Константин Григорьев – известный актер советского кино и театра, ставший в начале 80-х годов звездой первой величины. Он мог сыграть и сибирского крестьянина, и потомственного дворянина, и агента иностранной разведки, и красного комиссара. В облике мерзкого бандита Григорьев отталкивал, вызывая море отрицательных эмоций, но влюблял в себя, играя бесстрашного начальника экспедиции.
Картины с участием Константина Григорьева собирали у телеэкранов огромную аудиторию. И сегодня у тех картин советского времени масса поклонников. Однако не всем известна трагическая судьба Константина Константиновича, словно выпавшего из жизни на самом пике своей популярности.В начале актерского пути
Родился Константин Григорьев, фильмография которого насчитывает не один десяток фильмов, в Ленинграде 18 февраля 1937 года. Он находился на воспитании у бабушки. Пережил блокаду Ленинграда, после школы поступил в строительный вуз, который не окончил. Его манил театр, поэтому вся жизнь и работа молодого человека вращались около него. Работая кочегаром в Выборгском Дворце культуры, он параллельно посещал театральный кружок. Работая монтировщиком сцены Театра имени Ленсовета, Григорьев учился в студии актерского мастерства. По ее окончании два года находился в составе труппы ленинградского театра имени Комиссаржевской. Заступившись за нетрезвого коллегу, нагрубил художественному руководителю, за что был с треском уволен. Казалось – все! Точка! Жизнь окончена! Куда дальше? К таким, как Григорьев, применяют поговорку «Бог поцеловал в макушку».
Покорить Москву!
Даже отсутствие театрального образования не стало преградой на той дороге, которую выбрал будущий актер Григорьев Константин. В 1973 году без гроша в кармане молодой человек уехал в Москву, где за достаточно короткое время в театре имени Пушкина стал ведущим актером. На постановку «Легенда о Паганини» с участием Григорьева билеты достать было очень проблематично, практически невозможно. Частой его партнершей во многих постановках была Вера Алентова. Как-то на репетиции актриса оступилась, упала с высокой декорации и получила тяжелые травмы. Костя среагировал первым, на руках отнес ее за кулисы и побеспокоился насчет скорой помощи.
Актриса Тамара Семина, вспоминая съемки кинокартины «Трактир на Пятницкой», из прекрасно подобранного актерского состава особенно выделяла Григорьева Константина - общительного, легкого, с прекрасным чувством юмора и несколько взрывным характером. Был даже момент, когда Александр Файнциммер - режиссер, боясь цензуры, изымал из фильма некоторые идеологически вредные моменты. За столь неправдивую трактовку исторических событий возмущенный Григорьев вместе с Еременко Николаем хотели даже побить режиссера.
Актер, о котором мечтали все!
Никита Михалков, отзывавшийся об актере как об артистической натуре с острой подвижной характерностью, пригласил Григорьева в свою кинокартину «Раба любви» (капитан Федотов). Знаменитый режиссер считал, что такой талант, как Григорьев, умеет тонко чувствовать пластику характера по любому ходу сюжета и режиссерскому предложению. Именно с легкой руки Михалкова, считавшего Григорьева мечтой любого режиссера, актер стал настоящей звездой. В конце 70-х начале - 80-х годов биография Константина Григорьева разбогатела не на один десяток фильмов, среди которых «Трактир на Пятницкой», «Транссибирский экспресс», «Остров сокровищ», «Зеленый фургон», «Хождение по мукам», «Пиковая дама».
На пике популярности
Актер, по популярности не уступавший заслуженным актерам, был востребован, предложения поступали одно за другим.
В 1981 году его пригласил во МХАТ Олег Ефремов, и Григорьев сразу же начал играть в театре в так называемой первой сборной СССР главные роли. Харизматичный Григорьев Константин Константинович восхищал своей неординарностью не только на сцене; он занимался живописью, изготовлением серебряных изделий, резьбой по дереву, игрой на банджо и гитаре, написанием песен, стихов, сценариев и рассказов. Григорьев даже вязал; его часто можно было увидеть в окружении прекрасных дам театра, с которыми он бурно обсуждал количество петель. Оперетту «Аленка и алые паруса», написанную Григорьевым, ставили многие театры страны. Ленинградцы 60-х годов обожали песню «Дождь на Неве», написанную им.Константин Григорьев: личная жизнь
Григорьев умел находить подход к женщинам и за короткий период обаял актрису Екатерину Васильеву, был в близких отношениях с ассистенткой режиссера на «Мосфильме» Аллой Майоровой – бывшей музой Булата Окуджавы. Влюбившись, не раздумывая заключил брак с 19-летней реквизиторшей театра Еленой, родившей ему сына Егора.
