкам. Однако не все родители могут себе позволить такую роскошь, как отдых ребёнка от детского садика. И именно для тех детей, которые остаются в группе, необходимо составлять перспективный план на лето. В старшей группе необходимо проводить мероприятия по всем направлениям, которые изучались, чтобы помочь детям закрепить всё, что они узнали.
ФГОС
Сам по себе федеральный государственный образовательный стандарт не указывает, как именно должен выглядеть перспективный план на лето в старшей группе. Все его пункты и параграфы регламентируют исключительно отношение к детям и проводимые с ними занятия. Однако если вы собираетесь составлять план на лето (старшая группа) по ФГОС, вам придется учитывать некоторые особенности. Например, настоящий стандарт запрещает использование термина "занятие". Это направлено на закрепление у воспитателей мысли о том, что образовательный процесс у дошкольников должен проходить не как в школе, а с помощью игровых форм. Кроме того, план на лето (старшая группа) по ФГОС не должен включать в себя занятия как таковые. Он должен быть направлен на социализацию подрастающего поколения, на укрепление связей и дружбы.
Структура
Перспективный план на лето в старшей группе состоит из нескольких частей. Первым делом вам надо составить общую концепцию проводимых мероприятий, а затем расписать, какие именно игры и занятия будут проводиться. В отличие от обычного обучения дошколят летние дни полностью проходят под контролем воспитателей.
Итак, сначала вам придется составить план под названием: "Календарный план на лето (старшая группа)". Это своего рода таблица, состоящая из двух столбцов. В левом вы должны указывать дату (например, 1 июня - понедельник). А также тематику дня (Физкультура, логическое развитие, этика). В правом столбце необходимо указать мероприятия, которые будут проводиться в данный день. Например, "беседа о птицах", "чтение "Мойдодыра"", "коллективная аппликация "площадка мечты"".
- После составления подробного описания вам предстоит следующий важный шаг. Вы должны составить папку с названием: "Планы на каждый день лета (старшая группа)". Здесь будут размещаться конспекты всех интегрированных занятий, которые вы собираетесь провести.
Ежедневник
Как должен выглядеть календарный план на лето? Старшая группа - это дети, которым осталось совсем немного до подготовительной группы перед школой, а значит их развитие должно немного ускориться. Календарный план - это, по сути, ежедневник воспитателя, чтобы тот мог подготовиться к очередному дню с максимальной эффективностью. Какие же должны проводиться мероприятия в старшей группе? Можно выделить три основных направления подобных занятий.
- Оздоровительно-физкультурное.
- Художественно-эстетическое.
- Социально-личностное.
Каждое из этих направлений должно пересекаться друг с другом. Только это позволит детям развиваться гармонично и разносторонне. Вам необходимо разработать календарный план с учетом этих особенностей так, чтобы мероприятия не повторялись день за днем. Будет хорошо познакомить детей с классической музыкой, но заставлять их три дня подряд слушать Бетховена просто бессмысленно. Согласно тому же ФГОС, развивающие занятия должны проводиться в игровой форме и учитывать невозможность удержать детей подолгу на одном месте.
Подробный план
Когда вы создаёте перспективный план на лето в старшей группе, необходимо уделить внимание также конспектам интегрированных занятий. Что это означает? После создания "ежедневника" со списком игр, сказок, рассказов, походов и иных мероприятий вам стоит более подробно расписать каждое из них. Свои слова, действия. Если вы будете проводить соревнования или "весёлые старты", нужно подготовить соответствующую награду участникам. Таким образом, вам придется составить планы на каждый день лета. Старшая группа уже достаточно взросла для того, чтобы проводить с ними физические состязания, проводить беседы и спорить.
Для того чтобы ваши планы больше соответствовали стандартам, можете включить в них диалоги и обсуждение с детьми не только сказок и стихотворений, но и каких-либо новостей, предметов, отношений. Помните, когда-то существовала передача "Устами младенца"? Подобные диалоги помогут вам научить детей четче и понятнее выражать свои мысли.
Пример
Теперь давайте приведём реальный пример, как должен выглядеть перспективный план на лето в старшей группе.
1 июня День здоровья (физическое развитие). | "Весёлые старты", посвящение первому дню лета, конкурс-игра в прятки, казаки-разбойники. Беседа на тему олимпиад и спортивных достижений. |
2 июня Социально-личностное развитие. | День воды. Разгадывание загадок о подводных жителях, викторина "Кто проживает на дна океана", конкурс рисунков "Я и море", обсуждение правил поведения на воде. |
3 июня Художественно-эстетическое развитие. | День семьи. Изучение семейных альбомов и генеалогического древа. Беседы про то, как семьи живут, отдыхают, ведут хозяйство. Чтение рассказа Успенского "Бабушкины руки". Рисование - "Мама, папа, я". |
Проблемы
Если вы являетесь тем воспитателем, на чьи плечи возложили перспективный план на лето в старшей группе, помните, что его написание нужно начинать заранее, чтобы было время на подготовку и одобрение руководством ДОУ.
На самом деле, это очень ответственное занятие. С одной стороны, план не должен включать в себя материал, который дети проходили в текущем учебном году, с другой стороны, проходить летом материал, который будет осваиваться в следующем году, - это нарушение действующих образовательных стандартов. Ведь согласно ФГОС, дети должны воспитываться в равенстве, и им должен преподноситься одинаковый материал, чтобы они могли составить здоровую конкуренцию при поступлении в школу, да и по жизни.
Выводы
Воспитателю придётся очень потрудиться, чтобы составить план на лето. Старшая группа ДОУ - это уже взрослые дети, которые представляют, чего они хотят. А современные дети желают исключительно сидеть за мультиками или играть в планшет. Поэтому при составлении планов обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ребёнка, остающегося на лето в группе, а также их интересы и увлечения.