От второго брака с актрисой у Григорьева родилась дочь, судьба которой оказалась трагичной: девушку выбросили из окна во время пьяной вечеринки. Официальная версия - самоубийство.Все изменилось навсегда
Григорьев Константин обладал сложным характером и часто был резок в высказываниях. Именно такая несдержанность сыграла в судьбе актера роковую роль. 17 февраля 1984 года, получив зарплату, он сидел в ресторане с друзьями и отмечал свой день рождения. В один момент ему показалось, что за соседним столиком двое мужчин странно посматривают в его сторону. Григорьеву это не понравилось, и он пошел к ним разбираться. Через некоторое время, когда Константин вышел наружу, один из оскорбленных ударил его по голове металлическим предметом и столкнул с двухметровой лестницы вниз. Единственное, что пострадавший смог сказать, когда его, истекающего кровью, обнаружили друзья: «Ребята, мне же больно!». Обидчиков так и не нашли; вполне возможно, что следствие по каким-то причинам не захотело доводить это дело до конца.
В институте Склифосовского Константину сделали 8 операций, откачав литр жидкости из области мозга. Актер две недели был в коме, в больнице провел полтора года и почти потерял речь. Это уже был совсем другой человек, резко постаревший и потерявший память. Диагноз, поставленный врачами, – тотальная афазия. При этом актер, у которого была нарушена работа левого полушария, все прекрасно понимал. После случившегося все так же хорошо играл на гитаре, но с трудом вспоминал слова. В общении часто просил собеседников говорить медленнее либо переадресовывал вопросы жене.
Одиночество, невостребованность, нищета…
Реабилитационный период актера, поначалу не собиравшегося сдаваться, растянулся на годы. Его изредка задействовали в массовках, главные роли перешли к другим актерам. В детской постановке «Муму» Григорьев сыграл глухонемого Герасима. Придя в кассу за зарплатой, спросил у кассирши, почему ему так мало заплатили. На что женщина, не подумав, ответила: «Работать, Костенька, надо больше!» После этого случая актер тут же написал заявление об уходе.
Последние киносъемки у Григорьева произошли в 1991 году в фильме «По Таганке ходят танки» Александра Соловьева. Там актер сыграл роль пациента психиатрической больницы. Причем сыграл настолько блестяще и похоже, что многие соратники подумали о его сумасшествии.
Многие друзья становились бывшими и постепенно отходили в сторону, оставляя Григорьева наедине с его пошатнувшимся здоровьем и материальными проблемами. К тому же четыре последних года жизни у актера, которым еще недавно восхищалась вся страна, был рак почки. Григорьев Константин Константинович стал вести замкнутый образ жизни, сильно нуждался, возможно, от безысходности начал выпивать. Его, живущего на одну пенсию, которую даже в одно время отполовинили по непонятным соображениям чиновники, даже обокрал какой-то молодой хулиган. Выхватил из рук сумку, в которой были деньги, паспорт, блокадное и пенсионное удостоверения.Последние годы жизни: Константин Григорьев
Актер, личная жизнь которого тоже стала давать трещину, находился в глубокой депрессии. От постоянного стресса у третьей супруги начались проблемы с алкоголем, что привело к распаду брака. Позже в жизни Константина то ли случайно, то ли с определенным умыслом появилась женщина по имени Ольга, родившая ему сына. По ее настоянию была продана московская квартира и сменено место жительства. Семья переехала на окраину Санкт-Петербурга в «хрущевку». Некоторое время спустя молодая жена подала на развод, вынесла из дома все вещи и даже пыталась оспорить в судебном порядке часть жилплощади. Последние годы жизни рядом с актером была молодая женщина Надежда, взявшая на себя заботу о нем. Она даже переехала в квартиру к Григорьеву, где готовила ему обеды, убирала, часто читала ему книги, они вместе смотрели кинокартины.
Константин Григорьев (фото сделано в последние годы жизни) скончался 26 февраля 2007 года и был похоронен на Большеохтинском кладбище в Санкт-Петербурге. Его жизнь, ярко контрастная и глубоко несчастная, легла в основу документальной киноленты «Кумир. Без памяти и славы».